Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 183.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер183.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа



Рабочая программа

по биологии – 11 класс

Количество часов – 35 (1 час в неделю);

Общеобразовательный уровень

По учебнику - Общая биология. 10 - 11 класс. Под ред. Д.К.Беляева

Срок реализации 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

            Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

         формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

         формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

         приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

         воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

         создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

В учебный процесс включены 4 лабораторных работы (11 класс). Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.



I.                  Эволюция. (30)

1.     Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. (5)

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изме­няемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местно­сти), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и чело­века,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

 




1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Комбинированный урок.

§ 41.

1-я неделя сентября

Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. Тронсформизм.

Вопросы на стр. 144 учебника.

Ламарк.

2.

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.

Комбинированный урок.

§ 42.  § 43.

2-я неделя сентября

 

Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории. Возникновение синтетической теории эволюции.

Доказательства единства происхождения органического мира. Эволюционные доказательства, морфологические и палеонтологические, биогеографические, островные, молекулярные.

Задания со свободным ответом.

Задания со свободным ответом.

Рудименты атавизмы

4.

Вид. Критерии вида. Популяция.

 

Лабораторная работа № 1.  «Морфологические особенности растений различных видов».

Комбинированный урок.

§ 44.

3-я неделя сентября

Популяционная структура вида. Критерии вида.

Работа с гербариями

 

2.     Механизмы эволюционного процесса.(9)

 




5

Роль изменчивости в эволюционном процессе. 

Комбинированный урок.

§ 45.

4-я неделя сентября

Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Вопросы на стр. 164 учебника

 

6

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. 

Комбинированный урок.

§ 46.

1-я неделя октября

Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора.

Вопросы на стр. 166 учебника.

 

7

Формы естественного отбора в популяциях.

Комбинированный урок.

§ 47.

2-я неделя октября

Движущие формы отбора. Стабилизирующая форма отбора.

Задания со свободным ответом

 

8

Дрейф генов – фактор эволюции.

Комбинированный урок.

§ 48.

3-я неделя октября

Случайные колебания частоты генов в популяциях ограниченного размера. Популяционные волны.

Задания со свободным ответом

 

9

Изоляция – эволюционный фактор. Лабораторная работа № 2.   «Изменчивость организмов».

Комбинированный урок.

§ 49.

4-я неделя октября

Географическая изоляция. Экологическая. Биологические механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов.

Задания со свободным ответом

 

10.

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.Лабораторная работа  № 3. «Приспособленность организмов к среде обитания».

Комбинированный урок.

§ 50.

2-я неделя ноября

Покравительственная окраска. Маскировка. Мимикрия. Предупреждающая окраска. Совершенство преспосаблений и их относительный характер.

Задания со свободным ответом

Дивергенция. Конвергенция.

11.

Видообразование.

Комбинированный урок.

§ 51.

3-я неделя ноября

Механизм видообразования.

Вопросы на стр. 176 учебника

 

12.

Основные направления эволюционного процесса. Лабораторная работа № 4.  «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых)».

Комбинированный урок.

§ 52.

4-я неделя ноября

Прогресс и регресс в эволюции. Ароморфоз. Идиодаптация. Общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

Задания со свободным ответом

 

13.

Повторение. «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса».

Урок оценки и контроля знаний.

1-я неделя декабря

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, требуемых к подготовке выпускников.




3. Возникновение жизни на Земле.(2)




14

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

Комбинированный урок.

§ 53.

2-я неделя декабря

Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Пастера. Абиогенный синтез органических веществ.

Вопросы на стр. 182 учебника

Луи Пастер

15.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Комбинированный урок.

§ 54.

3-я неделя декабря

Гипотеза Опарина. Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас?

Вопросы на стр. 185 учебника

Кооцерваты.

4. Развитие жизни на Земле. (8)




16.

Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое

 

Комбинированный урок.

§ 55. § 56. § 57.

4-я неделя декабря

Архей. Протерозой. Эра скрытой жизни. Вспышка разнообразия животных

Кембрий. Ордовик. Силур.Девон. Карбон. Пермь.

Вопросы на стр. 190 учебника Вопросы на стр. 192 учебника Вопросы на стр. 195 учебника

Геохронологическая шкала развития жизни на Земле.

17.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Комбинированный урок.

§ 58. § 59.

3-я неделя января

Триас. Юра. Мел.

Палеоген. Неоген. Антропоген.

Вопросы на стр. 201 - 205 учебника

 

18.

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

Комбинированный урок.

§ 60.

4-я неделя января

Возникновение систематики. Искусственная и естественная системы Две империи природы. Неклеточные формы жизни. Клеточные формы жизни. Прокариоты. Эукариоты..

Вопросы на стр. 210, 216учебника

Погонофора.

19.

Повторение. «Развитие жизни на Земле»

Урок оценки и контроля знаний.

1-я неделя февраля

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, требуемых к подготовке выпускников.




5. Происхождение человека. (6)

 




20.

Ближайшие «родственники» человека среди животных.

Комбинированный урок.

§ 62.

1-я неделя марта

Состав отряда приматов. Данные сравнительной анатомии. Поведение приматов. Цитогенетические данные. Данные молекулярной биологии.

Задания со свободным ответом

 

21.

Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo.

Появление человека разумного.

 

Комбинированный урок.

§ 63. § 64. § 65.

2-я неделя марта

Методы познания истории человечества. Основные этапы эволюции  приматов. Австралопитеки. Эволюция австралопитеков. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандертальский человек. Место их в эволюции. Крманьонцы.

Задания со свободным ответом

Афарский австралопитек Эжен Дюбуа

22.

Факторы эволюции человека.

Комбинированный урок.

§ 66.

3-я неделя марта

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Задания со свободным ответом

 

23

Повторение. «Происхождение человека».

Урок оценки и контроля знаний.

1-я неделя апреля

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, требуемых к подготовке выпускников.




II.               Основы экологии. (15)

1.     Экосистемы. (9)

знать /понимать

основные положения уче­ния В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

 биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устой­чивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

 




24

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.

Комбинированный урок.

§ 67. § 68.

1-я неделя апреля

Экология – как наука. Экологические факторы. Биологический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Симбиотические связи организмов.

Задания со свободным ответом

Экологические системы.

25.

Сообщества. Экосистемы.

Комбинированный урок.

§ 69.

2-я неделя апреля

Сообщество и экосистема. Функциональные группы организмов в сообществе. Примеры экосистем.

Задания со свободным ответом

Продуценты. Редуценты. Консументы.

26.

Поток энергии и цепи питания.

Комбинированный урок.

§ 70.

3-я неделя апреля

Поток энергии. Цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем.

Задания со свободным ответом

 

27.

Свойства и смена экосистем.

Комбинированный урок.

§ 71. § 72.

3-я неделя апреля

Устойчивость и Саморегуляция экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Смена экосистем под влиянием человека.

Задания со свободным ответом

 

28.

Агроценозы.

Комбинированный урок.

§73.

4-я неделя апреля

Структура агроценоза. Отличия агроценоза от биогеоценоза.

Задания со свободным ответом

 

29.

Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Комбинированный урок.

§ 74.

1-я неделя мая

Биологические методы борьбы с вредителями. Применение экологических знаний.

Задания со свободным ответом

 

30.

Повторение. «Экосистемы».

Урок оценки и контроля знаний.

1-я неделя мая

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, требуемых к подготовке выпускников.




2. Биосфера. Охрана биосферы.(3)

 




31.

Состав и функции биосферы.

Комбинированный урок.

§ 75.

2-я неделя мая

Компоненты биосферы. Функции живого вещества.

Задания со свободным ответом

 

32.

Круговорот химических элементов.

Комбинированный урок.

§ 76.

2-я неделя мая

Круговорот углерода, азота в природе.

Задания со свободным ответом

 

33.

Биогеохимические процессы в биосфере.

Комбинированный урок.

§ 77.

3-я неделя мая

Роль живых организмов в создании горных пород. Роль живых организмов в создании почвы.

Задания со свободным ответом

 

3. Влияние деятельности человека на биосферу.




34

Глобальные экологические проблемы.

Общество и окружающая среда.

Комбинированный урок.

§ 78, 79.

3-я неделя мая

Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение  атмосферы, водных систем. Уничтожение лесов. Опустынивание. Потеря биоразнообразия. Рост численности населения.

Задания со свободным ответом

Защита рефератов и презентаций.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск