Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 75 г. Новосибирска
Учитель начальных классов
Глушкова Татьяна Николаевна Урок окружающего мира
Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России»
Тема: «Какие бывают животные»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: интерактивная, групповая
Участники: ученики 2 класса «В»
Основные понятия: насекомые, звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, «Красная книга».
Ресурсы «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, А. А. Плешаков; карточки с тестами, карточки с изображением животных, смарт доска, компьютер
Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений об особенностях животных, на этой основе разделить животных на группы.
Задачи: - Расширить и систематизировать знания о животных (Познавательные УУД)
-Формировать коммуникативные умения (умения договариваться, распределять работу) при работе в группах. (Коммуникативные УУД)
- Развивать оценочную деятельность детей. (Личностные УУД)
-Обучать детей основам целеполагания и планирования. (Регулятивные УУД)
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. (Регулятивные УУД)
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе (Личностные УУД)
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя и учеников
| Планируемые результаты (УУД)
| I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование умения оценить свою готовность.
| - Здравствуйте ребята, давайте посмотрим, как вы готовы к уроку:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Ребята, посмотрите внимательно на смайлики (на доске висят три смайлика: улыбающийся, серьёзный, грустный). Какой смайлик вам больше нравится? Выберите тот смайлик, который подходит вам в данный момент,
| РегулятивныеУУД (самооценка)
| II. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-уточнить тематические рамки.
| - Мудрая черепаха подготовила для вас кроссворд, в котором спрятала ключевое слово - тему нашего урока.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …. (Жук)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
К нам в сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
3. Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А сосет он лапу. (Медведь)
4. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
5. Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку
Вы узнали? Это – (Утка)
А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький … (Кузнечик)
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (Мышь)
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
-Ключевое слово животные.
| Коммуникативные УУД (умение слушать мнение других) Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению)
| III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
| - Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
- О животных
-Продолжите фразу:
я знаю о животных…
я хочу узнать о животных….
В конце урока вы продолжите фразу «я узнал о животных…»
| Регулятивные УУД(постановка цели) Коммуникативные УУД(умение высказывать свое мнение)
| IV. Решение учебной задачи. Изучение нового
(8 мин)
Цель:
- Актуализировать знания детей о животных;
- Формировать умение классифицировать объекты;
- умение действовать по плану.
-организовать выполнение
учащимися самостоятельной работы в группах.
| -Сегодня мы говорим о том, какие бывают животные. В первом классе мы уже начали знакомство с некоторыми группами животных. Давайте вспомним эти группы.
- Звери, птицы, рыбы, насекомые.
- Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним правила работы:
уметь распределить обязанности;
уметь договориться;
слушать каждого члена группы внимательно, не перебивая;
Каждой группе даётся задание:
подготовлены рисунки животных:
1-я группа - окунь, щука, божья коровка, ёрш;
2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;
3-я группа - лев, воробей, заяц, волк;
4-я группа - ласточка, ворона, карась, синица.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. Результат предоставляется классу.
- Как одним словом назвать животных первой группы? (рыбы), второй группы? (насекомые), третьей группы? (звери), четвёртой группы? (птицы)
- А теперь давайте подробнее разберём разных животных. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела.
Работа продолжается в группах
1 группа – рыбы, 2 – насекомые, 3 – звери, 4 – птицы
В своей группе вам нужно составить рассказ по плану:
Название группы
Чем покрыто тело?
Количество конечностей
Представители этой группы
Для поиска нужной информации при составлении рассказа вы можете пользоваться учебником, у нас есть выход в интернет.
| Коммуникативные УУД(умение высказывать свое мнение, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ) Регулятивные УУД(умение работать по плану) Познавательные (поиск информации, анализ информации, систематизация, классификация)
| V.Первичное закрепление.
(5 мин)
Цель:
формирование умения обобщать, делать вывод.
| - Работа в группах была плодотворной, теперь представьте свои результаты классу.
Заполняется таблица на доске.
Название группы
| рыбы
| насекомые
| звери
| птицы
| Чем покрыто тело
| чешуя
| хитиновый покров
| шерсть
| перья
| Количество конечностей
| плавники
| 6
| 4
| 2 ноги, 2 крыла
| Представители
| Щука, карась, окунь
| Божья коровка, кузнечик, майский жук
| Медведь, лось, заяц
| Сорока, ласточка, воробей
|
| Регулятивные УУД (работа по плану) Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности) Познавательные УУД (работа с таблицей)
| Физкультминутка
(2 мин)
| Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
(шаг на месте)
За мамой-лосихой топал лосенок,
(идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,
(идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,
(передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,
(идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата,
(скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
(скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(останавливаются)
|
| VI. Решение учебной задачи, вторичное закрепление
(7 мин)
Цели:
- организовать работу с информацией.
| -Сейчас вы послушаете описание животного и попробуете отнести его к одной из групп:
Тело этого животного покрытого голой, влажной кожей. Имеет две пары конечностей. Животное может жить на суше и в воде. Детёныш появляется из икринки, затем превращается в головастика, становится взрослой особью. (Лягушка)
-К какой группе животных можно отнести лягушку?
- Лягушка не подходит не к одной группе животных.
-Значит, есть ещё группа животных, куда можно отнести лягушку. Эта группа животных называется Земноводные. Своё название они получили от образа жизни: могут жить и в воде и на суше. В раннем возрасте дышат жабрами. Вырастая, теряют жабры и начинают дышать лёгкими.
-Давайте вместе попробуем дополнить таблицу (тело покрыто кожей; 2 пары конечностей; лягушки, жабы).
Попробуйте определить этого животного, отнести его к одной из групп:
Тело этого животного покрыто роговыми чешуйками, кожа всегда сухая, способ передвижения — ползание, пресмыкание по земле. Имеет две пары коротких конечностей. Детёныш появляется из яйца. Одна из особенностей – оставлять хвост при опасности. (Ящерица)
-К какой группе животных можно отнести ящерицу?
-Не подходит не к одной группе животных.
-Значит, есть ещё группа животных, куда можно отнести ящерицу. Это группа животных называется Пресмыкающиеся. Своё название они получили
от способа передвижения — ползание, пресмыкание по земле. Давайте вместе попробуем дополнить таблицу (тело покрыто роговыми чешуйками; две пары конечностей (либо их отсутствие – змеи); змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы)
Название группы
| рыбы
| насекомые
| звери
| птицы
| земноводные
| пресмыкающиеся
| Чем покрыто тело
| чешуя
| хитиновый покров
| шерсть
| перья
| кожа
| роговые чешуйки
| Количество конечностей
| плавники
| 6
| 4
| 2 ноги, 2 крыла
| 4
| 4, отсутствуют у змей
| Представители
| Щука, карась, окунь
| Божья коровка, кузнечик, майский жук
| Медведь, лось, заяц
| Сорока, ласточка, воробей
| Лягушка, жаба
| Черепаха, ящерица, змея, крокодил
|
|
Коммуникативные УУД(умение высказать свое мнение)
Познавательные УУД(работа с информацией)
Регулятивные УУД (работа с таблицей)
Личностные УУД (взаимоуважение)
| VII. Обобщение усвоенного. Оценка.
(10 мин)
Цель:
формирование умений обобщать знания.
| -Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках (тест). Выберите правильный ответ, подчеркни его:
1) у представителей этой группы животных тело покрыто роговыми чешуйками, имеются 2 пары конечностей, детёныши появляются из яйца:
А) птицы
Б) рыбы
В) пресмыкающиеся
2) по какому признаку можно отнести животное к группе птиц?
А) умение летать
Б) перья
В) кладка яиц
3) к какой группе животных относится медведь?
А) насекомые
Б) звери
В) земноводные
4) по какому признаку ты узнаешь насекомого?
А) тело покрыто кожей
Б) роговые чешуйки
В) 6 ног
5) по какому признаку можно отнести животное к группе рыб?
А) водная среда обитания
Б) чешуя
В) кладка яиц
6) к какой группе животных относится лягушка?
А) земноводные
Б) звери
В) рыбы
- Сравните свою работу с образцом на доске, оцените результат с помощью символов:
! - молодец! (безошибочное выполнение) +- хорошо (1-2 ошибки) - не всё понял, нужна помощь (более 2 ошибок).
- Игра фантазёры. Что за чудо зверь смотрит на нас с картинки? Как бы вы его назвали? Как он умеет передвигаться? (плавать, летать, прыгать) Части тела каких животных объединены на этом рисунке? (белка, кузнечик, петух, рыба, птица)
-Поработаем творчески. Вам нужно придумать и нарисовать своё «чудо –животное» и дать ему название. После выполнения работы, рисунки вывешиваются на доску, проводится небольшая презентация.
- Ребята, как вы думаете, для чего нужно охранять животных?
- Существует «Красная книга», как вы думаете, что в неё заносят?
-Редких животных.
-Почему они туда попали?
-Их уничтожают люди!
-Это Красная книга Новосибирской области. Давайте посмотрим, некоторых представителей.
Северный олень, Речная выдра, Филин, Сибирский осётр, Стрекоза шафрановая
|
Познавательные УУД (работа с тестовыми заданиями, включение в творческую деятельность)
Коммуникативные УУД (высказывание своего мнение) Регулятивные (оценка своей деятельности)
| VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| -Продолжите фразу, которую мы начали в начале урока: «Я узнал о животных..»
«Сегодняшнее занятие научило меня…»
- Какое задание на уроке было самым интересным?
-Было ли трудно?
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»: зелёный – всё понял, можно двигаться дальше, жёлтый – были трудности, красный - было сложно, материал урока не понял.
- Оцените своё настроение на уроке, используя смайлики на доске
|
Коммуникативные УУД(высказывание своей точки зрения)
Регулятивные УУД(самооценка)
| |