Скачать 0.59 Mb.
|
Кировская ЛМШ-2013 ПРИМЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 1 (6). Для проведения урока по теме «Плоды» Марья Васильевна зашла в ближайший супермаркет и купила следующие продукты: перловую крупу, черный перец (горошком), гречневую крупу, орешки кешью, маракуйю. Предположите, о каких растениях пойдет речь на занятии, и в качестве примера каких типов плодов (по морфологической классификации) они будут приведены? Примерный ответ:
Критерии оценки: по 1 баллу за каждое верное название растения и за тип плода. Максимальное количество – 10 баллов. Комментарии: к сожалению, некоторые участники конкурса невнимательно прочитали вопрос и вместо названий растений перечислили темы занятий, на которых эти растения могут быть рассмотрены. 2 (6). При совместном обитании растений на одной территории между ними складываются различные типы отношений (как положительных, так и отрицательных). Приведите примеры таких отношений. Примерный ответ: Обитая на одной территории, организмы приспосабливаются к совместному проживанию. При этом растения могут помогать друг другу или наоборот угнетать. Примеры положительного влияния. Комменсализм (+0) - популяция одного вида извлекает пользу от объединения с популяцией другого вида, а другой популяции это объединение безразлично. Квартиранство – использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища. Ярким примером таких отношений являются эпифиты на стволах деревьев. Эпифиты (орхидеи, папоротники, бромелиевые) используют растение только в качестве субстрата, но при этом опадающие в их воронки листья, перегнивая, снабжают их органическими веществами, а капли воды, стекающие с листьев деревьев на эпифиты – влагой. Еще один примером являются отношения между бобовыми и соседствующими с ними растениями. Бобовые обогащают почву азотом, что очень благоприятно сказывается на росте и развитии других растений. (2 балла) Мутуализм (++) – взаимовыгодные отношения между организмами. Иногда тесные взаимоотношения, приносящие пользу обоим участникам, обозначают термином симбиоз. Лишайники – сложные организмы, состоящие из гиф грибов аскомицетов и бизидиомицетов (поставляют воду и минеральные веществ) и клеток или нитей синезеленых и зеленых водорослей (поставляют органические вещества). Микориза – пример взаимовыгодных отношений складывающихся между гифами грибов (поставляют воду и минеральные вещества) и корнями высших растений (снабжают органическими веществами). (4 балла) Примеры отрицательного влияния. Паразитизм (+-) – форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи. Например, повилика поглощает корнями-присосками (гаусториями) питательные вещества крапивы. Аналогичные отношения возникают между раффлезией и представителями сем. Виноградовые; петровым крестом и некоторыми покрытосеменными (ольха, бук, липа). Примеры влияния полупаразитов: омела сама синтезирует органические веществ, но воду и минеральные вещества поглощает при помощи гаусторий из побегов березы, тополя. (3 балла) Аменсализм (0-) – тип взаимоотношений, когда одна популяция подавляет другую, но сама при этом не испытывает отрицательного влияния. Пример можно пронаблюдать в ельнике, где в роли эдификатора (средообразующего растения) выступает ель. Она создает особые условия (высокая влажность; более низкая, по сравнению с открытым пространством, температура; низкая освещенность) которые не все растения способны выдержать. Поэтому, чаще всего, в природе встречаем ельники-кисличники, ельники-зеленомошники. Примером аменсализма также является аллелопатия. Корни дуба выделяют специальные вещества, препятствующие прорастанию семян других растений под своей кроной. (4 балла) Конкуренция (--) – прямое взаимное подавление обоих видов, возникающее, когда появляется недостаток в каком-либо факторе, используемом обоими видами. В любом растительном сообществе можно пронаблюдать конкуренцию за свет и воду – ресурсы, жизненно важные для любого растения. (2 балла) Разбалловка указана в тексте ответа. Максимальное количество – 15 баллов. Комментарии: к сожалению, некоторые участники конкурса невнимательно прочитали вопрос и вместо примеров растений ответ полностью или частично рассматривали на примере животных. Такие ответы не оценивались. 3 (6). Образование большого количества пыльцы растениями одни люди оценивают положительно, а другие – отрицательно. Аргументируйте точку зрения тех и других. Примерный ответ: Пыльцевые зерна (пыльца) – это мужские гаметофиты семенных растений, формирующиеся в пыльниках или мужских шишках и необходимые для оплодотворения. (1 балл) Каждое зерно покрыто сложно устроенной оболочкой — спородермой, состоящей из двух слоев – внутреннего (интины) и наружного (экзины). Экзина содержит уникальный биополимер – спорополленин. Благодаря его невероятной химической устойчивости пыльца не разрушается даже при кипячении в растворах концентрированных кислот и щелочей. Именно химические свойства спорополленина обеспечивают сохранность пыльцевых зерен в ископаемом состоянии. Пыльца окружает нас повсюду: она присутствует в воздухе, в почве, в составе продуктов питания, но люди по-разному относятся к ее существованию. Положительное значение.
Отрицательное значение:
Разбалловка указана в тексте ответа. Максимальное количество – 12 баллов. Комментарии: ответ на данный вопрос можно было рассмотреть достаточно широко, но многие остановились только на двух, противоположных по значению, позициях: участие пыльцы в опылении и способность ее вызывать поллиноз. 4 (6). В известной сказке «Двенадцать месяцев» бедная падчерица вынуждена была идти в лес за подснежниками, чтобы удовлетворить прихоть принцессы. Без волшебства данную проблему в сказке решить было невозможно. Предположите можно ли в реальной жизни получить цветущие первоцветы зимой? Если да, то как это сделать? Если нет, то почему? Примерный ответ: Первоцветами называют многолетние растения, цветущие рано весной. Биологически правильное их название эфемероиды. К ним, например, относятся медуница, ветреница, галантусы, мать и мачеха, тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др. (1 балл) В реальной жизни цветущие первоцветы можно получить и в зимнее время. (1 балл) Данный процесс называется выгонкой. (2 балла) Для этой цели подойдут только многолетние корневищные и луковичные растения. (2 балла) Чтобы получить цветущее растение зимой необходимо осенью провести предварительную подготовку: выкопать подземные органы предполагаемых растений, подготовить емкости для выгонки и наполнить их питательной землей. Но самое главное условие – растения необходимо обязательно выдержать при низких температурах (помещают в ямы и погреба, закапывают под снег). Делают это для того, чтобы растения прошли свое развитие, также как и в естественных условиях, и у них произошла закладка цветочных почек. При увеличении длины светового дня (январь-февраль) емкости с посаженными растениями выносят в теплое помещение и дожидаются появления первых ростков. После чего контейнеры необходимо переместить в более прохладные условия для того чтобы цветочные стрелки сильно не вытянулись. При соблюдении всех этих условий и в зимнее время можно любоваться первоцветами. (4 балла) Разбалловка указана в тексте ответа. Максимальное количество – 10 баллов. Комментарии: данный вопрос вызвал наибольшие трудности при ответе, что свидетельствует о том, насколько мы не наблюдательны и не любознательны. На 8 марта все мы любуемся тюльпанами и гиацинтами и порой не задумываемся над тем, откуда они появляются в это время года. 5 (6-7). Представьте, что Вам предложили принять участие в озеленении города. Составьте список из 10 древесных растений, которые Вы бы хотели посадить. По каким критериям Вы проведете отбор? Примерный ответ: Прежде чем составить список растений необходимо.
Примерный список растений. (по 0,5 балла за каждое растение)
Разбалловка указана в тексте ответа. Максимальное количество – 15 баллов. Комментарии: вопрос в действительности оказался несложный – многие участники конкурса справились с его выполнением. Но хочется обратить внимание на то, что свои ответы обязательно следует прочитывать, т.к. встречается достаточно много противоречий в излагаемой в ответе информации. Например, приводится факт, что ель негазоустойчива (действительно, если вы обращали внимание на растительность в вашем городе, елей практически нет, т.к. они погибают в результате накопления в их листьях токсинов, содержащихся в воздухе) и при этом в списке растений это растение числится. Также, если в критериях для отбора вы пишите про гипоаллергенность, то в таком случае тополь нельзя рассматривать в качестве объекта для озеленения города. Многие не учитывали климатические условия и в их список попадали растения теплолюбивые (каштан) и морозостойкие (рябина сибирская). Не оценивались такие примеры растений как. Ель, пихта, сосна – очень плохо переносят загрязнение воздуха, в результате хвоя желтеет, растения медленно растут, формируют часто кривой ствол. Эстетические качества и плохая выживаемость перевешивают выделение фитонцидов. Тополь, если не было уточнено его видовое название. Отрицательных качеств (образование «пуха», непрочная древесина, клейкие почечные чешуи) больше, чем положительных (быстрый рост, нетребовательность к условиям). Черемуха очень часто повреждается черемуховой молью, поэтому про эстетические качества и фитонцидные свойства можно забыть. 6 (7). Ядовитые растения часто маскируются под съедобные, образуя яркие красивые плоды. Предложите эксперименты, доказывающие ядовитость растения. С какими трудностями Вы можете столкнуться при проведении таких экспериментов? Примерный ответ: Ядовитыми называют растения, которые вызывают нарушение в работе систем органов животных. (1 балл) В основу классификации ядовитых растений положены признаки: (2 балла)
В природе действительно существуют ядовитые растения очень похожие на съедобные, например, болиголов маскируется под морковь, а дурман под граммофон. (2 балла) Для того, чтобы доказать ядовитость растения можно приготовить экстракт из его органов и
Трудности: 1. Сложность выбора объектов, т.к. степень восприятия яда у различных организмов разная. Так, например, многие птицы могут без вреда для здоровья употреблять в пищу плоды бузины, жимолости лесной и волчеягодника, а для человека даже небольшое их количество может оказаться летальным. Нельзя проводить эксперименты с позвоночными животными – не этично. (4 балла) 2. Опасность для экспериментатора, т.к. у некоторых растений яды действуют на расстоянии и могут привести к раздражению слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вплоть до остановки дыхания. При проведении эксперимента требуется большая осторожность т.к. может возникнуть аллергическая реакция. (2 балла) 3. Для проведения опытов требуется специальное оборудование (реактивы и приборы). (2 балла) 4. Требуются выдержка, наблюдательность и терпение при проведении экспериментов. (2 балла) |