Цели урока:
Образовательные
Обобщить знания о процессе пищеварения
Выявить уровень усвоения ведущих понятий , закрепить их
Продолжить формировать понятия «фермент, «субстрат»
Раскрыть, как происходит переваривание в желудке, тонком кишечнике, работа печени и поджелудочной железе.
Развивающие
Формирование умений выделять главное, сравнивать, делать выводы,
Продолжить формирование умения работать с книгой
Показать практическую направленность полученных знаний
Воспитывающие
Способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процесса питания
Оборудование: карточки с вопросами, тексты учебника.
№
| Этап урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1
| Орг. момент
Целеполагание
| 1 минута
| Знакомит с темой урока и
целью
| Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки,
которую желают
получить за урок
| 2
| Работа с разноуровневыми
вопросами
| 20
минут
| Раздает вопросы,
объясняет
| Отвечают на вопросы
| 3
| Беседа по вопросам
| 10
минут
| Организация
дискуссии
| Участие в беседе,
Отстаивание своей
точки зрения.
| 4
| Рефлексия
| 3 минуты
| Подводит итог
беседе, анализирует
таблицу
| Сравнивают результат таблицы
с предполагаемым
результатом
| 5
| Тестирование
Проверка и закрепление
знаний.
| 10 минут
| Дает задание
выполнить тест
| Выполняют тест с выбором одного верного варианта.
| 6
| Индивидуальное задание
| 1 минута
| Дает задание
желающим подготовить сообщения о значении кулинарной обработки пищи, о режиме питания.
| Желающие
записывают задание
|
Ход урока:
1. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения желудка и кишечника, а также с процессами, происходящими в них. Будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.
2. Работа с разноуровневыми вопросами.
Задания на «3»
Опишите особенности строения желудка? ( по форме похож на большую грушу; вместимость 2-3 л; слизистая имеет много складок; в слизистой расположено 35 млн. желез).
Какие процессы происходят в желудке? (за сутки выделяется 2л желудочного сока; желудочный сок=соляная кислота + слизь + ферменты; под действием соляной кислоты гибнут микробы; слизь защищает желудок от механических, химических и прочих повреждений; под действием ферментов расщепляются белки; всасываются: алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза).
Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? (пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока; ферменты двенадцатиперстной кишки расщепляют белки, жиры и углеводы; желчь усиливает действие ферментов).
Опишите строение тонкого кишечника? (длина 4,5-5м;начальная часть называется двенадцатиперстной).
Какое строение имеет слизистая тонкого кишечника? (слизистая оболочка тонкой кишки имеет множество складок и покрыта бесчисленными ворсинками).
Какова длина толстой кишки?(1,5-2 м).
Что такое аппендикс? Какова его роль?(аппендикс- это один из участков толстой кишки -узкий червеобразный отросток, длиной 6-8см;орган иммунной системы).
Задания на «4»
Какие процессы происходят в тонком кишечнике? (процессы пищеварения в тонкой кишке состоят из трех этапов:1)полостное пищеварение: белки расщепляются до аминокислот, углеводы-до глюкозы, жиры-до жирных кислот и глицерина;
пристеночное пищеварение: перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками; 3)всасывание: глюкоза и аминокислоты в кровь; жирные кислоты и глицерин в лимфу, а затем- в кровь).
Какие процессы происходят в толстом кишечнике? (аппендикс-орган иммунной системы; в толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи, которые могут здесь находиться 12-20 часов; под действием бактерий происходит расщепление клетчатки; вода всасывается в кровь).
Задания на «5»
Какова роль печени в организме человека? (Печень принимает участие не только в процессе пищеварения: в ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества; в этом барьерная роль печени; в печени откладывается в запас углеводов в виде гликогена-животного крахмала).
Что такое желчь? Каково ее значение в переваривании пищи? (желчь образуется в клетках печени непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов; она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров, разлагая их на мелкие капельки).
Беседа по вопросам. Создается дискуссия. Учащиеся участвуют в беседе.
Рефлексия. Подведем итог беседе, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
Тестирование. Проверка и закрепление знаний.
Тест.
1.В организме человека вода составляет:
a) 20-25
b) 35-40%
c) 60-65%
2.В организме человека всасывается без изменений:
a) белки
b) вода, минеральные соли
c) жиры
3.Процесс механической обработки это:
a) превращение сложных органических веществ в более простые под действием ферментов
b) пища измельчается, смачивается слюной и пищеварительным соком
4.В ротовой полости:
a) пища подвергается механической, химической обработке
b) пища подвергается только химической обработке
c) пища подвергается только механической обработке
5.Пища из ротовой полости попадает:
a) в двенадцатиперстную кишку
b) в глотку
c) в желудок
6.Жиры перевариваются:
a) в ротовой полости
b) в желудке
c) в двенадцатиперстной кишке
7. Вещества желчи:
a) ферменты
b) облегчают расщепление жиров
c) жиры
8.Аминокислоты всасываются:
a) в кровь
b) в лимфу
c) в ферменты
9.Слизистая желудка:
a)складчатая
b)гладкая
c)гладкая, складчатая
10.В желудочном соке соляная кислота составляет:
a)50%
b)10%
c)0,25%
11.Куда открываются протоки поджелудочной железы:
a) в желудок
b)в двенадцатиперстную кишку
c)в толстую кишку
12Какие вещества перевариваются в желудке:
а) белки
б) жиры
в) углеводы
Для выявления пробелов до начала занятия ученик готовит таблицу, куда записывает индексы выбранных им ответов.
№
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| Ответ
| в
| б
| а
| б
| в
| в
| б
| а
| а
| в
| б
| а
| 6. Индивидуальное задание: поговорки на тему еды и пищеварения, желающие готовят сообщения на темы “Значение кулинарной обработки пищи”, ”Режим питания”, ”Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение”. |