Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 109.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.03.2014
Размер109.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Волосникова Тамара Михайловна,

учитель МХК МБОУ СОШ 38
Тема: Артемида – богиня охоты (5 класс)
Цель: воспитание интереса к Древнегреческой мифологии, как основе античной культуры и искусства на примере богини охоты Артемиды
Задачи:

Обучающая: понимание языка античной мифологии; знакомство с мифами об Артемиде; с новыми терминами, связанными с этой богиней; произведениями искусства.

Развивающая: введение учащихся в мир античной мифологии, богов Древней Греции, эмоционально связанных с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий

Воспитывающая: формирование нравственного отношения к культурным ценностям; пробуждение творческой активности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический (составление вопросов – ответов).
Оснащение кабинета для урока: компьютер, проектор, слайдовая презентация, текст мифов об Артемиде и Ниобе, Артемиде и Актеоне, Артемиде и Эдимионе, напечатанный на методических карточках; учебники с.83-88
План урока: обобщение и систематизация знаний.
Организационный момент (2 мин)
Слайд-задание «О чем говорят картины?» - проверка знаний по предыдущим темам (5 мин)
Оценивание ответов (2 мин)
Новый материал (слайдовая презентация)

- объяснение учителя, знакомство с произведениями искусства,

- знакомство с новыми словами, понятиями по теме (15 мин)

- изучение мифов об Артемиде - зачитывают, рассказывают ученики (текст мифов - на столах) (6 мин)
Закрепление нового материала.
Составление обучающимися по 4 вопроса – ответа из материала новой темы на оценку – 7 мин (4 минуты – на составление, 3 мин - на проверку вопросов – ответов)

Итог урока - 2 мин
Домашнее задание – 1 мин
Ход урока
Проверка знаний по предыдущим темам: «О чем говорят картины?» слайд-задание
Учитель:

- Продолжаем говорить о богах древнегреческого Олимпа. Прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомним, о чем мы вели разговор на прошлых уроках.

- Внимание на экран. Выполни задания!
Слайд №1

О чем говорят произведения искусства? Опиши характер



Зевс Отриколи. 4в до н.э. Ватикан. Рим

Ответ: мужественный, сильный, всемогущий, милосердный к слабым и бедным и жестокий к не признающим его культа; с пышной бородой и вьющимися волосами.
Слайд №2

Назвать богов-олимпийцев, изображенных на картине?



Д.Веласкес «Кузница Вулкана» ок.1630 г.

Ответ: Гефест – бог кузнечного ремесла, Аполлон – бог солнца и покровитель искусств
Слайд №3

Рассказать миф об Афине и Посейдоне, лежащий в основе этой скульптуры?



Ответ: Поспорили Посейдон и Афина, кто сделает самый полезный предмет для людей, тот и станет обладать Аттикой. Посейдон высек из земли морскую воду и сотворил коня. Афина превратила дикого коня в домашнее животное и дала людям оливу с плодами. Понравился им дар Афины и с перевесом в один женский голос спор выиграла Афина.
Слайд №4

Расскажи миф.


Прометей, создающий первого человека.

Рельеф саркофага. III в. до н.э.

Капитолийские музей. Рим
Ответ: Этот миф нашел широкое воплощение в произведениях античного искусства: в греческой вазописи, в рельефах саркофагов, в античных камеях и геммах. Прометей сидит на скале под сенью дерева и держит на коленях маленького человечка. Рядом еще несколько совершенно готовых детей. Богиня мудрости Афина помогает Прометею, наделяя детей душой и разумом. Одному из них, она сажает на голову бабочку – символ человеческой души.
Слайд №5

Каким показан бог Дионис у Караваджо?



Караваджо. Вакх. 1593 – 1594гг.

Галерея Уффицы, Флоренция
Ответ: Цветущий, отдыхающий, наслаждающийся дарами-подношениями, с постоянными атрибутами в руках – чаша с вином, венок из виноградной лозы на голове, тирс, увитый плюющем.
Слайд №6

Кто из богов постоянно находится в сопровождении муз?



Ответ: Аполлон бог Солнца, покровитель искусств и муз, поэтому его называют Мусогет.
Слайд №7

Кто изображен с богом Аполлоном, выпускающим стрелу?

Ответ: его сестра – близнец Артемида, стрелы которой без промаха поражают любую цель. Есть в ее колчане и отравленные стрелы
Учитель:

- Повторение пройденного материала закончено. Всем, кто давал правильные ответы, ставлю «хорошо» и «отлично».

- Переходим к изучению нового материала.
Изучение нового материала (слайдовая презентация) – объяснение учителя, знакомство с произведениями искусства; мифы об Артемиде зачитывают, рассказывают ученики (текст мифов в печатном виде находится на партах в методических карточках).
Слайд №8



…Я воспеваю Артемиду с золотыми стрелами, сестру Аполлона, которая владеет золотым мечом, ездит верхом по горам и вершинам, обвеваемыми ветрами; она натягивает лук и пускает смертельные стрелы.

Гомер
Слайд №8


Учитель:

- Итак, Артемида и Аполлон были близнецы, родились на острове Делос. Именно там смогла найти укрытие их мать Латона (Лето), от вездесущей Геры, жены Зевса. Олимпийские Боги, зная мстительный и ревнивый характер Геры, сжалились над несчастной Латоной и поместили ее на остров Делос. Громко славили родившихся близнецов, в дар принесли им божественные напитки амброзию и нектар. В честь их рождения природа торжествовала яркими красками, необыкновенными звуками как бы показывая радость рождения Аполлона и Артемиды. Гера же не могла смириться с этим, поэтому посылала им различные испытания, например: в образе страшного и злого дракона Пифона, который был побежден юным Аполлоном.
На месте этой схватки в Дельфах, был возведен храм.

Но не только смелыми и храбрыми показаны боги Аполлон и Артемида, они показаны и жестокими. Об этом свидетельствует миф о Ниобе. Прошу найти текст мифа у себя на парте.

- Внимание! Вопросы на которые надо ответить:

*Кто такая Ниоба?

*Как связаны Аполлон и Артемида с этим именем?
Обучающиеся читают и пересказывают этот миф)
Ответ: Ниоба – многодетная мать, у нее было 14 детей. Однажды, в разговоре она посмела нелестно отозваться о Латоне, у которой было всего лишь 2 ребенка. Аполлону и Артемиде это не понравилось и они жестоко расправились с ее детьми – с помощью стрел, «положили» к ее ногам всех по очереди. Мать Ниоба, от горя превратилась в камень, который постоянно источал влагу – это слезы несчастной матери.
Учитель:

- Мы познакомились с этим мифом, когда говорили о боге Аполлоне. Сегодня мы поговорим о его сестре Артемиде – покровительнице охоты – Диане.

- Прочитав этот миф, можно ли назвать Артемиду жестокой?

Ответ: Да. Она вступились за свою мать Латону, но проявила безжалостность по отношению к другой женщине – матери, превратив это в месть.
Слайд №9

Леохар «Диана - охотница»

Учитель:

- Издавна почиталась как богиня луны и плодородия. Одна из лучших работ, которая мастерски передает ракурс устремленного вперед тела. В быстром, стремительном беге Артемида достает стрелу из колчана, другой рукой держит за рога стремительную лань – священное животное.

- Артемида - покровительница охоты, диких животных и родов (из-за помощи в рождении своего брата), а также маленьких детей. Когда ей было три года, Зевс спросил, что бы она хотела получить в подарок - девочка назвала лук и стрелы, вечную девственность, горы и один город. Зевс с радостью предоставили ей все, что она хотела и многое другое. Он приказал циклопам выковать серебряный лук и заполнить ее колчан стрелами. Он обещает ей вечную девственность, отдает ей горы, и дарит 30 городов. Артемида покровительствовала нимфам, и часто появлялась вместе с ними. Как и большинство олимпийцев, Артемида резко негативно реагировала на те случаи, когда ей не оказывалось достаточно почестей.

К примеру, один небезызвестный жених, который не принес жертву Артемиде, оказавшей ему помощь в получении невесты, обнаружил, что его спальня кишит змеями, после чего сразу же выполнил все необходимое в благодарность богине.

Артемида убила другого охотника, Ориона, которого она любила. С ее стороны это было неумышленное убийство. Однажды Аполлон, обиженный тем, что Артемида полюбила Ориона, увидел, что тот заплыл далеко в море. Голова Ориона, едва виднелась над водой. Аполлон нашел Артемиду и указал ей на темный предмет в море вдали от них, сказав, что она не сможет попасть в столь малую цель. Подстрекаемая братом, Артемида, не зная, что целится в голову Ориона, выпустила стрелу, сразившую ее любимого. Впоследствии Артемида поместила Ориона среди звезд и дала ему в небесные спутники одного из своих гончих псов, Сириуса. Так что единственный мужчина, которого она любила, стал жертвой ее азарта. Артемида известна в первую очередь как богиня охоты, но она еще и богиня Луны.

В 550 г.до н.э. в честь богини Артемиды, в городе Эфесе был возведен мраморный храм, строившийся более 120 лет. Святилище храма украшала статуя Артемиды; на платье ее были изображены дары земли и животные.
Учитель:

Вопрос к классу: Назовите атрибуты Артемиды?

Класс называет атрибуты, глядя на слайд со скульптурой Леохара «Диана – охотница»



Ответ:

Колчан, серебряный лук, факел

Священные животные – олень, собака.

Слайд №10
Учитель:
Рассмотрим картину Ф.Буше «Купание Дианы» 1742 г.

Очаровательная богиня только что вышедшая на берег. Справа от нее – подстреленная дичь, слева – постоянные атрибуты (колчан со стрелами) На голове Дианы можно различить полумесяц- явный намек на то, что в мифологии она одновременно почиталась как богиня Луны. Эта картина как бы претворяет сюжет следующего мифа о молодом охотнике Актеоне, который случайно оказался свидетелем этого купания, но расправа Артемиды была молнееносной.

- Внимание, прошу найти в своей методической карточке текст этого мифа.
Слайд №11

Учитель: Тициан «Диана и Актеон» 1562г (Миф об Артемиде и Актеоне).

Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции"Источник сюжета - Овидий, "Метаморфозы")

- Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию, посвященную богине Артемиде. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к нему, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде, и что она только что вошла туда. Богиня отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанию. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона.

Они окружили Артемиду, желая скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, и превратила несчастного Актеона в стройного оленя. Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз. Лишь разум человека сохранила ему богиня. Что делать ему? Куда бежать? Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, рвут его тело на части рассвирепевшие псы. Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Затравили собаки дивного оленя, и не знали друзья Актеона, кем был этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.
Слайд №12






Артемида и Актеон» роспись античного кратера
Артемида серьезно мстила своим соперникам - к примеру, когда король Ойней не принес жертву Артемиде, та отправила на его земли огромного кабана, портящего посевы.

Попался на оскорблении богини и король Микен Агамемнон, хваставшийся, что его охотничье мастерство лучше, чем у богини. Накануне Троянской войны Артемида с помощью жестокого ветра посадила греческий флот на мель, и, чтобы успокоить ее, Агамемнон пожертвовал ей свою дочь, Ифигению, хотя, по некоторым данным, богиня сжалилась в последнюю минуту, и заменила девушку на оленя на жертвеннике.

Слайд №13



Калмаков Н.К. «Артемида и спящий Эндимион» 1917г.

Учитель:

Внимание, найдите текст мифа, положенный в основу данной картины.

Сложная композиция картины (тондо в квадрате), мастерски передан ритм форм, линий и орнаментов

Миф о любви Артемиды к пастуху Эндимиону

Не желая нарушить данный ранее обет безбрачия, богиня прежде чем поцеловать юношу погрузила его в вечный сон (по другой версии это сделал Зевс).

Учитель:

Запишем новые слова и выражения:

- «спать сном Эндимиона» - означает глубокий, беспробудный сон

- «тондо» в квадрате – перевод с итал. «круг» в квадрате (произведения живописи)
Закрепление материала
Учитель:

Составить 4 вопроса - ответа по новой теме
Примерные вопросы:
Почему культ этой богини так популярен в Древней Греции?

Ответ: Женщины обращались к ней как исцеляющей боли при родах. В Древней Греции девочек посвящали Артемиде, в течение подросткового периода они находились под ее защитой и звались "молодыми медведицами", Она защищала детенышей диких животных от хищников, охраняла дикую природу).
Что отличает изображение Дианы-охотницы, выполненное скульптором Леохаром?

Ответ: Одна из лучших работ, которая мастерски передает ракурс устремленного вперед тела. В быстром, стремительном беге Артемида достает стрелу из колчана, другой рукой держит за рога стремительную лань – священное животное.

Как передано в произведениях искусства миф об Артемиде и охотнике Актеоне?

Ответ: Тициан «Диана и Актеон» 1562г. - убегающий Актеон уже превращается в оленя. Меткая стрела Артемиды настигает «бедное животное». Здесь же собаки Актеона хватают зверя и пытаются его разорвать. В картине много красного цвета, как бы ассоциируется с расправой над несчастным охотником.

Что означает крылатое выражение «Спать сном Эндимиона»?

Ответ: глубокий, беспробудный сон
Домашнее задание:
1. Учебника с.83 – 88 читать, пересказывать

2. Составить дополнительно еще 4 вопроса – ответа в тетради

3. Познакомиться с мифами об Афродите

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск