Скачать 60.41 Kb.
|
МОУ Гимназия № 10. Районное методическое объединение биологов. День биолога. Урок биологии в 6в классе на тему: «Растительный организм как единое целое». Разработан: Степановой И.Е. Проведен: 14 марта 2008 года. г. Луховицы, 2008г. Вступление. Цели и задачи урока. Изучение биологии в школе начинается с курса ботаники в 6 классе. Подробно и обстоятельно ребята рассматривают строение, а затем и жизнедеятельность грибов и растений. В череде уроков незаметно подходит тема: « Растительный организм как единое целое», хотя, на мой взгляд, он имеет большое значение в формировании экологического мировоззрения подрастающего человека. Это первый урок в школьном курсе биологии, где одновременно рассматриваются все главные процессы и явления, происходящие в жизни растений, следствием чего является рост и развитие растения. Мы предлагаем ребенку взглянуть на растение, как на целостный организм. Я бы поставила здесь акцент на втором слове, так как очень важно, чтобы ребенок осознал как можно раньше, что растение – такой же организм, как и животное, что в нем протекают те же процессы, что и в его собственном организме. Свойства живой материи (критерии жизни) впервые можно отработать глубоко и серьезно, так как создана для этого хорошая база. Клеточное строение организмов, деление клеток, формирование органов развивающегося многоклеточного организма, периоды (фазы) развития, обмен веществ (дыхание, питание, выделение), размножение - вот круг вопросов, который надо рассмотреть, обсудить, сделать выводы. Огромную помощь в изучении ботаники я получила, работая с электронным образовательным комплексом. Показывая ребятам видеофрагменты, интерактивные таблицы, анимационные рисунки, я увидела у своих учеников неподдельный интерес к миру растений. Конечно, современные дети воспринимают компьютер не так, как мы. Для них он – обыденная вещь, игрушка, а на уроке вдруг компьютер становится интересным собеседником, что весьма удивительно. Сидя за компьютером, можно учиться, а не развлекаться. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы тестов, тренажеров, только остается мечтать, чтобы персональный компьютер был на каждом рабочем месте. Для объединения двух программ по курсу биологии в 6 классе (В.В.Пасечника и И.Н.Пономаревой) мне пришлось скорректировать программу, ввести дополнительные темы для изучения, перестроить изучение учебного материала. Тема урока: Растительный организм как единое целое. Задачи: продолжить формирование представления о целостности растительного организма; систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме. Оборудование: Электронный образовательный комплекс по курсу биологии 6 класса; комнатные растения (агава, бегония и др.); таблицы по теме. Организационный момент. Приветствие. Тема и цель урока. Тема нашего урока - «Растительный организм как единое целое». Нам предстоит обобщить знания, полученные на уроках по темам «Строение покрытосеменных растений», «Жизнь растений», усвоить, как развивается растение, начиная от зародыша до зрелого возраста, выделить особенности растительного организма в отличие от всех других живых организмов. Проверка знаний (фронтально). Перед вами - два комнатных растения (агава и бегония) Вопрос 1: По каким признакам эти 2 живых организма вы относите к царству растений? Ответ: Они дышат, питаются, растут, цветут, могут погибнуть при неправильном уходе Вопрос 2: Что отличает растения от других живых организмов, например, человека? Ведь он тоже растет, дышит, питается... Ответ: Растения способны на свету создавать самостоятельно органические вещества. Животные и грибы питаются готовыми органическими веществами. Вопрос 3: Что лежит в основе строения всех живых организмов? Ответ: Единицей строения растений и животных является клетка. Включаю компьютер. Галерея. Интерактивные рисунки. № 20. Клетка Вопрос 4: Какие части растительной клетки отвечают за производство органических веществ? Ответ: Это хлоропласты – пластиды зеленого цвета. Вопрос 5: Какую часть клетки называют главным центром её жизнедеятельности? Почему? Ответ: Это ядро. Оно несет наследственную информацию. Без ядра клетка не сможет правильно разделиться. Вопрос 6: Справедливо ли утверждение, что все клетки растительного организма одинаковы по строению и функциям? Ответ: Нет. Наоборот, в зависимости от выполняемых функций, клетки растений объединяются в ткани, и они очень сильно отличаются по своему строению. Инт./акт. Рис. № 12. Органы высших растений. Вопрос 7: В клетках каких органов содержатся хлоропласты? Клетки каких органов имеют другое строение? Почему? Ответ: клетки листьев имеют пластиды; клетки стебля, корня состоят из клеток проводящей ткани – сосудов. Инт./акт. Рис. № 15. Проведение веществ по стеблю. Рис. № 7. Строение стебля. Вопрос 8: В каком направление по стеблю движутся минеральные вещества? Органические вещества? Ответ: Вверх по сосудам идет ток воды и мин. веществ; вниз, по ситовидным трубкам оттекают органические вещества. Вопрос 9: Какую функцию выполняют клетки камбия? К какому виду ткани они относятся? Ответ: Это образовательная ткань, за счет неё стебель растет в толщину. Инт /акт. Рис. № 9. Зоны корня. Вопрос 10: Из клеток каких тканей состоят зоны корня? Ответ: (подбирается фронтально, в виде теста). Инт./акт. Рис. № 5. Лист. Вопрос 11: К какому виду ткани вы отнесете мякоть листа? Жилку? Какова роль устьиц? Ответ: Мякоть листа – это основная ткань (губчатая, столбчатая) Жилка состоит из проводящей и механической ткани. Устьица служат для газообмена растения. Обобщение: Растительный организм состоит из клеток. Клетки объединяются в ткани, ткани – в органы. Между всеми частями растения постоянно происходит обмен веществ и энергии, что и приводит к росту и развитию растения. Изучение нового материала. Учитель: - Как происходит обмен веществ в растении? Работа с текстом учебника, параграф № 39, стр. 172 (читаем 2 абзац статьи 1 статьи) Вновь обратимся к компьютеру. Галерея. Анимации. № 3. Движение воды по стеблю. (просмотр) № 1. Газообмен в растениях. Вопрос: Какой газ поглощается выделяется при дыхании? В ходе фотосинтеза? № 5.Деление клетки № 16. Рост клетки Растение растет и развивается. Количественные изменения переходят в качественные: появляются новые органы и признаки. № 4. Цветок. Вопрос: Назовите главные части цветка. (пестик и тычинки) В какой части цветка образуются зародыш? (в завязи пестика) Что образуется в целом внутри завязи? (семя) Учитель: - Как происходит развитие растения? Открываю в компьютере раздел Таблицы. Таблица № 10. Индивидуальное развитие растений ( просмотр, объяснение) Компьютер выключается. Вопрос: Какие периоды выделяют в жизни растения? В жизни растения можно выделить фазы. Учитель: - Что такое фазы развития растений? ( Работа с текстом учебника, стр.174) Рис. 139 Читаем 2 абзаца, беседуем по рисунку. Воспитательный момент. Учитель:
Завершение урока. Все растения проходят цикл развития по-разному: Одни успевают пройти путь от прорастания семени до образования новых семян за одно лето. Это однолетние растения. Какие растения называют двулетними? Многолетними? (Работа с тестом учебника, 2 последние абзаца) Закрепление изученного материала: (по вопросам № 1 – № 4 на странице 175). Выставление оценок за работу на уроке. Окончание урока. Возможен показ ряда видеофрагментов о жизни растений по компьютеру (№67, №76) |