Грибы в биосфере и жизни человека





Скачать 50.57 Kb.
НазваниеГрибы в биосфере и жизни человека
Дата публикации06.08.2013
Размер50.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Грибы в биосфере и жизни человека


Корчагина Валентина Васильевна, учитель биологии гимназии 14, г Одинцово, Московской области



ЗАДАЧИ:

  1. сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”;

  2. показать роль грибов в системе живых организмов;

  3. раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;

  4. воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд, компьютер, карточки с заданиями.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный, игровой.

ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний и постановка проблемы


Программированный опрос.

  1. Микология – наука о грибах.

    а) да

    б) нет

  2. Клетка гриба имеет ядро.

    а) да

    б) нет

  3. Основа гриба – мицелий.

    а) да

    б) нет

  4. Все грибы имеют пенек и шляпку.

    а) да

    б) нет

  5. Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.

а) да

б) нет

Вопросы-ответы.

  1. Какое строение имеют грибы?
    (Состоят из грибницы.)

  2. Какие виды грибницы вам известны?
    (Воздушная и почвенная.)

  3. Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
    (Шляпка и пенек.)

  4. Что они образуют?
    ( Плодовое тело.)

  5. Какую роль играют разрушители в экосистеме?
    (Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.)

Загадки-стихотворения.

    1. Растут на опушке
      Рыжие подружки,
      А зовут их (волнушки).

    2. Из-под травки прошлогодней
      Вылезают на свободу
      Неразлучные сестрички –
      Рыжеватые (лисички).

    3. Царь грибов на толстой ножке –
      Самый лучший для лукошка.
      Он головку держит смело,
      Потому что гриб он (белый).

    4. Я в красной шапочке расту
      Под стройною осиною,
      Меня узнаешь за версту,
      Зовусь я (подосиновик).

    5. Вдоль лесных дорожек
      Много белых ножек
      В шляпках разноцветных,
      Издали заметных,
      Собирай, не мешкай, Это – (сыроежки).

Проблема:

В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?

2. Совместное открытие знаний


Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы? (к гетеротрофам).

Что это за организмы? (Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами).



Грибы – паразиты

Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы-трутовики.

Грибы – симбионты

Учитель. Где чаще всего растут грибы? (Около деревьев и в трав).

Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.

Как называется данное сотрудничество? (Симбиоз).

Подумайте, что дают грибам растения? (Органические вещества).

А что могут дать растениям грибы? (Воду и минеральные вещества ).

Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба. (записывают в тетрадь).

Грибы – сапротрофы.



Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим относятся грибы рода мукор. (Cообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора. Приложение 1.)

Грибы в жизни человека.

Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.(Cхема. Приложение 2).

Сообщения учащихся.

Ученик 1:

Загадка:

Он на толстой ножке белой.
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (Белый гриб).

Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки.

Ученик 2:

Загадка:

Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит. (Мухомор.)

Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением.

Ученик 3:

Загадка.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб).

Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.

3. Закрепление


  1. Изобразите пантомимой:
    а) почкование дрожжей;
    б) микоризу гриба с деревом.

  2. Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А. О тех, кто растет, но не бегает Баласс, 2002.

  2. Рохлов Р., Теремов А., Занимательная ботаника М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.

  3. Трайтак Д.Н. Книга для чтения по ботанике М. “Просвещение”, 1978.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Грибы в биосфере и жизни человека iconУрок : «грибы и сернистый газ» Цели
Повторить особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы. Значение в природе и жизни человека
Грибы в биосфере и жизни человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать представления о биосфере как о глобальной экосистеме; сформировать знания о границах биосферы; ознакомить учащихся...
Грибы в биосфере и жизни человека iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Грибы в биосфере и жизни человека iconКонспект урока Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека...
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Грибы в биосфере и жизни человека iconФ. И. О. участника
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Грибы в биосфере и жизни человека iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Грибы в биосфере и жизни человека iconТема урока Дата
Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека....
Грибы в биосфере и жизни человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать знания о биосфере и понимание причинной обусловленности изменений в биосфере
Грибы в биосфере и жизни человека iconСолнце, воздух и вода
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Грибы в биосфере и жизни человека iconПонятие биосферы. Начало и вечность жизни
Одно из величайших достижений естествознания XX в учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии...
Грибы в биосфере и жизни человека iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Грибы в биосфере и жизни человека iconРешение задач прогнозирования по результатам административного мониторинга
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Грибы в биосфере и жизни человека iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...
Грибы в биосфере и жизни человека iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Грибы в биосфере и жизни человека iconУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи....
Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты...
Грибы в биосфере и жизни человека iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск