Скачать 66.99 Kb.
|
Открытый урок в 8 классе Подготовила учитель биологии: МОУ СОШ №36 г. Костромы Михайлова Тамара Анатольевна Тема урока:«Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах». Цель урока:
Методы урока: исследовательские. Приемы деятельности учащихся:
План урока:
4. Тепловой и солнечный удар и меры оказания первой помощи. 5. Подведение итогов 6. «Круглый стол». Ход урока.Изучение нового материала. Актуализация знаний учащихся. 1.Определение темы и цели урока учащимися.Вопросы:
. Есть два вида рецепторов: Холодовым и тепловые. На холод и тепло организм отвечает противоположными рефлекторными действиями: от холода происходит сужение кровеносных сосудов, уменьшается потоотделение и усиливается теплообразование. На действие высокой температуры ответ противоположный). Вопросы классу: Почему температура тела человека постоянна -36,6 град.? (Происходит теплорегуляция). Как происходит теплорегуляция? Теплорегуляция:Теплоотдача Теплообразование 1.Теплопроведение. 1.Синтез АТФ. 2.Теплоизлучение. 2.Окисление органических 3.Потоиспарение. веществ 4..Участие кровеносных сосудов (Вместе с учащимися составляем эту схему теплорегуляции.) 1.Какие процессы относятся к теплообразованию? 2.Какие процессы относятся к теплоотдаче? Справка:За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит довести до кипения 33 литров ледяной воды. Во сне за 1 час расходуется 4,2 кДж на 1 кг массы тела. Вопросы классу: 1.Откуда берется столько энергии? (Энергетический обмен веществ в клетке: в митохондриях, в мышцах, в печени. В результате окисления органических веществ происходит синтез АТФ). 2. Куда девается энергия?
Во влажных тропиках, в парных банях возможно перегревание организма. Риск возрастает, если одежда влагонепроницаема. 4.Участие кровеносных сосудов кожи. (На холоде сосуды сужаются – кровь отдает меньше тепла в окружающую среду. В жару – расширяются.) Благодаря терморецепторам кожи изменяется просвет кровеносных сосудов – приспособление к условиям среды. На доске: Отдача тепла (Справка): 22% -Испарение легкими и кожей. 44% - Излучение 3% - нагревание выделяемых веществ. 31% - Теплоотдача с поверхности кожи. Вопросы классу: Каким образом происходит теплоотдача? Какую роль в этом процессе играет кожа? Задания для обсуждения в группе: . – Тела мужчин покрыли лаком; один пребывал сутки, другой – восемь суток без вредных последствий для организма, но им трудно переносить холод. Они теряли много тепла через расширенные сосуды и их приходилось защищать от переохлаждения. Какую функцию кожи показывает этот опыт? (Теплорегуляцию кожи). Какие структуры кожи определяют функцию теплорегуляции? (Потовые железы и кровеносные сосуды, нервные окончания). Какие функции выполняют потовые железы? (1.Удаление продуктов окисления веществ. 2.Испарение пота, теплоотдача). Задания обсудить в группах: 1-я гр. – Капнуть на кожу руки спирт. Что вы ощущаете? (Холод) Почему? (Идет испарение пота; жидкость превращается в пар, при этом удаляется избыток тепла, происходит Потоиспарение). 2-я гр. – Объяснить, почему гибнут люди в сильный мороз, особенно, если не трезвы.? (Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расширены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит через сосуды кожи, в которых может вместиться 30% всей крови организма). Вывод (делают сами ученики): Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе. Таблица. (Заполнить самостоятельно).
2. Закаливание. (Беседа.) Вопросы и задания: 1).К чему приводит попеременное включение горячего и холодного душа (контрастный душ)? (К закаливанию). 2).Что такое закаливание? Для чего его проводят? Значение закаливания. Закаливание – это способность организма быстро реагировать на изменения окружающей среды (температура, давление и др. факторов). 3). Каков девиз закаливания? Девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Самостоятельная работа с учебником (Параграф 43 –работа в группах). Задание №1.(1-я группа): Объяснить роль солнца, воды и воздуха в закаливании организма. Задание №2 (2-я группа): Составить правила закаливания. Объяснить основное правило закаливания: «Осторожность, постепенность и регулярность». Задание №3.(3-я группа): Каковы условия закаливания? Что необходимо учитывать при закаливании? Задание №4.(4-я группа): Значение закаливания. Справка: У здорового человека пульс изменяется по сравнению с исходным на 10-15%. По мере закаливания это различие постепенно уменьшается и исчезает. 3.Причины и профилактика теплового и солнечного удара. (Объяснение, работа в группах). Задание №1. Предложите летнюю одежду из коллекции тканей. Объясните свое решение. Задание №2. Найти ошибки в тексте: Я получила письмо от сестренки и обнаружила четыре поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете найти их? «Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 ч. И сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать». 4.Обобщение изученного материала. 1.Кожа – орган теплорегуляции. 2.Регуляция постоянства температуры тела и обмен веществ осуществляются центральной нервной системой (центр терморегуляции находится в промежуточном мозге) и гуморально. 3.Закаливание необходимо проводить для укрепления здоровья человека, но при этом учитывать его индивидуальные особенности и соблюдать правило: «Осторожность, постепенность регулярность». 4.Для предупреждения теплового и солнечного ударов соблюдать правила приема солнечных и воздушных масс и использование одежды. 5.Закрепление изученного материала. «Круглый стол» (работа в группах). Вопросы: 1.Объясните, почему человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить на холодный пол, а другой может купаться в проруби зимой и прекрасно себя чувствовать. Один спокойно работает под лучами палящего солнца, а другой – изнемогает от жары, если начинает припекать? 2.Почему для детей и подростков нежелательно зимнее купание («моржевание»). К чему это может привезти? 3.Как определяют эффективность закаливания? Для чего измеряют пульс? 4.Известно, что повышенная температура повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма. Почему принимают жаропонижающие средства? 5.Почему летом носят одежду из влагопроницаемых тканей светлых тонов? 6.Подведение итогов: 1.Выводы делают сами учащиеся. 2.Оценка работы учащихся при изучении нового материала. 7.Домашнее задание: Параграф 43, повторить параграфы 41 и 42. Провести опыты и наблюдения по закаливанию, предложенных в учебнике. |