Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 335.4 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.03.2014
Размер335.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
ИШИНА НИНА АНАТОЛЬЕВНА

Содержание авторской разработки «Нетрадиционные методы оздоровления»

Направленность: для общеобразовательных школ, детей дошкольного возраста, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Индийская хатха-йога

3. Стретчинг.

4. Тибетская гимнастика.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнения на осанку

7. Упражнения для укрепления мышц глаз

8. Массаж

9. Психофизическая тренировка

10. Гимнастические тесты.

11. Список использованной литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:

Укрепить здоровье детей, выработать интерес и потребность к повседневным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:

  • Формировать здоровый образ жизни,

  • Развивать двигательную активность и потребность заботится о своем здоровье.

  • Противостоять вредным привычкам.

  • Использовать нетрадиционные методы оздоровления в жизни.


Здоровье - ни с чем несравнимая ценность. К сожалению, за последние десятилетия состояние здоровья детей резко ухудшилось. Современные дети испытывают сильное давление, которое оказывает развлекательная сфера – компьютеры, музыка, телевидение. Переориентация их интересов вылилась в малоподвижный образ жизни, что привело к серьезным последствиям – заболеваниям. Многие дети отстают в росте и физическом развитии, чрезмерно раздражительны, рассеяны. Высокий процент юношей не пригодных к службе в армии, уровень здоровья детей к концу обучения в школе снижается в 4-5 раз и только 10% детей можно считать абсолютно здоровыми. Это представляет реальную угрозу для трудовых ресурсов страны, ее безопасности и экономического благополучия.

Бурная смена наших жизненных устоев выстраивает перед молодежью новые требования. Найти работу становится все труднее. Часто сотрудников подбирают на работу на конкурсной основе, где здоровье, характер, даже внешний вид – осанка, прическа, умение двигаться – расценивается наравне с профессиональными знаниями. Значит, здоровый человек с развитыми физическими качествами и способностями – это прямая ориентация на будущую творческую жизнь и поэтому так актуальна сегодня проблема здоровья детей. Задача российского образования научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Сама жизнь толкает человека на необходимость менять тактику, искать что-то новое в данной сфере. Реформа школы требует от учителей поиска нестандартных решений при обучении учащихся, применяя новые формы и методы. Эти требования диктуются современными задачами по подготовки новой смены – физически крепкой, умелой, готовой к различным физическим нагрузкам. Новизна подачи материала, новые виды упражнений все больше заинтересовывают детей, увеличивают их двигательный режим, содействуют возникновению привычки к повседневным занятиям физической культуры и спортом.

Для того чтобы, обогатить и расширить содержание учебной программы, вызвать огромный интерес у детей, поддержать у них хорошее самочувствие, повысить иммунитет к болезням и активность в разных сферах деятельности можно использовать нетрадиционные методы оздоровления: индийскую хатха-йогу, стретчинг, Тибетскую гимнастику, массаж, психофизическую тренировку, упражнения и игры на формирование правильной осанки, укрепление мышц, глаз, стоп. Осваивая эти комплексы упражнений, дети развивают гибкость. А гибкость – это молодость. Молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость и уверенность в себе. Занятия можно сопровождать музыкой, которая повышает физическую, психическую и эмоциональную активность, придаёт настроение.

На занятиях дети могут выполнять упражнения на растягивания мышц, изучать асаны (позы) индийской хатха-йоги, проводить тестирование на подвижность суставов, отрабатывать комплекс упражнений тонического стретчинга, знакомиться с таблицей ауры здорового, больного, пожилого и ничем не занимающегося человека, отрабатывать комплекс упражнений Тибетской гимнастики.

Огромное значение на детей оказывает дыхательная и корригирующая гимнастика. С возрастом у человека происходит атрофия связочного аппарата дыхательной системы и ослабления мышц. В результате уменьшается объем грудной клетки и жизненная емкость легких, не редко наблюдается отдышка, частые простудные заболевания. Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Оздоровительная направленность занятий состоит в умении детей отдыхать и расслабляться, где применяется метод профессора Динейки, действуя на детей внушением. Это психофизическая тренировка. Под мелодичную музыку, закрыв глаза, дети мысленно представляют то, о чём говорит им учитель. Они могут побывать в космосе, на берегу моря, в лесу и т. д. После психофизической тренировки у них пробуждаются резервные силы и нормализуются все функции организма. На занятиях дети учатся делать массаж. Используя его дома можно активизировать защитные силы организма, снимать физическое и умственное утомление, сохранять осанку, упругость и силу мышц. Нарушение осанки и зрения, плоскостопие, частые простудные заболевания являются проявлением общей функциональной слабостью организма, поэтому так необходимо использовать на занятиях упражнения для развития мышц спины, стопы, зрения.

Данная разработка была апробирована на детях дошкольного возраста, общеобразовательных учреждений и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проводимая работа по оздоровлению детей дает положительные результаты: уровень заболеваемости снижен, повысился уровень качества образования, дети используют нетрадиционные методы оздоровления в самостоятельных занятиях, справляются с заданиями повышенной трудности. Учащиеся заинтересовались многими вопросами: как сделать красивыми ноги, изящную походку, к какому весу надо стремиться, как овладеть своим телом, правила закаливания и другие. Здесь проявляется творческая деятельность учащихся. Они разрабатывают индивидуальные комплексы упражнений различной направленности, разучивают режим дня, двигательную активность, отслеживают показатели физического развития и физической подготовленности. По отдельным темам пишут рефераты, придумывают кроссворды о здоровом образе жизни, ставят перед собой самообязательства. Например, отучиться от дурных привычек: горбиться, читать лежа, вести малоподвижный образ жизни, придерживаться здоровой диеты, справляться со стрессом, противостоять влиянию сверстников и средств массовой информации в области табакокурения, сексуального общения. Дети с удовольствием работают на занятиях, активно участвуют в соревнованиях.

Смотреть приложение №7, 8, 9, 10, 11, 12.

Дети – наша надежда и будущее страны. Мы должны противостоять вредным привычкам, формировать здоровый образ жизни, развивать качества, необходимые в труде, в защите Родины, в личной будущей семейной жизни. Только здоровый человек может стать творцом своей судьбы, быть созидателем в окружающем его мире и обеспечить безопасность нации.


1.Индийская хатха-йога (гимнастическая методика).

Слово “хатха” состоит из двух слогов: “ха” – солнце и “тха” – луна. Солнце символизирует жизненные силы, энергию, бодрость, а луна – их бледное отражение. Иными словами, состояние экспрессии и покоя, напряжения и расслабления.

Суть занятий физическими упражнениями в йоге состоит в том, что человек принимает определенное неподвижное положение (асану) остается в нем некоторое время, мысленно сосредотачивается на том, что в этом положении происходит в организме, какую пользу дают упражнения, и потом медленно переходит в другую позу (асану).

Занимаясь йогой надо следовать рекомендациям:

Надо:

  • при выполнении физического упражнения в течение некоторого времени сохранять его конечное положение (позу), думая при этом о позе, кого вы изображаете, т.е. концентрировать внимание на пользу выполняемого упражнения,

  • дышать равномерно,

  • стараться делать упражнения как можно лучше,

  • носить на занятия соответствующую одежду (избегать тесных поясов и тому подобное).

Нельзя:

  • дёргаться, подпрыгивать, резко принимать конечное положение (асану),

  • резко вдыхать и выдыхать воздух,

  • перенапрягаться,

  • заниматься йогой после обильной пищи,

  • заниматься на холодном, жестком полу.

Йоги считают, что имеется всего 840000 поз, из которых важное значение имеют только 84. Асаны разделяются на две группы: позы для медитации (например, поза лотоса – рис.17 приложение 1) и физкультурные позы, которые составляют комплекс для людей разного возраста.

Одним из популярных комплексов хатха – йоги является комплекс “Сурья – намаскара” (солнечное упражнение) для развития подвижности позвоночника. Этот комплекс выполняется каждый день и не менее двенадцати раз.

Комплекс легко запоминается. Его рекомендуется выполнять с целью разминки, а также в конце занятия.

Смотреть приложение №1:

Поза 1 (рис. 18). Встать прямо, ноги вместе, согнуть руки к груди, соединив ладони пальцам вверх.

Поза 2 (рис. 19) . Прогнуться, руки вверх ладонями вперед, вдох.

Поза 3 (рис. 20). Наклон вперед, руками коснуться пола, выдох. Стремиться положить ладони на пол, а головой достать колени.

Поза 4 (рис. 21). Присев на левой ноге, правую назад в положение широкого выпада, кисти рук и левая стопа на одной линии. Отвести голову назад, вдох.

Поза 5 (рис. 22). Сделать вдох, задержать дыхание. Отвести левую ногу назад к правой в упор лежа.

Поза 6 (рис. 23). Согнуть руки и коснуться пола коленями, грудью, лбом, выдох.

Поза 7 (рис. 24). Выпрямить руки и принять положение упора лежа на бедрах, максимально прогнуться, вдох.

Поза 8 (рис. 25). Упор лежа, согнувшись, не отрывая пяток от пола, выдох.

Поза 9 (рис. 26). Выпрямиться, согнуть правую и поставить стопу на линию упора руками. Левое колено слегка касается пола. Голову назад, вдох.

Поза 10 (рис. 27). Встать на правой ноге, присоединяя левую в положение наклона вперед согнувшись, выдох (то же, что и поза 3).

Поза 11 (рис. 28). Выпрямиться, руки вверх, прогнуться, вдох (то же, что и поза 2).

Поза 12 (рис. 29). Опустить руки, выпрямиться, расслабиться, выдох.

В школьной практике можно довольно широко использовать отдельные элементы йоги – позы, по форме близкие к спортивно – гимнастическим упражнениям (стойки на предплечьях и голове, мосты, стойки на лопатках).

Названия поз чаще всего связывают с названиями животных: змея (рис.9), рыба (рис.10), кобра (рис.11) – или предметов: плуг (рис.12), колесо (рис.13). Смотреть приложение №2.

Степень трудности упражнений различна. От простых до сложных: стойка на голове и предплечьях (рис.14), горизонтальный упор на локтях (рис.15). Многие позы требуют повышенной подвижности в суставах: поза рыбы (рис.16), поза лотоса (рис.17).

Кошка. Сядьте на пятки. Встаньте на четвереньки. Опустите голову и выгните спину вверх. Поднимите голову и прогнитесь в пояснице. Поднимите левую ногу как можно выше (рис.1). Сохраните это положение несколько секунд. Поднимите правую ногу. Сохраните это позу несколько секунд. Расслабьтесь. Вернитесь в исходное положение ( сед на пятках).

Кобра. Кобра приподнимается, когда готовится к нападению.

Лягте на живот на пол. Руки расположите вдоль туловища. Расслабьтесь. Положите руки под грудь. Поднимайте туловище, как змея, не отрывая бедер от пола и мягко прогибая спину. Посмотрите вверх – вы кобра, готовая к нападению (рис.2). Сохраните это положение несколько секунд. Вернитесь очень медленно в исходное положение. Расслабьтесь.

Верблюд. Верблюд может показаться неуклюжим, но он овладел искусством выживания в очень суровых условиях. Формой приспособления к жизни в пустыне является и то, как он встаёт и ложиться.

Сядьте на пятки. Медленно переместите руки назад и положите их на пол. Поднимите как можно выше грудь, живот, так, чтобы ваше тело максимально изогнулось (рис. 3). Вернитесь в исходное положение (в сед на пятках). Нагнитесь вперед так, чтобы лбом коснуться пола (при этом руки свободно лежат по бокам).

Лев. Упражнение, возможно, рассмешит вас, но одновременно принесет пользу.

Представьте, что вы в ярости. Это упражнение, в отличие от других, необходимо выполнять быстро. Раскройте внезапно как можно шире глаза, высуньте язык и постарайтесь кончиком его коснуться подбородка. Вытяните как можно больше руки, растопырьте и напрягите пальцы. Сохраните это положение несколько секунд. Затем расслабьтесь.

Орел. Даже в молодости у нас иногда болят суставы. Эта болезнь называется ревматизмом. Если вы станете орлом, ревматизм исчезнет.

Встаньте и затем зацепите одной ногой другую (рис. 4). Сделайте то же с руками, ладони находятся на уровне носа. Со сцепленными руками и ногами выполните как можно более глубокий наклон. Медленно вернитесь в исходное положение. Поменяйте положение ног и рук. Повторите упражнение.

Чибис. Чибис спит на спине. Поза чибиса активизирует мышцы тела. Лягте на спину и полностью расслабьтесь. Не отрывая туловище от пола, поднимите одновременно обе ноги. Выгните спину, поднимите голову и руки. Сидите только на крестце (рис. 5). Мягко расслабьтесь.

Лебедь. Сядьте на пятки, взмахните руками, медленно опустите их перед собой, вытяните вперед до положения, когда лоб коснется пола (рис.6). Почувствуйте, как немного вытянулась шея. Перейдите в положение на четвереньках. Примите положение кобры (рис. 2). Согните ноги в коленях, стараясь дотянуться до затылка. Медленно вернитесь в положение на (рис. 6), останьтесь в нем на некоторое время. Расслабьтесь, сложив руки по бокам (рис. 7).

Гриф. Гриф – птица – хищник, все ее движения пронизаны мощностью.

Сядьте на пол, вытяните, слегка раздвинув, ноги. Не сгибая ноги, захватите правой рукой большой палец левой ноги, а левую руку заведите за спину (рис.8). Повторите движение другой рукой и в другую сторону. Вернитесь в исходно положение. Наклонитесь, удерживая руками большие пальцы ног (правой рукой – большой палец правой ноги, левой рукой – большой палец левой руки). Достать грудью пол (рис. 9). Расслабьтесь, оставаясь минуту в этом положении.

Ель. Станьте высокой, грациозной елью.

Примите стойку ноги вместе, руки вдоль туловища. Стойте спокойно, дышите медленно глубоко. Поднимите согнутую в колене ногу как можно выше и упритесь ею в бедро другой ноги (колено направлено в сторону). Сохраните равновесие. Не мигая, глядите на какой – либо предмет перед собой. Медленно поднимите руки и сомкните ладони над головой (рис.10). Сохраните это положение несколько секунд. Вернитесь в исходное положение. Проделайте тоже другой ногой.

Пальма. Пальма – высокое, стройное дерево. Встаньте прямо, медленно поднимите руки. Вдыхая воздух, потянитесь к небу. Встаньте на носки. Несколько секунд тянитесь к нему, наполнив легкие воздухом. Медленно опуститесь на всю ступню, делая глубокий выдох. Отведите немного за спину правую руку. Правую ногу отодвиньте назад (носок касается пола). Поднимите прямую правую ногу. Стоя на одной ноге, сохраните несколько секунд равновесие (рис.11) . Повторите упражнение, делая движение другой рукой и ногой.

Стойка на плечах. Лягте на пол, руки вдоль туловища, расслабьтесь. Отталкиваясь руками от пола, медленно поднимите ноги (если возникает боль в спине, ноги можно согнуть). По мере того, как поднимаются ноги, заносите их за голову. Таз отрывается от пола. Подтолкните его, поддерживайте под крестец. Выпрямите ноги. Постарайтесь сделать так, чтобы ноги оказались на одной линии с туловищем (рис.12). Сохраните положение стойки на лопатках несколько секунд. Опустите колени к носу, вытяните руки на полу ладонями вниз. Медленно опустите ноги на пол. Расслабьтесь.

Плуг. Лягте на спину , руки вдоль туловища, расслабьтесь. Поднимите ноги так, будто вы собираетесь сделать стойку на плечах. По мере того как ноги заносят за голову, согните и опустите их как можно ниже. Продолжая сгибаться, выпрямляйте ноги. Опускайте прямые ноги вниз до т ех пор, пока большие пальцы не коснуться пола (рис.13). Почувствовав себя удобно, немного поелозьте по полу плечами, отталкиваясь большими пальцами ног (это будет ваша вспашка). Когда эта вспашка вам надоест, согните ноги. Медленно перенесите ноги вперед. Медленно выпрямите ноги и опустите их на пол. Расслабьтесь.

Стрелок из лука. Стрелок каждый раз упражняет руки, грудь, бедра, когда он натягивает тетиву. При этом он также упражняет мышцы ног.

Примите стойки ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделайте широкий шаг левой ногой. При этом туловище держите прямо. Выбросьте левую руку вперед, сожмите кисть в кулак, правую руку, согнутую в локте, оттяните назад. Представьте, что вы натягиваете тетиву, почувствуйте натяжение (рис.14). Вернитесь в исходное положение, проделайте т о же упражнение, выполняя шаг вперед правой ногой.

Лотос. Сядьте, одна нога вытянута вперед, другая согнутая, направлена в сторону. Поупражняйте ахиллово сухожилие. Положите стопу на бедро вытянутой ноги. Мягко согните вытянутую ногу, положив её на другую ногу (рис.15).

Лук. Лягте на живот, руки положите вдоль туловища. Согните ногу и захватите её стопу рукой. Проделайте то же с другой ступней. Прогнитесь так, чтобы колени и плечи поднялись над полом (рис.16). Мягко покачайтесь на животе. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

Складной нож. Просуньте руки за ноги и сцепите кисти. Проскальзывая сцепленными руками по ногам вниз, все больше и больше сгибайтесь. В положении возможно большего, но не чрезмерного сгибания сохраните позу несколько секунд (рис. 17). Мягко выйдете из позы.

Расслабляемся. Самый удобный способ расслабиться – это лечь на спину. В теплой комнате – на пол (ковер), в хороший солнечный день – прямо на траву. Убедитесь, что лежите плашмя. Если пальцы рук будут проходить под поясницу, постарайтесь лечь еще более плоско. Ноги лежат свободно, руки вдоль туловища, ладонями вверх. Голова лежит прямо, глаза закрыты, челюсть расслаблена, но рот закрыт (рис.18). Дыхание очень мягкое. Пусть расслабляется каждая мышца вашего тела. Слушайте только свое дыхание. Исключите все мысли. Вы чувствуете себя прекрасно, уютно, расслаблено. Пробудьте в этом состояние хотя бы несколько минут или столько, сколько вам хочется (смотреть приложение №2, №3).

Все эти элементы йоги могут быть использованы в различных частях занятий и заданы на дом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск