Скачать 214.96 Kb.
|
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» автор С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин - М.: Дрофа. 2007 Пояснительная записка В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Задачи раздела «Общая биология» (9 класс) Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели. Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих) Содержание учебного предмета Тема1. Биология как наука– 4 часа. Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Тема 2. Теория эволюции – 10 часов. Развитие биологии в додарвиновский период. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Л.Р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественный отбор, его формы и биологическое значение. Приспособленность организмов. Л.Р.№2 «Изучение приспособленности организмов». Зачет: «Теория эволюции» Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле – 13 часов. Современная теория эволюции. Вид: критерии, структура. Элементарные эволюционные факторы. Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Возникновение жизни на Земле. Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение и эволюция человека. Зачет «Возникновение и развитие жизни на Земле. Тема 4. Химическая организация живого – 19 часов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Функции белков. Углеводы. Л/р. «Определение крахмала в растительных тканях». Жиры и липиды. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Нуклеиновые кислоты. РНК. Типы обмена веществ живых организмов. Пластический обмен. Энергетический обмен-катаболизм. Биосинтез белков. Клеточная теория строения организмов. Гипотезы происхождения клетки. Клеточная мембрана. Ядро. ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. Общие сведения о клетках. Основы организации прокариотической клетки. Зачет: «Химическая организация живого» Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.– 8 часов. Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Мейоз. Строение половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Зачет: «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Тема 6. Генетика – 9 часов. Этапы развития и основные понятия генетики. Законы Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Л.Р. «Решение задач и составление родословных». Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Зачет: «Генетика». Тема 7. Закономерности изменчивости. Селекция – 9 часов. Основные формы изменчивости. Мутации, их причины и искусственное получение мутаций. Фенотипическая изменчивость. Л.Р «Построение вариационной кривой». Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Зачет: «Изменчивость и селекция». Тема 8. Биосфера – 8 часов Биосфера. Среды жизни. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе (2 часа). История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Развитие сообществ. Зачет: «Биосфера. Экосистема». Тема 9. Биосфера и человек – 20 часов Экологические факторы и условия среды. Основные законы действия экологических факторов на организмы. Температура. Влажность. Свет. Антропогенные факторы среды. Закономерности воздействия факторов среды. Экологические ресурсы. Адаптации организмов к среде обитания. Ритмы жизни. Межвидовые отношения. Колебания численности организмов. Цепи питания в экосистеме (пастбищные и детритные). Искусственные экосистемы (2 часа). Биотические связи. Взаимоотношения между организмами. Природные ресурсы и их использование (2 часа). Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования. Зачет: «Биосфера и человек». Обобщение программного материала – 4 часа. Календарное, учебно-тематическое планирование.
|