Муниципальный конкурс «Учитель года – 2013»
в формате тематических номинаций «От призвания к признанию»
Системно-деятельностный подход – основа стандартов
Парфенова
Галина Александровна,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 28
г. Балаково
Саратовской области
Балаково 2012
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению».
В.Г. Белинский
«Когда людей станут учить не тому, что они должны а тому, как
они должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения».
Г. Лихтенберг
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.
Принятие нового ФГОС НОО – признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные условия развития у обучающихся системного мышления.
При системно-деятельностном подходе к обучению биология рассматривается как единый учебный предмет, что предполагает определенные требования и к содержанию учебного материала, и к его методическому построению, как основе Стандартов. Один из наиболее общих законов развития – от «общего к частному». В образовании он лежит в основе системно-структурного подхода, который состоит из взаимосвязанных элементов. Для биологических систем характерны следующие свойства живого:
Метаболизм
Наследственность.
Изменчивость.
Рост и развитие.
Раздражимость.
Дискретность.
Саморегуляция.
Репродукция.
Это «стержень» биологического образования, который обеспечивает логическую последовательность и преемственность учебного материала на всех ступенях обучения.
Развитие системного мышления – процесс длительный начинающийся с изучения курса «Растения» (по ФГОС второго поколения - с 5-го класса), где заложены необходимые для понимания основы закономерностей взаимосвязей организмов. Начиная знакомство с предметом биология, уже растительный организм предлагаю рассмотреть как слаженную биологическую систему, которой присущи все свойства живого организма, взаимодействущего с другими растениями и представителями всех царств живой природы. Расссматриваем с учащимися растение как источник жизни на Земле, поскольку оно является автотрофным организмом, продуцентом органических веществ и поставщиком кислорода для всех живых существ, без чего невозможна жизнь на Земле. У школьников появляется осознание значимости растений, появляется желание грамотно вести себя в природе, желание беречь и приумножать природу родного края.
Для успешного усвоения тем уже в 5 классе использую опорные схемы, составление и заполнение таблиц, вырабатывающие умения выбрать главное из предложенного материала учебника, применяю на уроке тесты и биологические диктанты. Обязательно использую постановку проблемных вопросов для развития логического мышления.
Основные понятия, с которыми школьники познакомились в курсе ботаники: «клетка», «ткань», организм», «историческое развитие природы», «автотрофы», «гетеротрофы» «фотосинтез», «фотосинтетики» и др. отрабатываем и закрепляем в курсе изучения раздела «Животные» опять-таки на конкретных примерах взаимосвязи организмов. При переходе от одного урока к другому осуществляю преемственность между отдельными темами, с опорой на общебиологические понятия, заложенные в курсе изучения растений. Таким образом, у учащихся формируется логическое мышление и целостное представление о сути живых организмов и жизни в целом.
При изучении анатомо-морфологического строения животных «шлифуются» заложенные ранее понятия «целостность» и, в то же время, «дискретность» организмов, «биосистема», «консументы», зависящие от растений прямо и косвенно, взаимосвязь авто- и гетеротрофов. Происходит более тесное знакомство с понятием «эволюция», «эволюционное развитие» на основе уже известного «исторического развития природы», «биологический круговорот», «биоценоз», «экосистема». Таким образом, школьники убеждаются в тесной связи животных с растениями, взаимозависимости и взаимовлиянии. Происходит «нанизывание» имеющихся и вновь добытых знаний на «стержень» биологического образования в виде общебиологических понятий через частные понятия.
При переходе к изучению биологии человека ставлю следующие общеобразовательные задачи: обеспечить закрепление общебиологических понятий; продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарем) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты).
Большое значение придаю воспитательным задачам: помочь учащимся ощутить гармонию и красоту человеческого тела; в целях профилактики утомления сменяю виды деятельности, слежу за осанкой, зрением. Ставлю следующие развивающие задачи: продолжить формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей.
В 8 классе у школьников происходит активное развитие вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, неустойчивостью психики. Каждый учитель, и, биолог, в первую очередь, должен знать возрастную физиологию и психологию подростка. Считаю, в курсе биологии человека можно успешно совместить образовательные и воспитательные процессы, что и практикую в своей педагогической деятельности, в том числе решаю проблемы полового воспитания учащихся. Взаимоотношения полов рассматриваю в единстве с проблемами гигиены, а половое воспитание – в единстве с воспитанием нравственности, усиливая такие позиции, как культура общения, здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические ценности. Именно в этом случае можно говорит о половом воспитании, как части единого учебно-воспитательного процесса, который предполагает систематическое, сознательно планируемое воздействие на формирование полового созревания и поведения.
Школьный курс биологии человека позволяет учителю в современных условиях кризиса культуры и нравственности использовать систему биологических знаний на формирование у обучающихся полового созревания и культуры поведения. В традиционные уроки с усвоением биологических понятий искусно «вплетаю» воспитательные моменты о размышлении о прекрасном, добре и зле, физической и духовной культуре. Мой педагогический опыт показывает, что школьники любят говорить и дискутировать на эти темы, при этом общебиологические понятия успешнее усваиваются и запоминаются.
В 8 классе активно использую метод проектов с последующей их защитой, метод исследовательской деятельности учащихся. Достаточно времени отвожу лабораторным и практическим работам, которые интересны и доступны им. Необходимые навыки оформления и проведения лабораторных работ привила детям с начала изучения предмета, поэтому некоторые лабораторные и практические работы они успешно выполняют дома. В процессе выполнения этих видов деятельности формируются навыки практической деятельности, интерес к изучению биологии.
В курсе «Общей биологии», изучение которого представляет некоторые трудности для старшеклассников успешному усвоению очень помогает приобретенная в предыдущих классах система биологических знаний.
В 9-11-х классах традиционно провожу уроки-семинары, уроки-конференции, где главная роль принадлежит учащимся, а я, как учитель, направляю учебный процесс, предоставляя им больше самостоятельности в подготовке и проведении таких уроков. Активизирую деятельность старшеклассников через творчество, привлекаю к участию в очных и заочных олимпиадах и творческих конкурсах, школьных и муниципальных конференциях.
Для успешного овладевания биологическими знаниями использую системный подход к планированию учебно-воспитательных задач, выделению общебиологических и частных понятий в темах, необходимых опорных знаний для изучения тем, планирую методику работы для реализации учебно-воспитательных задач, контроль знаний по темам.
Все это позволяет понимать учебный курс биологии как единую систему, где биология растений, животных, человека и общая биология взаимосвязаны; из класса в класс с повышением уровня знаний раскрываются биологические понятия и закономерности, формируется системное мышление. Используемые во всех классах такие подходы, как наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы позволяют формировать практические умения в единстве с теоретическими знаниями.
Считаю, что главная заповедь учителя «Обучая – воспитывай». В процессе обучения стараюсь создать условия для развития интеллектуальной творческой личности. Нравственное воспитание осуществляю такими формами как беседы на этические темы, диспуты, круглые столы, тренинги, акции милосердия и др. Мои воспитательные задачи - выработать у своих учеников свободу мышления, способность к самовыражению, милосердие, внимание к людям – это рождает яркую индивидуальность, помогающую стать личностью самостоятельной, любознательной, честной, инициативной, духовно богатой.
Моя задача, как педагога, которому доверили воспитание детей, не забывать, чтобы предъявляемые к учащимся требования стали моими собственными требованиями к самой себе. Стараюсь быть личным примером, который, как никакой другой, очень убедителен. Регулярно пополняю и совершенствую свои знания, чтобы соответствовать времени и занимаемому месту. Искренность, любовь к детям, мягкий юмор, уважение к учащимся – залог расположения к учителю, признание его авторитета. А это значит, что они становятся союзниками и помощниками учителя в совместной учебно-воспитательной деятельности. А с таким учениками можно и «горы свернуть!» Применяю в учебно-воспитательной деятельности следующие педагогические технологии:
- структурно-логические технологии
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эфективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное и логическое мышление, стимулировать деятельностную активность учащихся; он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала
- информационно-коммуникативные технологии
Они служат современным эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса. При этом я в процессе преподавания биологии использую следующие формы работы:
- создание учениками мультимедийных презентаций;
- контроль знаний посредством тестов электронных тренажеров;
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- работа с ЦОР и ЭОР
- проектные технологии
Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время. Мои ученики участвуют в защите проектов на уроках; школьных, муниципальных и региональных конкурсах проектной деятельности.
- игровые технологии
Игровые образовательные технологии включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Например, в 8 классе при проведении урока «Значение пищеварения» использую сюжетно-ролевую игру, где «врач» -гастроэнтеролог, «врач» - диетолог, «врач» - стоматолог, «технолог» пищевой промышленности, «эколог» и др. «специалисты» помогают усвоить новую тему в процессе игры. Необычное построение урока, участие самих школьников в объяснении новой темы активизируют познавательную деятельность учащихся и способствует успешному усвоению материала урока.
- диалоговые технологии
Диалоговые технологии связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников. В общении со своими учениками категорично не приемлю роль ментора, считаю, что отношение с ними должно строиться на доверии и взаимоуважении. Это способствует налаживанию психологического контакта с ребенком, проявление интереса к предмету через личность учителя.
- Здоровьесберегающие технологии
Применение здоровьесберегающих технологий нацелено на сохранение здоровья школьников во время обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии включают в себя создание здорового психологического климата на занятиях, повышение интереса к предмету. В связи с этим чередую на уроке различные вид ы деятельности, применяю методы, которые активизируют инициативу и творческое самовыражение обучающихся. Стараюсь создать на уроке положительный эмоциональный климат, ситуацию успеха. Одной из проблем здоровья человека является гиподинамия. В связи с этим, провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, слежу за осанкой ребят во время чтения и письма, обязательно провожу сквозное проветривание в кабинете на каждой перемене.
- Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированное обучение является приоритетным в моей работе. Применяю его на уроках и во внеурочной деятельности. Оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность. Одним их целевых ориентиров является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействии ребенку в развитии творческих способностей.
Сама стремлюсь участвовать в творческих профессиональных конкурсах и привлекаю своих учеников к активному участию в олимпиадах, творческих конкурсах, проектной и исследовательской деятельности, конференциях по биологии и экологии. Имею грамоты и дипломы Сети творческих учителей, являюсь лауреатом I Всероссийской олимпиады педагогического мастерства, Лауреатом всероссийского конкурса лучших уполномоченных по охране труда, делилась опытом работы на всероссийском фестивале «Открытый урок», где предоставляла разработку мероприятия с авторскими стихами; имею благодарности за творческое наставничество молодежи; мое имя внесено на страницы «Энциклопедии Саратовского просвещения: лучшие люди губернии – XXI век» за творческую, плодотворную и успешную работу по модернизации образования в Саратовской области.
Постоянно повышаю профессиональный уровень. Обучалась на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования СарИПКиПРО, дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии», дистанционных курсах «Института информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения биологии», Обучалась на областном семинаре «Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях обновления стандарта в школе», где делилась опытом работы по теме «Система опыта работы учителя по линии И.Н. Пономаревой».
Результативностью системно-деятельностного подхода к обучению являются следующие показатели: мои учащиеся по результатам ЕГЭ по биологии вошли в число участников области, показавшие наилучшие результаты; среди них – учащиеся, победители и призеры олимпиад, творческих конкурсов, олимпиад при МГУ им. М.В. Ломоносова, победители и призеры дистанционных конкурсов при ОДЭЦ, муниципальных конкурсов Самого доброго детского фестиваля, призеры и участники муниципального и областного конкурса экологических театров и агитбригад, призеры областного конкурса «Лучший класс» в номинации «Самый лучший творческий класс» и многих других.
(Результаты своей работы и достижения учащихся представлены в приложениях).
Работаю по завершенной линии учебников И.Н. Пономаревой много лет, так как в основе УМК этого автора как раз лежит принцип системно-деятельностного подхода. Учебный материал излагается в соответствии с принципами от общего к частному, что определяет его существенное отличие от остальных линий учебников.
Считаю, что системно-деятельностный подход позволит мне наметить переходные моменты к реализации нового Стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД, т.е. поможет сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего. |