Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.02.2014
Размер163.21 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Биология > Сценарий





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ШКОЛА №31

Российская Федерация, г. Мытищи, ул. Борисовка, 6

Тел. 8 (498) 750-02-92  

Сценарий урока изучения темы Дыхание по индивидуально-групповой методике
Урок Дыхание и его значение. Органы дыхания

Номинация: лучшая разработка с цифровой лабораторией AFSTM

Предметная область: биологи

Возраст участников: 14 -15 лет

Класс: 8

Автор: Хайбулина Каринэ Владимировна

Мытищи

2013

Аннотация

В работе представлен сценарий урока изучения темы Дыхание для 8 кл. по индивидуально-групповой методике. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у школьников совокупности универсальных учебных действий (УУД) направленных на достижение планируемых результатов.

Следует отметить, что представленная методика организации познавательной деятельности учащихся позволяет реализовать концепции стандартов нового поколения. Это отражено в разработке представленного урока.

На изучение данной темы в общеобразовательной школе в 8 классе по предметной линии В.В. Пасечника «Линия жизни» отводится 5уроков. Организация учебно-познавательной деятельности по индивидуально-групповой методике осуществляется в соответствии с основными этапами:

1. Инструктаж, вводная беседа или лекция

2. самостоятельная работа школьников

3. систематизация и коррекция знаний

4. обобщение и оценка знаний учащихся

На первом этапе изучения темы учителю важно мотивировать учащихся на последующую работу, правильно их проинструктировать. Далее идет вводная беседа или читается лекция, в которой учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы.

На втором этапе реализуется самостоятельная работа школьников в группах. Составленные учителем группы работают на протяжении изучаемой темы в том составе, в котором они приступили к изучению темы раздела. Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением результатов производится по инструктивной карточке, разработанной учителем, при этом учитывается специфика изучаемого материала.

На третьем этапе осуществляется систематизация и коррекция знаний учащихся, приобретенных в процессе самостоятельной работы. Учитель при необходимости вносит дополнения и уточнения в знания учащихся, выявляет их осмысленность и способность применять на практике.

На четвертом этапе осуществляется обобщение и оценка знаний учащихся. Данный этап проводится в виде контрольно-обобщающего урока. Учитель готовит вопросы воспроизводящего и творческого характера по изученной теме. На этом уроке оцениваются результаты работы по изучению материала темы.

Данный урок является первым в изучение темы по индивидуально-групповой методике. Урок №1 Дыхание и его значение. Органы дыхания. Первый урок начинается с краткой вводной лекции. Учащиеся рассаживаются по группам и знакомятся с инструкцией. Учитель обращает их внимание на наиболее важные вопросы, дает рекомендации по выполнению различных видов работы, предусмотренных планом. После краткой беседы учащиеся приступают к самостоятельной работе. На основе изучения текста учебника и др. учащиеся находят ответы и выполняют задания, предусмотренные инструкцией. Если у них возникают какие-либо трудности, то они могут обратиться за консультацией к учителю. Инструктивная карточка играет важную роль на всех уроках изучения темы по индивидуально-групповой методике. Данная методика сочетается со всеми современными средствами обучения.

Следует отметить, что представленная методика организации познавательной деятельности учащихся позволяет реализовать концепции стандартов нового поколения. В процессе обучения показаны возможности применения современного оборудования для исследования и демонстрации экспериментов в режиме реального времени на уроке.

Сценарий урока составлен с учетом здоровьесберегающих технологий.

Цель: сформировать навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности у учащихся, коммуникативные качества, умение работать в группе, умение извлекать информацию, необходимую для выполнения задания.

Задачи: сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма;

- научить проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании;

- аргументировать полученные результаты, оценивать свои знания.

Планируемые образовательные результаты.

По итогам изучения материала темы учащиеся должны знать:

значение процесса дыхания;

строение и функционирование дыхательной системы.

различия в строении и жизнедеятельности органов дыхательной системы;

Учащиеся должны уметь:

объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы;

проводить простейшие эксперименты, оказывать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего; об общих приемах реанимации.

Выводы: в сценарии урока «Дыхание и его значение. Органы дыхания» реализуются навыки исследовательской деятельности у учащихся с применением современных ИКТ и концепции стандартов нового поколения.

Систематическое применение методики способствует повышению эффективности процесса обучения.

Для разработки урока автором была использована литература:

Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; Уроки биологии: пособие для учителей 8 класс В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов; Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы; Биология человека электронное наглядное пособие интерактивный плакат Г.И. Лернер.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистервег)
Сценарий урока изучения темы Дыхание по индивидуально-групповой методике.

Урок Дыхание и его значение. Органы дыхания.

Цель: дать представление о значении дыхания, развить умение выделять главное, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные качества, умение работать в группе.

Задачи:

- продолжить формирование представлений о дыхании и его значении для жизнедеятельности организма человека;

- познакомить учащихся с особенностями строения и функциями органов дыхания человека; со спецификой его голосового аппарата [3];

- научить распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы, проводить простейшие эксперименты, проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программно-аппаратный комплекс AFS (датчик содержания О2, датчик содержания СО2 , датчик звука (микрофон)), LABQUEST-2, система интерактивного голосования, инструктивные карточки, торс человека, муляж строение голосового аппарата.

Базовые термины и понятия: дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, ацинус, легочная плевра, голосовой аппарат.

Демонстрации: демонстрационный эксперимент, программа «Биология человека», торс человека.

Тип урока: вводный урок

Методы: словесные, наглядные, практические

УУД:

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные

Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи.

Личностные

Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе;
знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью;
сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма.

Этапы урока:

  1. Организационный

  2. Мотивационный

  3. Актуализация

  4. Изучение нового материала

  5. Подведение итогов работы. Рефлексия

  6. Домашнее задание


Ход урока

Организационный этап: подготовить учащихся к работе на занятии.

(1 мин.)

Учитель. Здравствуйте!

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.

Мотивационный этап: подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока. (3 мин.)

Учитель. Начнем наш урок с небольшого опыта. Над доской висят часы с секундной стрелкой, обратите внимание на время до начала опыта и после его завершения. Вдохните воздух и задержите дыхание на некоторое время насколько это возможно для вас. Определите период времени, который вы смогли обойтись без дыхания.

Ученики демонстрируют опыт.

Учитель. Какие ощущения у вас возникли?

Ученики. Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах.

Учитель. Без пищи человек может прожить более 50 дней, без воды – примерно 5 дней, а вот без дыхания – около 5 минут.

Учитель. Дыхание эта та драгоценная ниточка, которая обеспечивает нам с вами существование на нашей планете. Тема сегодняшнего урока «Дыхание». Открываем тетради и записываем число « » ___ и тему занятия «Дыхание».

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим формирование представлений о дыхании и его значении для жизнедеятельности организма;

- раскроем особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;

- рассмотрим влияние дыхания на наше здоровье.

Актуализация опорных знаний: (5 мин.)

Учитель. Что такое дыхание?

Ученик. Процесс газообмена в результате, которого потребляется кислород.

Ученик. Совокупность процессов, в результате которых происходит обмен газами кислородом и углекислым газом.

Учитель. Для того чтобы убедиться в правильности вашего предположения давайте проведем эксперимент.

Учитель. Для проведения эксперимента мы воспользуемся интерактивной доской, программно-аппаратным комплексом AFS подключенными к нему датчиками содержания O2 и содержания СО2. Нам понадобится пустая биокамера и ассистент.

Учитель. Обратите внимание, на кафедре стоит пустая биокамера. Воздух находящийся внутри нее соответствует по составу атмосферному. В пустую биокамеру размером 250 мл. в верхнее отверстие вставляем датчик измерения кислорода, а в нижнее отверстие датчик измерения углекислого газа. Затем запускаем процесс измерения атмосферного воздуха находящегося в биокамере. Значения измерений через систему сбора данных поступают в компьютер. Исследуемые параметры отображаются на экране монитора и интерактивной доске. Данные сохраняем.

Учитель. Далее вынимаем один из датчиков, например измерения углекислого газа из отверстия и попросим ассистента вдохнуть в камеру воздух на выдохе прошедший через органы дыхания.

Ассистент – вдыхает воздух.

Учитель. Затем запускаем процесс измерения воздуха находящегося в биокамере. Результаты обрабатываются.

Данные полученные в результате демонстрации эксперимента наглядно отображается на интерактивной доске.

Учитель. Прошу одного из желающих прокомментировать результат.

Ученик. В процессе исследования мы получили следующие данные: концентрация кислорода атмосферного воздуха находящегося в биокамере (соответственно вдыхаемого воздуха) составляет 20,9%, а в выдыхаемом воздухе 16,3%. Количество углекислого газа содержащегося в камере составляет 0,03%, после проведения опыта – 4,00%.

Учитель. Анализируя результаты проведенного опыта, какой вывод можно сформулировать?

Ученик. Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что при дыхании осуществляется газообмен, в процессе которого количество кислорода расходуется, а углекислого газа увеличивается.

Учитель. Что же такое дыхание с биологической точки зрения?

Ученик. Дыхание – совокупность процессов, участвующих в обеспечении организма кислородом и выделении углекислого газа.

Изучение нового материала:(30 мин)

Лекция: (10 мин.)

Затем учитель проводит лекцию, которая сопровождается демонстрацией интерактивных плакатов «Биология человека» [4] на интерактивной доске, в процессе которой учащиеся записывают в рабочей тетради конспект по изучаемой теме.
Опорный конспект для учащихся по теме: Дыхание по учебнику «Биология 8 класс» [1].
Дыхание – совокупность процессов обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления сложных веществ с высвобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.

Значение дыхания
обеспечение образование окисление удаление

организма и удаление органических (вода, сероводород,

кислородом из организма соединений аммиак)

углекислого с высвобождением

газа энергии
Этапы дыхания
внешнее транспортировка газов тканевое дыхание

кровью
Дыхательная система
воздухоносные пути легкие
верхние нижние

носовая полость трахея

глотка бронхи

гортань бронхиальное дерево

Голосовой аппарат человека
голосовые связки голосовая щель
Речевой аппарат человека
подвижные части неподвижные части

губы верхняя челюсть

язык зубы

нижняя челюсть альвеолы

небная занавеска

маленький язычок

Механизм дыхания
вдох выдох

Механизм вдоха - сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) – увеличение объема грудной полости – уменьшение давления в грудной полости и в полости легких – засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

Механизм выдоха - опускание ребер и расслабление диафрагмы – уменьшение объема грудной полости и полости легких – увеличение давления в легких– выталкивание части воздуха наружу

Жизненная емкость легких – объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха.

Работа органов дыхания подчиняется механизму нервной и гуморальной регуляции
Защитные рефлексы
кашель чихание зевота
Болезни органов дыхания

врожденные приобретенные
Физкультминутка: упражнение «Ленивая восьмерка» выполняется в положении стоя (1-2 мин.) (см. приложение№1)
Организация групповой работы учащихся (1-2 мин.). Учитель предварительно формирует гетерогенные группы с учетом психолога - педагогических особенностей учащихся. В состав каждой группы входит 5-6 человек и консультант. С помощью проектора на интерактивную доску выводится список групп с консультантом и озвучивается учителем. Инструктаж учащихся по использованию оборудования для эксперимента осуществляется учителем при помощи инструкции которая выводится на интерактивную доску ( см приложение №2).

Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкции на печатной основе (20 мин.)

Пример инструктивной карточки

Урок 1 Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1. Прочитайте начало параграфа 20 стр.90-91 «Дыхание и его значение. Органы дыхания». В рабочей тетради выполните зад.№1,2 стр.48.

Устно ответьте на вопрос: почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?

2. Прочитайте статью параграфа 20 стр.91 «Строение и функции органов дыхания». На объемной модели (муляж) торс человека «Строение дыхательных путей» распознайте органы, входящие в дыхательную систему. В рабочей тетради выполните зад.№3,4 стр.48-49 .

3. Прочитайте статью параграфа 20 стр.92 «Голосовой аппарат человека». На объемной модели муляж «Строение голосового аппарата» рассмотрите и распознайте основные структуры, входящие в состав гортани. Используя оборудование (датчик звука и LABQUEST-2) проведите эксперимент «Звуковые волны ». Откройте и посмотрите описание эксперимента в устройстве LABQUEST-2.(см приложение№3)

4. Прочитайте статью параграфа 20 стр.93 «Речевой аппарат человека». Устно ответьте на вопрос: Каковы основные пути исправления дефектов речи?

5. Устно дайте определения следующим понятиям: дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, ацинус, легочная плевра, голосовой аппарат.

Промежуточный контроль: разъяснять учащимся вопросы, вызвавшие затруднения, корректировать высказывания учащихся, разъяснять неизвестные им термины, направлять работу в группах, контролировать включенность в работу всех учащихся, проверять выполнение групповых заданий, оказывать помощь при проведении эксперимента.

Подведение итогов работы. Рефлексия: (2-3 мин.)

Учитель выводит на интерактивную доску результаты одной из групп полученные в демонстрационном эксперименте.

Учитель. Устно ответьте на вопрос. От чего зависят характеристики звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия голоса?

Ученик. В процессе эксперимента нами было установлено различие между мужским и женским голосом. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий. Измерения (развертка колебаний) показали, что звуки низких тонов - это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний.

Учитель. Важно отметить, что характеристики звуков, издаваемых человеком, особенно при членораздельной речи, зависят также от сокращения мышц глотки, ротовой полости, резонаторов и т.д.

Оценивание результатов работы на этом уроке каждый учащейся осуществляет самостоятельно, используя разработанные критерии (см. приложение № 4) Критерии для оценивания результатов изучения новой темы выводятся на интерактивную доску. Учащиеся оценивают результат своей работы и сообщают оценки консультанту. Консультанты проставляют результаты во вкладке примечание в устройстве LABQUEST-2 и передают информацию используя Wi-Fi на компьютер учителя.

Рефлексия осуществляется с помощью интерактивной системы для голосования индивидуально каждым учеником из группы.

Учитель выводит на интерактивную доску вопросы:

Понравился ли вам урок?

Достигли ли ожидаемых результатов лично вы?

Возникли ли у вас затруднения?

Домашнее задание:

При правильно организованной самостоятельной работе в группе обычно прорабатывается вся инструктивная карточка, в этом случае домашнее задание не задается. Группа, не изучившая тему по инструкции, полностью обеспечивается домашним заданием.

Учитель. Учащиеся, изучившие тему на уроке и уверенные в своих дальнейших результатах, могут быть освобождены от домашнего задания. Ученики испытывающие затруднения при изучении темы или неполностью изучившие тему на уроке прорабатывают параграф 20 и доделывают задания в рабочей тетради к учебнику.
Литература:

  1. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.-127 с.

  3. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.

  4. Биология человека электронное наглядное пособие интерактивный плакат Г.И. Лернер.


Приложение:
Приложение №1

Физкультминутка упражнение «Ленивая восьмерка»

1. Рука вытягивается вперёд и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру 8, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза также вслед за рукой «рисуют» восьмёрку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмёрки одной рукой.

2. То же самое другой рукой.

3. Дальше обе руки вытягиваются вперёд, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмёрку и следим глазами за пальцами [3].
Приложение №2

Инструктивная карточка для работы с оборудованием

1. Соблюдайте технику безопасности!

2. Присоединить необходимые датчики к LABQUEST-2.

(Шнур вставляется плоской стороной вниз)

3. Включить LABQUEST-2, нажав на кнопку Power

(экран засветился, аппарат готов к работе).

4.Ознакомиться с описанием эксперимента.

5. Запустить измерение.

6. Остановить измерение.

7. Проанализировать результаты.

8. Данные сохранить в карте памяти и передать на компьютер.
Приложение №3

Эксперимент «Звуковые волны »

Цель: изучение звуковых волн женского и мужского голоса

Задача: исследовать звуковые волны женского и мужского голоса, сделать выводы о причине их различий

Оборудование: LABQUEST-2, датчик звука микрофон, испытуемые (юноша и девушка).

Ход опыта:

  1. Испытуемый (девушка) записывает фразу (мама мыла раму) спокойным голосом в микрофон.

  2. Экспериментатор запускает процесс измерение, используя LABQUEST-2, полученные результаты сохраняет.

  3. Испытуемый (юноша) записывает фразу (мама мыла раму) спокойным голосом в микрофон.

  4. Экспериментатор запускает процесс измерение, используя LABQUEST-2, полученные результаты сохраняет.

  5. Проанализировать частоту звуковой волны женского и мужского голоса и сопоставить результаты. Полученные результаты сохранить в LABQUEST-2, и передать информацию в режиме реального времени на компьютер учителя.

Выводы: указывается амплитуда и частота женского, затем мужского голоса. На основе полученных данных объясняется причина различия между мужским и женским голосом.

Полученные результаты оформить в рабочей тетради.
Приложение №4
Критерии для оценивания результатов изучения новой темы:

  1. Изучен текст параграфа - 1б.

  2. Даны правильные ответы на вопросы -2 б.

  3. Составлен конспект по изученной теме в рабочей тетради -3 б.

  4. Выполнено задание в рабочей тетради на печатной основе к учебнику – 4б.

  5. Проведение эксперимента -5

15 баллов оценка -5

10 баллов оценка -4

6 баллов оценка -3

3 балла оценка -2

1-2 балла оценка -1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск