Биогеоценоз озера «Питьевое»
(урок в 9 классе) Панарина Наталия Геннадьевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ п. Красное»,
кандидат биологических наук Пояснительная записка
Современное общество предъявляет высокие требования к личности. Выпускник должен уметь активно реализовывать свои творческие способности. Развитию и проявлению творческого потенциала личности школьника способствует сознание значимости своего я в общественной жизни. Основная цель, которую мы ставим перед собой в работе с детьми, – создание условий для полного и глубокого раскрытия нравственных, интеллектуальных и творческих начал личности. Изучение родной природы повышает уровень культуры ребят, без чего невозможно приобщение к общечеловеческим ценностям. Урок проведен в 9 классе МБОУ СОШ №4 п. Умба Мурманской области в 2011 году. Разработка урока направляется на профессиональный конкурс впервые. На уроке использованы материалы научно-исследовательских работ школьников данного класса. Фотографии живых объектов выполнены школьниками (цифровая микрофотосъемка). При подготовке к уроку использованы публикации автора и учеников [1 – 7].
Цели урока:
На примере озера Питьевое закрепить знания о биогеоценозе.
Используя данные исследовательских работ школьников, выявить видовое разнообразие высших водных растений и животных в оз. Питьевое.
Установить трофические связи между обитателями водоема.
Дидактические задачи урока:
Закрепить практические навыки по составлению сетей питания.
Совершенствовать навыки школьников публично представлять результаты своих исследований.
Воспитательные задачи урока:
воспитание экологического мышления и экологической культуры;
совершенствование интеллектуальной деятельности, культуры речи и общения;
содействие саморазвитию, самореализации личности ученика.
Оборудование:
электронные фотографии растений и животных, обитающих в водоеме, выполненные обучающимися;
диск с записью пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Баркарола»);
инструктивные карточки для каждого ученика; фотографии живых организмов на бумажном носителе для составления пищевых сетей;
проектор, экран, компьютер.
Технологичсекая карта урока
(урок рассчитан на 45 минут)
№ слайда
| Время в минутах
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1
| 1
| Введение. Недавно мы изучили тему: «Экосистемный уровень организации живого». Сегодня урок несколько необычный. Он будет проходить в форме видео экскурсии к озеру Питьевому, расположенному на окраине поселка. Это озеро является источником питьевой воды для населения поселка
|
| 2
| 1
| Учитель объявляет цели и задачи урока
|
| 3
Звуковое сопровождение
| 1
| Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баркаролла» (включается по щелчку на слайде), демонстрируются слайд со словами Антуан де Сент-Экзюпери
| Один из учеников под музыку выразительно читает слова о воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».
Антуан де Сент-Экзюпери
| 4
| 2
| В начале года ученики класса разделились на 5 групп и получили задание изучить биогеоценоз озера Питьевое. Каждая группа должна была ответить на один из следующих вопросов:
Какие морфологические особенности имеет озеро Питьевое?
Какие высшие водные растения обитают в озере Питьевое?
Каких беспозвоночных животных можно встретить в озере Питьевое?
Какие позвоночные животные населяют озеро?
Какое влияние оказывает человек на водоем?
| Обучающиеся работали над поставленными вопросами в полевых условиях в сентябре-октябре, затем обрабатывали материал, писали исследовательские работы, готовились к представлению результатов
| Презентации детей
| 16
| Учитель объявляет темы исследовательских работ школьников:
Морфологические особенности озера Питьевое.
Высшие водные растения озера Питьевое.
Беспозвоночные животные озера Питьевое.
Позвоночные животные озера Питьевое
|
Каждая группа обучающихся подготовила ответ на поставленные вопросы в форме презентаций. Представители групп выступают с докладами, демонстрируя электронные презентации своих исследовательских работ (4 докладчика)
| 5 - 11
| 2
| Учитель резюмирует доклады ребят, комментирует морфологические особенности озера Питьевое, изображения некоторых высших водных растений, беспозвоночных и позвоночных животных
|
| 12
Анимация
| 3
| Далее следуют вопросы:
1.Что называется биогеоценозом?
2.Какие связи между организмами имеют в биогеоценозе наибольшее значение? Почему?
3.Какова трофическая структура биогеоценоза?
| Предполагаемый ответ 1: (определение биогеоценоза).
Предполагаемый ответ 2: Наибольшее значение имеют пищевые связи, посредством которых вещество и энергия передается от одного трофического уровня живых организмов к другому.
Предполагаемый ответ 3: в трофической структуре биогеоценоза присутствуют продуценты, консументы, детритофаги и редуценты
| 13
Гиперссылки
| 3
| На экране схема потока вещества и энергии в биогеоценозе, фото представителей трофических уровней (переход по гиперссылкам к примерам). Как происходит поток вещества и энергии в экосистеме?
| Один из учеников комментирует схему передачи вещества и энергии
| 14,15
| 1
| Мы получили ответы на поставленные вопросы. Теперь, используя полученные знания, информационную карточку-задание, фотографии живых организмов (выдаются ученикам) заполните таблицу и составьте пищевые сети озера Питьевое. Учитель выдает карточки, фотографии живых организмов
|
| ---
| 8
|
| Ребята работают в парах. Сильные ученики контролируют работу слабого соседа
| 16,17
| 2
| Заполненные карточки учитель собирает и после урока оценивает. На экране изображение заполненной таблицы и схема пищевой сети
| Ученики комментируют изображение на слайде.
| 18
| 3
| Учитель предлагает одному из учеников сообщить о влиянии человека на водоем. Объявляет тему доклада:
5. Влияние человека на озеро Питьевое
| Доклад ученика. Ребята обсуждают доклад и принимают решение очистить озеро от антропогенного мусора
|
| 2
| Подведение итогов урока, объявление оценок за устные ответы и выступления
|
|
Приложение 1
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ к уроку
Биогеоценоз озера Питьевое
РАСТЕНИЯ ОЗЕРА ПиТЬЕВОЕ.
Кубышка желтая, рдест альпийский, рдест плавающий, водоросли.
Беспозвоночные животные, обитающие в озере Питьевое:
Брюхоногие моллюски. Питаются водорослями и остатками высших растений.
Личинки стрекозы. Питаются другими беспозвоночными животными.
Личинки ручейников. Питаются личинками комаров звонцов, олигохетами и другими мелкими беспозвоночными.
Бокоплав озёрный. Питается растительной и животной пищей, в том числе и мёртвыми животными.
Олигохеты. Питаются гниющими остатками растений и животных.
Личинки комаров звонцов. Питается гниющими остатками растений и животных.
позвоночные животные, обитающие в озере Питьевое.
Колюшка трехиглая. Питается мелкими беспозвоночными животными.
Окунь. Питается беспозвоночными животными, может съесть колюшку.
Остромордая лягушка. Питается комарами и их личинками моллюсками и другими беспозвоночными.
Кряква. Со дна достает моллюсков и рачков, личинок насекомых, плоды водных растений.
Луток. Употребляет в пищу плоды водных растений и беспозвоночных животных.
Ондатра. Питается ондатра преимущественно растительной пищей: тростником, осокой, хвощем, вахтой. Использует растения для строительства хаток. Иногда поедает беспозвоночных и рыб.
Задание. 1. иСПОЛЬЗУЯ РИСУНОК (рис.1), ДАННЫЕ О ПИТАНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (ПРИВОДЯТСЯ ВЫШЕ), ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ:
ПРОДУЦЕНТЫ
| КОНСУМЕНТЫ 1 ПОРЯДКА
| КОНСУМЕНТЫ
2 ПОРЯДКА
| КОНСУМЕНТЫ
3 ПОРЯДКА
| ДЕТРИТОФАГИ
| РЕДУЦЕНТЫ
|
|
|
|
|
| Бактерии, грибы
|
Задание 2. иСПОЛЬЗУЯ РИСУНОК (рис. 1) И ДАННЫЕ О ПИТАНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ И ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ, СОСТАВЬТЕ ПИЩЕВую СЕТь ОЗЕРА ПИТЬЕВОе.
Кубышка желтая Рдест альпийский Кладофора Ручейник Прудовик
Ондатра [9]. Личинка комара-звонца Катушка Личинка стрекозы Бокоплав
Окунь
Рис. 1. Обитатели озера Питьевое Трехиглая колюшка Кряква Остромордая лягушка Луток
Литература
Панарин А.Е., Панарина Н.Г., Кожин М.Н. Оценка качества воды в озерах о. Великого и Ковдского п-ова // Рациональное использование прибрежной зоны северных морей. Ч. 1. Комплексное управление прибрежными зонами. Роль заповедников в обеспечении устойчивого развития прибрежной зоны северных морей. Кандалакша. Матер. докл. VI–VII Международных семинаров. СПб.: Изд. РГГМУ, 2004. С. 94–108.
Панарина Н.Г. Панарин А.Е. Кожин М.Н. Применение индикаторных свойств макрофитов и беспозвоночных животных для оценки качества воды в водоемах о. Великого и Ковдского п-ова (Кандалакшский залив, Белое море). //Экологические проблемы Северных регионов и пути их решения. Материалы международной конференции. Ч.1. Апатиты, 2004. С. 200 -201.
Панарин А.Е., Панарина Н.Г. Кожин М.Н., Питиримова Е.В., Ильина А.Н. Проблемы гнездования серощекой поганки (Podiceps grisegena) в Мурманской области. //Экологические проблемы Северных регионов и пути их решения. Материалы международной конференции. Ч.1. Апатиты, 2004. С. 201 - 203.
Хренова Ю.Г. Определение класса качества воды по гидрологическому режиму, морфологическим параметрам, видовому составу и распространению высшей водной растительности в водоемах острова Великого (Кандалакшский залив, Белое море). Каталог. Седьмое Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор». М.: Научно-техническая ассоциация Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2008. С. 44 45.
Хренова Ю.Г. Сообщества высших водных растений – индикаторы качества воды в водоемах севера. Национальный форум творческих проектов «Шаг в будущее». М.: Научно-техническая ассоциация Актуальные проблемы фундаментальных наук» 2009. С. 44 45
Хренова Ю.Г. Результаты комплексных исследований экологического состояния островных озер Кандалакшского залива (Белое море) с применением методов биоиндикации в 2002 – 2006 гг.Шаг в будущее. Сборник научных статей молодых исследователей – дипломантов IX Региональной научной и инженерной выставки «Будущее Севера» и IV Регионального соревнования «Будущее Севера. ЮНИОР». – Мурманск, 2007. – 20 С. 63 -65.
Чернышева Е.А. Проблема охраны кувшинки северной (Nymphaea x borealis E. Camus), кувшинки Cундвика (Nymphaea x sundvikii Hiit) и их сообществ в озерах острова Великого и Ковдского полуострова (Кандалакшский залив, Белое море, 2004-2006 гг.). // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». – М.: НТА «АПФН», 2007. – (Сер. Профессионал), т. 10. – С. 133 – 138.
|