Скачать 77.49 Kb.
|
Разработка урока по биологии в 7 классеУчитель Ищенко Светлана ВячеславовнаКласс Земноводные, или Амфибии. Тема урока: Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки, скелет и мускулатура. Л.р. «Изучение скелета лягушки». Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни. Оборудование: Скелет костистой рыбы, влажный препарат «Лягушка», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка» Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Изучение новой темы В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих их удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.
«Классификация земноводных»
Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь им на сушу проложили, как нам известно, рыбы схожие с кистеперовыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. - Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?
«Сравнительная характеристика сред обитания»
Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:
Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.
После обсуждения формулируются выводы:
Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой. - Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом? (После ответов уч-ся делаем обобщение).
Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико. Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуливаются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды. А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз. Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и их мускулатуре. - Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб? Выполнение лабораторной работы. «Изучение скелета лягушки». В ходе этого заполняется таблица. Особенности строения и значение скелета лягушки
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловища мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями. 3.Закрепление Выбери правильный ответ. 1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает: А) короткое тело, лишенное хвоста; Б) заостренная клиновидная голова; В) перепонка на задних конечностях. 2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает: А) широкое туловище; Б) наличие конечностей; В) клиновидная голова. 3.При движении в воде: А) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами; Б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки; В) задние конечности управляют положением тела в воде. 4.Домашнее задание № 36, стр.177 вопросы. |