Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.02.2014
Размер66.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Открытый урок в 8 классе

Подготовила учитель биологии:

МОУ СОШ №36 г. Костромы

Михайлова Тамара Анатольевна

Тема урока:


«Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах».

Цель урока:


  • выяснить механизмы теплорегуляции и роль кожи в этом процессе

  • Задачи урока:

  • выяснить понятие «теплорегуляция».

  • определить роль кожи в теплорегуляции.

  • провести изучение приемов закаливания и выяснить его значение для организма.

  • выяснить причины теплового и солнечного удара и меры оказания первой помощи.

Методы урока: исследовательские.

Приемы деятельности учащихся:


  • работа с учебником,

  • обсуждение заданий,

  • заполнение таблицы,

  • работа в парах,

  • постановка опыта и объяснение результатов,

  • работа с текстом - нахождение ошибок в тексте ,

  • «круглый стол».

План урока:


  1. Беседа о функциях кожи.

  2. Теплорегуляция. Роль кожи в теплорегуляции.

  3. Закаливание организма.

4. Тепловой и солнечный удар и меры оказания первой помощи.

5. Подведение итогов

6. «Круглый стол».

Ход урока.


Изучение нового материала.

Актуализация знаний учащихся.

1.Определение темы и цели урока учащимися.


Вопросы:

  • Какие функции выполняет кожа?

  • Как связаны строение и функции кожи?



. Есть два вида рецепторов: Холодовым и тепловые. На холод и тепло организм отвечает противоположными рефлекторными действиями: от холода происходит сужение кровеносных сосудов, уменьшается потоотделение и усиливается теплообразование. На действие высокой температуры ответ противоположный).

Вопросы классу:

Почему температура тела человека постоянна -36,6 град.?

(Происходит теплорегуляция).

Как происходит теплорегуляция?

Теплорегуляция:


Теплоотдача Теплообразование
1.Теплопроведение. 1.Синтез АТФ.

2.Теплоизлучение. 2.Окисление органических

3.Потоиспарение. веществ

4..Участие кровеносных сосудов

(Вместе с учащимися составляем эту схему теплорегуляции.)

1.Какие процессы относятся к теплообразованию?

2.Какие процессы относятся к теплоотдаче?

Справка:


За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит довести

до кипения 33 литров ледяной воды. Во сне за 1 час расходуется 4,2 кДж

на 1 кг массы тела.

Вопросы классу:

1.Откуда берется столько энергии?

(Энергетический обмен веществ в клетке: в митохондриях, в мышцах, в печени.

В результате окисления органических веществ происходит синтез АТФ).

2. Куда девается энергия?


  • 1).Теплопроведение – при контакте с более холодными телами, тело быстро охлаждается – переохлаждение внутренних органов.

  • 2).Теплоизлучение – потеря тепла в виде инфракрасных лучей.

  • 3).Потоиспарение

  • - температура воздуха выше, чем температура тела (270 – 1700г воды в сутки испаряется).

  • при низкой влажности и влагопроницаемой одежде.

  • в условиях высокой влажности испарение пота затруднено.

Во влажных тропиках, в парных банях возможно перегревание организма.

Риск возрастает, если одежда влагонепроницаема.

4.Участие кровеносных сосудов кожи. (На холоде сосуды сужаются – кровь отдает меньше тепла в окружающую среду. В жару – расширяются.) Благодаря терморецепторам кожи изменяется просвет кровеносных сосудов – приспособление к условиям среды.

На доске:

Отдача тепла (Справка):

22% -Испарение легкими и кожей.

44% - Излучение

3% - нагревание выделяемых веществ.

31% - Теплоотдача с поверхности кожи.

Вопросы классу:

Каким образом происходит теплоотдача?

Какую роль в этом процессе играет кожа?

Задания для обсуждения в группе:

. – Тела мужчин покрыли лаком; один пребывал сутки, другой – восемь суток без вредных последствий для организма, но им трудно переносить холод. Они теряли много тепла через расширенные сосуды и их приходилось защищать от переохлаждения. Какую функцию кожи показывает этот опыт?

(Теплорегуляцию кожи).

Какие структуры кожи определяют функцию теплорегуляции?

(Потовые железы и кровеносные сосуды, нервные окончания).

Какие функции выполняют потовые железы?

(1.Удаление продуктов окисления веществ.

2.Испарение пота, теплоотдача).

Задания обсудить в группах:

1-я гр. – Капнуть на кожу руки спирт. Что вы ощущаете? (Холод) Почему? (Идет испарение пота; жидкость превращается в пар, при этом удаляется избыток тепла, происходит Потоиспарение).

2-я гр. – Объяснить, почему гибнут люди в сильный мороз, особенно, если не трезвы.?

(Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расширены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит через сосуды кожи, в которых может вместиться 30% всей крови организма).

Вывод (делают сами ученики):

Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе.

Таблица. (Заполнить самостоятельно).


Раздражитель

Теплообразование

Реакция сосудов

Теплоотдача

Горячий душ

Уменьшается

Расширение

Усиление

Холодный душ

Увеличивается

Сужение

Прекращается


2. Закаливание.

(Беседа.)

Вопросы и задания:

1).К чему приводит попеременное включение горячего и холодного душа (контрастный душ)? (К закаливанию).

2).Что такое закаливание? Для чего его проводят? Значение закаливания.

Закаливание – это способность организма быстро реагировать на изменения окружающей среды (температура, давление и др. факторов).

3). Каков девиз закаливания?

Девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Самостоятельная работа с учебником (Параграф 43 –работа в группах).

Задание №1.(1-я группа):

Объяснить роль солнца, воды и воздуха в закаливании организма.

Задание №2 (2-я группа):

Составить правила закаливания. Объяснить основное правило закаливания: «Осторожность, постепенность и регулярность».

Задание №3.(3-я группа):

Каковы условия закаливания? Что необходимо учитывать при закаливании?

Задание №4.(4-я группа):

Значение закаливания.

Справка: У здорового человека пульс изменяется по сравнению с исходным на 10-15%. По мере закаливания это различие постепенно уменьшается и исчезает.

3.Причины и профилактика теплового

и солнечного удара.

(Объяснение, работа в группах).

Задание №1. Предложите летнюю одежду из коллекции тканей. Объясните свое решение.

Задание №2. Найти ошибки в тексте:

Я получила письмо от сестренки и обнаружила четыре поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете найти их?

«Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 ч. И сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать».

4.Обобщение изученного материала.

1.Кожа – орган теплорегуляции.

2.Регуляция постоянства температуры тела и обмен веществ осуществляются центральной нервной системой (центр терморегуляции находится в промежуточном мозге) и гуморально.

3.Закаливание необходимо проводить для укрепления здоровья человека, но при этом учитывать его индивидуальные особенности и соблюдать правило: «Осторожность, постепенность регулярность».

4.Для предупреждения теплового и солнечного ударов соблюдать правила приема солнечных и воздушных масс и использование одежды.

5.Закрепление изученного материала.

«Круглый стол» (работа в группах).

Вопросы:

1.Объясните, почему человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить на холодный пол, а другой может купаться в проруби зимой и прекрасно себя чувствовать. Один спокойно работает под лучами палящего солнца, а другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?

2.Почему для детей и подростков нежелательно зимнее купание («моржевание»). К чему это может привезти?

3.Как определяют эффективность закаливания? Для чего измеряют пульс?

4.Известно, что повышенная температура повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма. Почему принимают жаропонижающие средства?

5.Почему летом носят одежду из влагопроницаемых тканей светлых тонов?

6.Подведение итогов:

1.Выводы делают сами учащиеся.

2.Оценка работы учащихся при изучении нового материала.

7.Домашнее задание:

Параграф 43, повторить параграфы 41 и 42. Провести опыты и наблюдения по закаливанию, предложенных в учебнике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск