Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 118.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер118.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Биология 11

Технологическая карта урока

Широкова Т.Я

Тема урока: Зарождение и развитие эволюционных идей.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме, закрепление ранее изученных формирование новых понятий
Цели урока:

  1. Образовательная:

  • Напомнить учащимся смысл понятия «эволюция»

  • Создать представления о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения

  • Раскрыть вклад Аристотеля, К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка и других ученых в развитие эволюционных идей

  1. Развивающая:

  • продолжить формировать умение работать с различными источниками информации и обобщать полученную информацию

  1. Воспитательная:

  • Сформировать позитивное отношение к изучению истории на примере истории биологических наук.


Планируемые результаты:

Учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи между событиями в обществе и развитием науки
Оборудование урока:

  • Медиапроектор

  • ПК с выходом в интернет

  • Интерактивная доска

  • Интернетурок «Обзор эволюционных представлений», «Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период»,

  • Единая коллекция ЦОР

  • Портреты ученых: Аристотель, К.Линней, Ж.-Б.Ламарк

  • Карточка «Сравнение учений»


Основные понятия урока: эволюция, лестница существ, вид, бинарная номенклатура, эволюционное учение
Используемая литература и средства обучения:

  1. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица/ авт.-сост. О.А.Пустохина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 302 с. ISBN 978-5-7057-1538-1

  2. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 367, [1] с.: ил. ISBN 5-358-00561-7

  3. Козлова, Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286, [2] с. – (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN 5-472-01870-6

  4. Интернет-ресурсы:

http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f03bf16a-0bce-4aa7-b542-9463ad55b434/%5BBIO10_04-30%5D_%5BIM_03%5D.swf

Характеристика этапов урока


Этап урока

Время мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность педагога

Деятельность

уч-ся

Результат

организационный

1

Проверка готовности уч-ся к уроку







Проверка готовности уч-ся к уроку. Приветствие




Готовность уч-ся к уроку

Постановка цели и темы урока

3

Формулирование темы и цели урока




Диктовка

Озвучивает тему и цели урока

Записывают тему урока в тетради

Зарождение и развитие эволюционных идей.

Освоение нового материала

32 минут

3

Актуализация знаний

что такое эволюция?

в чем сущность этого процесса?

работа с учебником, беседа. Запись в тетради

определяет материал для чтения, задает вопросы:

читать § 52, стр. 186, записи в тетради определения понятия «эволюция»

Эволюция – сила, ведущая к образованию новых форм организмов.

9

познакомиться с ранними эволюционными идеями

философские мысли Древнего мира, лестница существ Аристотеля

просмотр видеофрагмента «Обзор эволюционных представлений», беседа

Какие идеи проявились в работах древних философов?

В каком виде представилась Аристотелю лестница существ?

просмотр видеофрагмента, краткая запись в тетради

Лестница существ: минералы – растения – зоофиты - низшие животные - высшие животные - человек

10

познакомиться с эволюционными взглядами К.Линнея

бинарная номенклатура, вид, принцип соподчиненности

просмотр видеофрагмента «Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период», беседа

В чем заслуга К.Линнея?

схема из ЦОР (Линней)

просмотр видеофрагмента, краткая запись в тетради, отвечают на вопросы

во второй половине 18 века шло формирование представлений о всеобщей изменчивости материи

10

познакомиться с эволюционной теорией Ж.-Б.Ламарка

эволюционная теория, факторы эволюции, вид, изменчивость, движущая сила эволюции

видеофрагмента «Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период», беседа

каковы принципы эволюции по Ламарку?

Чего не смог объяснить Ламарк?

схема из ЦОР (Ламарк)

просмотр видеофрагмента, краткая запись в тетради, отвечают на вопросы

по Ламарку: эволюция существует как историческое развитие от простого к сложному под действием факторов эволюции, эволюция – длительный процесс

Подведение итогов, домашнее задание

4

Составление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания




рефлексия

Акцентирует внимание на конечные результаты работы уч-ся, дает комментарии к ДЗ

Запись задания

Записи в тетради

§ 52, заполнить таблицу сравнения учений

индивидуально - сообщение о жизни Ч.Дарвина



Материал к уроку
Аристотель (384 гг. до н.э.) по праву считается “отцом зоологии”. Он изучал не только видовое разнообразие животных, их внешний облик, повадки, но и достаточно детально исследовал внутреннее строение животного организма. При этом он анатомировал животных. Итогом многоаспектных исследований явилось открытие третьего века у птиц, рудиментарных глаз у крота, звуковых органов у сверчка. Тщательно изучал Аристотель развитие зародышей. Им лично описано более 500 видов животных, создана первая в мире классификация животных.

Аристотель дал первое определение жизни, понимая под ней “всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом”. Ученый впервые выдвинул принцип “лестницы существ”, в соответствии, с которым представители различных систематических групп животных выстроены в порядке возрастания сложности. На самой верхней ступени этой лестницы находится человек, несколько ниже – “живородящие” (т.е. млекопитающие), а на самой нижней ступени находятся “черепокожие” (т.е. брюхоногие и двустворчатые моллюски).

Прогрессивные взгляды Аристотеля намного опередили свое время, однако и он не смог избежать некоторых наивных представлений о живой природе. В этом проявилось влияние на личность той эпохи, в которой она существует.

Аристотель считал, что рыбы и моллюски могут самозарождаться из морского ила, а черви – из гниющего вещества. Он также был сторонником идеи “изначальной целесообразности”, якобы присущей всем живым существам. Наблюдая природу в разных ее проявлениях, Аристотель, однако, не имел представления о целенаправленном научном эксперименте. В своих научных трудах он практически не применял математики, без которой исследования последних столетий просто не мыслимы. Однако несомненно, что вклад Аристотеля в развитие представлений о живой природе был огромен и создал прочный фундамент для успешного и последовательного формирования впоследствии биологической картины мира.

Исследования Аристотеля и многих других ученых античного этапа развития биологии легли в основу натурфилософских представлений, сущность которых можно изложить следующим образом:

  1. Все живые и неживые тела построены, в общем, из одних и тех же элементов.

  2. Живое отличается от неживого целесообразностью своего устройства, гармонией работы всех органов.

  3. Любой природный объект в большей или меньшей степени обладает душой.

  4. Вселение души непрерывно порождает организмы из гниющего или, тины, грязи


К.Линней. “Важным этапом развития биологической науки стал период поиска системы в мире живого. В конце XVIII века возникла необходимость систематизировать накопленный фактический материал о живых организмах, появилась потребность в классификации живых существ. Становление систематики связано с именем шведского ученого Карла Линнея (1707 – 1778). Основные итоги его деятельности изложены в работах “Система живой природы” и “Философия ботаники”. Он осуществил деление животных и растений на соподчиненные группы, ввел бинарную (двойную) систему названий биологических видов.

В основе деления растений на систематические группы лежало их различие в генеративных органах (т.е. органах, отвечающих за половое размножение). Линней выделил 24 класса растений, причем первые 13 классов отличались друг от друга только по количеству тычинок. Ему удалось также выделить 67 порядков у растений, но интересно, что он при этом нередко ссылался на интуицию и “инстинкт натуралиста”. Линней искал только сходство, но не родство между видами, так как не верил в возможность эволюции.

В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем. Он выделил 6 классов животных: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей Линней ошибочно отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих.

Несмотря на ошибки, допущенные Карлом Линнеем, очевиден его гигантский вклад в развитие биологической науки. Он упорядочил представления о многообразии животного и растительного мира, вызвал своими работами интерес к систематике в научном мире, лично впервые описал около 10000 видов растений и 4200 видов животных, внес много нового в концепцию биологического вида.

Жизненный путь карла Линнея был необычен. Его отец был бедным сельским пастором. Возможно, под влиянием отца у Линнея началось формирование философских взглядов, соответствующих господствовавшим в то время метафизическим представлениям. Их суть сводилась к тому, что живая природа возникла в результате творческого акта, биологические виды неизменны, для всех живых существ характерна изначальная целесообразность.

В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников, потому что его мысли были далеки от душного класса. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.

Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов.

“Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.

Карл поступает в университет, но катастрофически не хватает денег. Вскоре умирает мать, тяжело болеет отец. Карл собирается бросать обучение, но помогла женитьба. Карл просит у будущего тестя денег взаймы и едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук. По возвращении на родину Линней опять испытывает безденежье. Он издает книгу “Система природы” на деньги друзей. В дальнейшем Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство.

До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей. В его завещании было несколько пунктов. Не выполнен был только один из них – не присылать соболезнований
Ж.-Б.Ламарк. Неоценимый вклад в развитие эволюционного учения внес Жан Батист Ламарк (1744 – 1829). К 50 годам Ламарк приобрел заслуженную славу одного из крупнейших ботаников Франции. В 1809 году он выпустил в свет трактат “Философия зоологии”, в котором изложил основные принципы эволюционной теории. За десять лет до смерти ученый совсем ослеп. Последние свои годы он провел в страшной бедности, а новые идеи диктовал своей дочери. К сожалению, гениальная идея о развитии организмов не нашла признания у современников. Истинные заслуги Ламарка перед наукой были оценены с большим опозданием. Только через 80 лет после смерти Жана Батиста Ламарка, в 1909 году, в Париже. Ему был воздвигнут памятник. На нем – барельеф с изображением слепого Ламарка с дочерью Корненилией. Под барельефом слова Корнели: “Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец!” так необычно и трагически сложилась судьба ученого-эволюциониста Жана Батиста Ламарка.
К основным заслугам Ламарка перед биологической наукой относятся следующие.

  1. Он впервые вел термин “биология”, который впоследствии использовался повсеместно.

  2. Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.

  3. Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных.

  4. Пытался определить основные причины эволюционного процесса.

  5. Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Многие идеи Ламарка носили ярко выраженный эволюционный характер. При этом он допускал, что природа создана творцом, однако все ее дальнейшее развитие, по мнению Ламарка, осуществляется под действием естественных закономерностей.
Основные эволюционные взгляды Ламарка можно выразить следующим образом.

  1. Понятие “биологический вид” – это чистая условность. Видов не существует – есть только непрерывный процесс исторического развития.

  2. Процесс исторических изменений осуществляется последовательно от простого к сложному в соответствии с “принципом градации”. В этой связи Ламарк выделяет 6 ступеней градации, соответствующих разным уровням организации живых существ. На нижней ступени находятся инфузории, на верхней – млекопитающие и птицы.

  3. Основная причина градации – внутреннее стремление к самосовершенствованию, присущее всем живым организмам.

  4. Виды изменяются под прямым влиянием условий внешней среды, приспосабливаясь к этим условиям.

  5. Необходимость приспособиться к условиям среды требует от живых существ “упражнять” свои органы, в результате чего органы и части организма становятся более развитыми, мощными, увеличиваются в размерах. Не работающие органы, лишенные постоянной нагрузки, уменьшаются в размерах и впоследствии могут совсем исчезнуть. Именно в результате “упражнения”, по мнению Ламарка, сформировались рога у оленя, длинная шея у жирафа, плавательная перепонка между пальцами у уток.

  6. Поскольку новые признаки возникают под влиянием внешней среды, они всегда приспособительны и полезны для особи.

  7. Изменения могут возникнуть в течение жизни одного поколения и передаваться по наследству.

  8. Весьма вероятно происхождение человека от обезьяноподобных предков”.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск