Скачать 69.96 Kb.
|
«Учет особенностей мышления учащихся 5 классов при формировании универсальных учебных действий на уроках биологии» Учитель биологии Л.А. Гладченко В прошлом 2012-2013 учебном году наша школа стала пилотной площадкой по внедрению ФГОС второго поколения в пятых классах. Мне дали для апробации учебник И.Н. Пономаревой «Биология-5класс», написанный по требованиям стандартов второго поколения. Исходя из этого, я выбрала для себя тему по самообразованию «Учет особенностей мышления учащихся 5 классов при формировании универсальных учебных действий на уроках биологии». Первоначально отрабатывала теоретический материал по возрастным и психологическим особенностям учащихся в переходный период от начальной школы к первой ступени средней школы. Подчерпнула для себя много нового, вспомнила старое. Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к отдельному С. Л. Рубинштейн. Мышление – это познавательная деятельность человека, продуктом мышления является мысль, понятие, смысл, идея. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Паскаль назвал человека мыслящим тростником. С точки зрения психологии, мышление – опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. К мышлению относят альтернативную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образования понятий и суждений. Л.С. Выгодский. Операции мышления
Виды мышления: Продуктивное – порождает новые знания (для 5-го класса) Репродуктивное – повторение типичных задач и теорий По типу познания – теоретическое (познание законов и правил; для 5-го класса) и эмпирическое (интуитивные и ситуативные понятия) По генезису – наглядно-действенное, наглядно-образное(для 5-го класса), словестно-логическое (для 9-11 классов) По средствам действия – вербальное и наглядное(для 5-го класса) По функциям – творческое(для 5-го класса) и критическое По степени рефлексии – интуитивное(для 5-го класса) и рациональное По типу проблем – практическое(для 5-го класса) и теоретическое Стадии развития мышления у детей
В подростковом возрасте происходит у пятиклассников происходит:
Работая по учебнику ФГОС второго поколения у пятиклассников необходимо формировать универсальные учебные действия. Классификация универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделено пять блоков:
Приемы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений происходит развитие логических мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. Примеры вопросов для анализа: Почему клетку считают живой системой? Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ? По каким признакам ученые относят организм к одному виду? По каким признакам животных объединяют в одно царство? По каким признакам организмы относят к царству грибов? Почему нельзя подосиновик или подберёзовик вырастить в искусственных условиях? Покажите взаимосвязь в талломе лишайника? Умение сравнивать: Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Примеры на сравнение По рисункам, слайдам
По гербарному материалу
По коллекциям
По составлению сравнительных таблиц
Умение классифицировать Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Примеры: Найдите соответствие: А – неклеточные формы; Б – прокариоты; В – эукариоты; 1. простейшие; 2. цианобактерии; 3- вирусы; 4- бактерии; 5 – грибы; 6 – животные; 7 – растения; 8 – фаги. Умение обобщать Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Примеры обобщения: Что является лишним в данном перечне: растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. Приемы активизации познавательной деятельности
3. Смена видов деятельности в течение урока:
4. Введение игровых моментов:
5. Прием значимости, применение знаний на практике, в быту. 6. Постановка творческих заданий: создание кроссвордов, презентаций, моделей, аппликаций, рисунков, экологических листовок, и т.д. В пятых классах я использую технологию проблемного обучения. В начале урока ставлю сама или подвожу детей к постановке проблемного вопроса. Для нахождения ответа разрабатываем вместе с детьми поисковые шаги: - выявление сущности проблемы - формирование гипотезы - путь решения проблемы - построение доказательств - формирование выводов Это позволяет развивать у детей регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Так же я использую технологию модульного обучения, разработка тем уроков по данной технологии требует много времени, она – затратна. Учитель на таких уроках выполнят роль координатора – консультанта. Учащиеся работают по заданиям учебных элементов в парах или группах, у них формируются: личностные, коммуникативные, регулятивные учебные действия. В конце урока учащиеся осуществляют самоконтроль по заданиям каждого учебного элемента, это повышает стремление детей к познавательной активности предмета. Данную технологию я буду продолжать отрабатывать, так как считаю ее эффективной для формирования универсальных учебных действий. |