Скачать 115.65 Kb.
|
МОУ Барвихинская СОШ Биология 8 класс Тема урока: Гуморальная регуляция функций организма Учитель: Галстян Эмма Артуровна Цели и задачи урока:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Особенности строения и работы желез эндокринной системы; - Железы внутренней системы; - Железы внешней системы;
Тип урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. На протяжении многих веков люди пытались обнаружить «верховного главнокомандующего» организмом. Того, кто управляет всеми жизненно важными функциями и согласует работу отдельных клеток, органов и систем с единым «производственным графиком», в котором каждому действующему лицу отведено свое место и четко очерчен круг обязанностей и в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях. В конце концов, титул правителя в суверенном королевстве организма отошел к мозгу – головному и спинному. Но при каждом короле, как правило, существует тайный советник, власть которого очень велика. Этим серым кардиналом, предпочитающим держаться в тени, является эндокринная система. 2. Объявление темы урока. Запись в тетради. 3. Постановка проблемного вопроса. - Вопрос: Мир вокруг нас постоянно меняется. Летом и зимой, осенью и весной температура нашего тела постоянна – 36, 6 0 С. Как бы мы не питались, содержание сахара в крови тоже постоянна. Как поддерживается такое постоянство внутренней среды нашего организма? - Ответ: Поддержание организмом постоянства внутреннего состав называется гомеостаз, а механизм гомеостаза обеспечивают нервная и гуморальная регуляции. Вопрос: Какой общий принцип работы нервной системы? Ответ: Рефлекторный Вопрос: Как устроена рефлекторная дуга поддержания постоянной температуры тела? Ответ выстраивается совместно: Рецепторы кожи, чувствительный путь, участок ЦНС (гипоталамус), двигательный (исполнительный путь), орган – мишень (кровеносные сосуды). 4. Формулирование цели и беседа - рассказ «Регуляция функций организма» «Почему к железам внутренней секреции подходит поговорка «Мал золотник, да дорог?». Известно, кроме нервной регуляции существует более древняя регуляция внутренних процессов организма – химические вещества, вырабатываются в железах и разносятся по организму через жидкую среду – гуморальная регуляция. Регуляция Нервная Гуморальная Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая активность многих метаболитов сохранились и у человека. Например: действие СО2, молочной кислоты, аденозина: активно выделяясь в работающих мышцах, они расширяют кровеносные сосуды. Отличают классическую и диффузную эндокринную системы Э Классическая Гипофиз Эпифиз Щитовидная Надпочечники Половые железы Поджелудочная железа (островки Лангерганса) ая ндокринная система Диффузная (местные, тканевые гормоны) – клетки, мелкими скоплениями или отдельно рассыпанных в слизистых оболочках органов – пищеварительной и дыхательной систем Регуляторами практически всех функций организма являются гормоны – внеклеточные гуморальные регуляторы, биологически активные вещества. 5. Изложение роли гормонов в эндокринной регуляции. Составление схемы- таблицы. Характеристика гормонов
В крови растворено множество веществ, в том числе и гормоны. Как же органы – мишени распознают гормон, предназначенный для них? Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый с эфир сигнал адресуется «всем, всем, всем», но доходит только до того адресата, у которого есть приемник, настроенный на волну данной радиостанции. Подобно этому в организме гормон хоть и достигает с током крови всех клеток и органов, но действует только на тех, у которых есть специальные клетки, «узнающие» именно этот гормон. Клетки, восприимчивые к гормонам, снабжены специальными молекулами- рецепторами, которые позволяют считывать информацию, закодированную в гормонах. При взаимодействии гормона и рецептора происходят изменения в обмене веществ клеток. Главным условием эндокринных функций – наличие в клетках – мишенях специфических рецепторов. 2. Закрепление знаний на промежуточном этапе. Вопросы:
3. Строение и функционирование эндокринной системы Форма работы – самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы, информационное дополнение к тексту учебника с использованием интерактивной доски, урока №9 «Кирилла и Мефодия» Строение и функционирование эндокринной системы
Дополнить таблицу (гипофункция и гиперфункция надпочечников) самостоятельно, используя дополнительную литературу и Интернет ресурсы. При желании сделать презентацию на эту тему. Задание. Прочитать статьи учебника и прокомментировать особенности эндокринных желез, значение и симптомы гипофункции и гиперфункции. Записать в таблицу. Сопровождается самостоятельная работа объяснениями и дополнениями, используя интерактивную доску, дополнительную литературу. Мультмедийное сопровождение урока. Строение и функции гипофиза Головной мозг принимает непосредственное участие в регуляции деятельности эндокринной системы. Если сравнить эндокринную систему с оркестром, то роль композитора принадлежит гипоталамусу, дирижера – гипофизу, а оркестранты – это железы. Откуда такая власть над организмом у гипоталамуса? Гипоталамус регулирует работу гипофиза, который посылает свои гормоны другим железам. Соотношение гормонов стимулирующих работы различных структур определяет состояние всего организма. Поддержание постоянства внутренней среды организма происходит нервной и эндокринной системами и называется нейрогуморальной. Оказывается, нейроны гипоталамуса вырабатывают особые нейрогормоны - рилизинг – факторы (англ. release- выпускать, освобождать), химически сравнительно просто устроены, - главные «ключи» от всей эндокринной системы. С током крови рилизинг – факторы попадают в гипофиз и открывают находящиеся здесь биохимические кладовые. В них хранятся более сложные гормоны, каждый из которых «включает» определенную железу внутренней секреции. Но двери гормональных кладовых нельзя оставлять распахнутыми настежь. Чтобы запереть их, гипоталамус выделяет специальные гормоны- ингибиторы (лат. inhibeo – удерживаю), тормозящие эндокринную активность гипофиза. Кроме тог, в ядрах гипоталамуса вырабатываются гормоны вазопрессин и окситоцин, участвующих в регуляции водно – солевого и поддержании тонуса сосудов. Готовые гормоны спускаются в заднюю долю гипофиза, хранятся и, поступая в кровь, разносятся по организму. Применительно к железам эндокринной системы объясните поговорку «мал золотник, да дорог». Схема нейро-гуморальной регуляции функций организма 4. Закрепление знаний. После выполнения задания целесообразно закрепление знаний при помощи тренажера на интерактивной доске. «Правильно расставить названия эндокринных желез, описание которых появляется в окне тренажера» Если позволит время, можно выполнить итоговое тестовое задание с выбором ответа на интерактивной доске (Привожу 2 примера вопросов). Домашнее задание: 1. Параграфы 58, 59; 2. Задание в рабочей тетради № 213- 218 3. Дополнить таблицу. Дополнительное задание: 4. Составить презентацию «Гормоны надпочечников», «Симптомы болезни щитовидной железы в картинах великих художников – Рубенса, Дюрера, Ван Дейка»; 5. Найти в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» описание «Бронзовой болезни» - симптомы гипофункции надпочечников, нехватки кортикостероидов. Используемые ресурсы 1. Учебник: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс; 2. Рабочая тетрадь; 3. Мультимедийное пособие: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье; 4. Энциклопедия для детей. Человек; 5. Педагогический университет: Первое сентября. Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»: лекция 6. |