Скачать 38.22 Kb.
|
Размышления о биологической олимпиаде школьниковв свете освоения ФГОС третьего поколенияМ.Т.Дмитриева*11 октября 2013 года состоялся очередной школьный тур Всероссийской биологической олимпиады. Хочется высказать наболевшие мысли не только от себя лично, но и от своих коллег. И.В. Ященко, директор ГБОУ Центр педагогического мастерства в своей лекции для учителей на курсе, посвященном методике работы по развитию одаренности в предметных олимпиадах, пишет: « Мы уверены, что в каждой московской школе каждый московский школьник должен иметь возможность для развития своего таланта… И очень важно,…. чтобы каждый московский школьник получил возможность принять участие в этой олимпиаде….. По каждому предмету мы стараемся делать олимпиады, доступные абсолютно каждому»[1]. Что же предложено было в этом учебном году школьникам 6-х классов? Здесь стоит несколько слов сказать о программе освоения шестиклассниками биологии в школах, чтобы была понятна корреляция школьной программы с вопросами олимпиады. На сегодняшний день есть два варианта реализации программы по биологии в школах Москвы и России. Первый вариант: большинство нынешних шестиклассников впервые с сентября этого учебного года начали изучать биологию. На день проведения школьного тура олимпиады (11.10.2013) у них было всего 5-6 уроков биологии! Второй вариант освоения биологии связан со школами, работающими в рамках эксперимента по опережающему освоению ФГОС ООО. Они в прошлом учебном году с пятиклассниками прошли около 30 уроков ботаники, изучая морфологию и немного анатомию растений. При этом дети совершенно не знакомы ни с систематикой растений, ни с бактериями и грибами. Все школьники 6-х классов по учебному плану имеют всего ОДИН урок биологии в неделю! И вот с радостью дети пришли на олимпиаду, где им предлагают встречу со следующей «зубодробительной» терминологией (курсивом выделены слова, которые дети и не слышали ни разу, а не только не знали или забыли):
Часть 3 олимпиадных заданий предлагает выбрать правильное суждение из всех предложенных. Например, дается следующее предложение: «Свет под пологом верхнего лесного яруса от света на открытой местности отличается тем, что отношение красного света к зеленому выше», которое вряд ли будет понятно не только школьнику 6-го класса, но и ученику 7-10-х классов по своей формулировке. При поиске в Интернете ответа на такую формулировку задания я нашла только аналогичные вопросы биологических олимпиад, начиная с 2004 г. Получается, что данное задание «гуляет» из олимпиады в олимпиаду, и никто из составителей олимпиады не обращает внимание на то, что каждый уважающий себя шестиклассник должен изучить горы литературы, в том числе и переводную с английского языка, чтобы понять, о чем речь. Ведь тема «Свет» изучается в 11-м классе (физика). Я думаю, что многие учителя биологии согласятся с тем, что при такой формулировке вопросов НЕ КАЖДЫЙ московский школьник может принимать участие в олимпиаде по биологии, как предлагает и уверяет господин И.В.Ященко. Учителя вынуждены просто «натаскивать» детей на специальную терминологию. Позволю себе высказать мысль, что так и происходит в ряде школ с углубленным изучением биологии. Но это же противоречит требованиям и самому смыслу ФГОС третьего поколения! Где же те интересные, задачные, необычные формулировки, которые заставят детей проявить свою смекалку и сообразительность, продемонстрировать свои учебные умения и навыки, не побоюсь сказать, и «универсальные учебные действия»? Где же «раскрытие таланта и интеллектуальная работа школьника» при заданиях такого уровня? И.В.Ященко: «Согласитесь, это будет странно и не принесет пользу детям, а только отобьет, возможно, навсегда желание заниматься интересными задачами»[1].Что и происходит на самом деле. Олимпиада - это, конечно, для продвинутых, одаренных детей. Но, слава богу, что школа работает со ВСЕМИ детьми, а не только с одаренными. И хочется, чтобы действительно, а не на словах, любой ребенок имел возможность участвовать в олимпиаде, хотя бы на школьном уровне. И выходил оттуда с уверенностью в том, что и он что-то смог ответить. Пусть не победил, но смог. При сегодняшней ситуации это сделать в школах оказывается невозможным. Школьные учителя отчетливо понимают, что вопросы олимпиады не будут содержать школьной программы. Но и такого качества вопросы, как дают в течение двух последних лет, лишают нас будущего. Старшеклассники «зубрят» вузовскую терминологию, но дети 6-7-х классов говорят, что больше НИКОГДА не пойдут на такие соревнования. Дело вовсе не в терминологии, а в уровне сложности вопросов. Если организаторы олимпиады считают, что на школьном уровне ребята должны знать термины и уметь отвечать на вопросы из внутреннего экзамена МГУ, то хотелось бы тогда иметь четкую программу подготовки к школьному туру со списком терминов, чтобы обеспечить возможность участия КАЖДОГО желающего принять участие в олимпиаде школьника. Если цель - найти творческих и одаренных детей с нестандартным мышлением, то необходимо срочно менять подходы к составлению заданий олимпиады. И делать это нужно было уже вчера! Примечания: 1. И.В.Ященко «Вводная лекция» [https://edu.olimpiada.ru/courses/CPM/vvod01/2013-2014/courseware/bce1bc30ba5849868a2920dea50a82b1/ff3ec1ca82fb4f9cbf5863a9846cb871]. * Дмитриева Марина Тигриевна, учитель биологии ГБОУ СОШ № 1353 г. Москвы, marina13531@yandex.ru |