Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» г. Белёва Тульской области Программа принята «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Приказ № ___ от «___» ______ 20___г.
Протокол № ____ Директор____________ Е.Н. Цыганкова
от «___» ____________ 20____г Дополнительная образовательная
программа
«Волшебный сундучок»
Уровень реализации: начальное общее образование Срок реализации: 3 года Направленность: художественно-эстетическая
Ю.Н. Фролова,
педагог дополнительного образования
г. Белёв – 2011 г. Пояснительная записка. Основная задача объединения заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в группе не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя объединения.
И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь предлагаемыми образцами игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-14 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма.
Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам - День учителя, Новый год, 8 Марта.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала). Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности,
основы композиции и цветоведения,
классификацию и свойства бисера,
основные приёмы бисероплетения,
условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера,
правила ухода и хранения изделий из бисера;
уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками,
чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению,
составлять рабочие рисунки самостоятельно,
изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов,
выполнять отдельные элементы и сборку изделий,
рассчитывать плотность плетения,
хранить изделия из бисера согласно правилам.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№
п/п
| Название тем, разделов
| Количество часов
| всего
| теория
| практика
| Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения.
|
| Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности.
| 2
| 2
|
|
| Основы цветоведения. Цветовая гамма.
| 2
| 1
| 1
|
| Основные способы плетения.
| 2
| 1
| 1
|
| Способы параллельного и спаренного плетения.
| 2
| 1
| 1
|
| Способ плетения «коралл»
| 2
| 1
| 1
|
| Способ плетения «скрутка»
| 2
| 1
| 1
|
| Способ плетения «низание дугами»
| 2
| 1
| 1
|
| Способ плетения « низание петлями по кругу»
| 2
| 1
| 1
|
| Итого:
| 16
| 9
| 7
| Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения.
|
| Плоские фигурки животных. Паучок.
| 3
| 1
| 2
|
| Змейка
| 2
| -
| 2
|
| Сороконожка
| 2
| -
| 2
|
| Стрекоза
| 2
| -
| 2
|
| Рыбка
| 2
| -
| 2
|
| Бабочка
| 2
| -
| 2
|
| Объемные фигурки животных. Змейка.
| 3
| 1
| 2
|
| Ящерица
| 2
| -
| 2
|
| Крокодил
| 3
| -
| 3
|
| Божья коровка
| 2
| -
| 2
|
| Мышонок
| 3
| -
| 3
|
| Итого:
| 26
| 2
| 24
| Раздел 3. Цветы из бисера.
|
| Основные приемы. Составление композиций.
| 3
| 1
| 2
|
| Плетение лепестка по схеме
| 3
| 1
| 2
|
| Варианты изменения формы листа. Составление схем.
| 3
| 1
| 2
|
| Букет подснежников
| 4
| -
| 4
|
| Букет незабудок
| 4
| -
| 4
|
| Ромашки
| 4
| -
| 4
|
| Колокольчик
| 4
| -
| 4
|
| Мак
| 4
| -
| 4
|
| Фиалки
| 6
| 1
| 5
|
| Флоксы
| 7
| 1
| 6
|
| Итого:
| 42
| 5
| 37
|
| Композиции на проволоке
| 5
| 1
| 4
|
| Панно из бисера
| 6
| 1
| 5
|
| Плетение на леске
| 6
| 2
| 4
|
| Браслеты из бисера
| 5
| 1
| 4
|
| Миниатюрные деревья из бисера
| 11
| 1
| 10
|
| Сочетание бисера и пайеток в работах.
| 4
| 1
| 3
|
| Веточка вербы
| 5
| -
| 5
|
| Полевой цветок
| 5
| -
| 5
|
| Изготовление коллективных выставочных работ
| 10
| -
| 10
|
| Выставка работ.
| 3
| -
| -
|
| Итого:
| 60
| 7
| 53
|
| Всего:
| 144
|
|
|
| Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.
| 3
| 1
| 2
|
| Плетение лепестка по схеме
| 3
| 1
| 2
|
| Варианты изменения формы листа. Составление схем.
| 3
| 1
| 2
|
| Букет подснежников
| 4
| -
| 4
|
| Букет незабудок
| 4
| -
| 4
|
| Ромашки
| 4
| -
| 4
|
| Колокольчик
| 4
| -
| 4
|
| Мак
| 4
| -
| 4
|
| Фиалки
| 6
| 1
| 5
|
| Флоксы
| 7
| 1
| 6
|
| Итого:
| 42
| 5
| 37
|
| Композиции на проволоке
| 5
| 1
| 4
|
| Панно из бисера
| 6
| 1
| 5
|
| Плетение на леске
| 6
| 2
| 4
|
| Браслеты из бисера
| 5
| 1
| 4
|
| Миниатюрные деревья из бисера
| 11
| 1
| 10
|
| Сочетание бисера и пайеток в работах.
| 4
| 1
| 3
|
| Веточка вербы
| 5
| -
| 5
|
| Полевой цветок
| 5
| -
| 5
|
| Изготовление коллективных выставочных работ
| 10
| -
| 10
|
| Выставка работ.
| 3
| -
| -
|
| Итого:
| 60
| 7
| 53
|
| Всего:
| 144
|
|
|
|