Скачать 146.74 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «БАКЧАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГРИМ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА» 2012 «Одобрено» «Утверждаю» Педагогическим советом Директор Ларикова Ольга Николаевна МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» _____________ __________________ _____________ Разработчик: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» Ларикова Ольга Николаевна Рецензент: педагог дополнительного образования МКОУДОД«Бакчарский ЦДОДД» Ревера Ольга Петровна Рецензент: музыкальный руководитель детского сада №3 с. Бакчар Фатеева Наталья Михайловна Пояснительная записка Обучение в школе искусств по предмету «Грим» является одним из важнейших этапов подготовки обучающихся на театральном отделении. Данная программа составлена с учетом различных факторов, способностей и возрастных категорий учащихся, и дает возможность каждому ребенку приобщиться к искусству театрального грима. Знания, полученные по теории грима, практические навыки и технология гримирования помогут учащимся овладеть творческим процессом работы по созданию гримерного оформления спектакля, будут способствовать расширению кругозора, воспитанию художественного вкуса, развитию трудолюбия. Изучение предмета последовательно дает представление о развитии гримировального искусства, его техники, способов работы с париком, наклейками. Для активизации учебного процесса необходимо широко использовать наглядные пособия, технические средства обучения, иллюстративный материал. Срок реализации программы 3 года. Занятия по предмету «Грим» вводится с третьего года обучения пятилетней программы «Искусство театра». Формы, методы, приемы обучения осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Занятия проводятся в групповой форме, 1 академический час 1 раз в неделю, с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Возраст обучающихся от 10 до 17 лет. Цели и задачи: Целью обучения по предмету «Грим» является развитие творческих способностей учащихся, фантазии и импровизации, воспитание общей культуры, овладение навыками гримирования, как средством достижения необходимого альянса между внутренним и внешним миром желаемого образа. Обучение по предмету «Грим» предполагает решение следующих задач:
Учебно-тематический план 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Содержание учебного предмета
Строение черепа Мимика, морщины Мышцы Эмоции Освещенность лица, светотень Изменение лица при помощи грима
Смешивание цветов на бумаге и лице Подборка тонов и цветовая гамма Нанесение общего тона в соответствии с тоном коржи, растушевка
Изучение возможных дефектов Материалы. Используемые в работе Технология нанесения грима на дефект. Степень заживления. Цвет. Естественность. Правдоподобность.
Изменение выражения лица при различных эмоциях Условные показатели «веселого, доброго» лица: светлый общий тон, веснушки, приподнятые брови, уголки глаз, губ и др. Условные показатели «Злого, грустного лица»: бледный общий тон, сдвинутые брови, уголки глаз и губ опущены. Составление характеристики персонажа для использования грима веселого и грустного лица.
Разработка основной идеи. Особенности каждого времени года. Подбор цветовой гаммы Применение живописного приема
Татуаж. Боди-арт.
Создание образа на бумаге. Расстановка акцентов на частях лица. Подбор цветовой гаммы. Блики. Дополнительные средства (блестки, усы, носы т др.)
Характеристика образов. Создание эскиза на бумаге. Решение цветовой гаммы. Вспомогательные материалы: гуммоз, наклейки, парики, уши, бороды, головные уборы и др.) Роль костюма в разных образах.
Возрастной, национальный, исторический, портретный, характерный, жанровый, гротескный, сказочный.
Негроидная раса (Этнические черты. Характеристика деталей лица (приплюснутый нос, мясистые губы), цвет кожи (темно-лиловый, черно-зеленый, фиолетово-коричневый) Подбор цветовой гаммы. Увеличение носа, губ. Блики. Темная пудра, серьги, кольца, парики. Монголоидная раса. Увеличение скул, крыльев носа. Японская классическая маска. Ограниченность цветовой гаммы (черный, красный, белый). Японские прически.
Особенности. Взаимосвязь между характером и внешностью человека. Разнообразие характерных форм лица. Характерный грим отрицательного образа. Цветовая гамма. Блики. Пудра.
Изучение возрастных изменений лица на примере иллюстративного материала. Выявление места расположения складок и морщин. Подбор общего тона. Утрирование впадин и выпуклостей. Выделение морщин. Седые волосы, парики.
Разновидности. Изучение возможностей оживления картинки за счет мимики. Подбор цветовой гаммы.
Изучение иллюстративного материала (строение черепа, морды животного, цветовая гамма). Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Изменение форм глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой.
Зависимость грима от жанра представления. Яркость, красочность, буффонада в гриме клоунов. Фантастичность, приукрашенность в гриме исполнителей номеров. Просмотр видеоматериала работы клоунов. Эскизы на бумаге. Характер клоуна (веселый, печальный). Использование головных уборов, париков, носов и др.
Холодные тона. Плавные цветовые переходы. Применение декоративной косметики, блесток. Имитация седины.
Различие фантастического и сказочного грима. Просмотр видеоматериала.
Технология прикрепления.
История возникновения. Маски народов мира. Традиции использования масок. Маски, полумаски. Виды и формы. Разновидности материала. Технология изготовления из папье-маше. Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании 1 года обучения учащиеся должны: -знать основную терминологию по предмету; -правильно пользоваться техническими средствами и гримировальными принадлежностями; -уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения. По окончании 2 года обучения учащиеся должны: -самостоятельно воплощать разнообразные идеи в предлагаемые образы; -уметь правильно подобрать цветовую гамму; -соединяя цвета, уметь добиваться нужного оттенка, полутона, тона; -знать различные способы владения карандашом, кистью и др. для четкого нанесения линий, штрихов, контуров, бликов. По окончании 3 года обучения учащиеся должны: -уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения; -уметь самостоятельно находить соответствие создаваемого внешнего образа внутреннему миру персонажа. Формы и методов контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по предмету «Грим»: промежуточная. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года. Основной формой промежуточной аттестации являются: контрольный урок. Промежуточная аттестация по предмету «Грим» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; степени теоретической и практической подготовки; сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Грим» должны позволить:
Методическое обеспечение учебного процесса С первых занятий педагог должен воспитывать в учащихся чувство меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать свою работу в определенных временных рамках. Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий, иллюстративного материала, слайдов. Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых уроков приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и видеоматериал, а так же руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы учащихся, попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного грима. Для реализации программы необходимо небольшое, хорошо освещенное помещение со столами и зеркалами. Расходные материалы, необходимые для реализации программы:
Список литературы В. Штрахин «Грим» М., 1972 ВТО И.Малыгина, Д. Ситнев, Л. Снежницкий «Грим и костюм в современном спектакле» Н.А.Львов «О гриме» М., 1969 «Советская Россия» Н.А.Львов «Гримируйтесь сами» М., 1967 В. Логинова «Заметки художника-гримера» П.Лившиц, А.Темкин «Сценический грим и парик» М..1953 «Искусство» И.А. Нигматулина «Основы театрального грима» Томск, 2009 И.С. Сыромятникова «Грим» М. 1988 И. Сыромятникова «Искусство грима и прически» М.,2000 |