Скачать 90.18 Kb.
|
Тамара Кузьмина. Нарвский колледж Тартуского Университета Методика чтения в начальной школе. Материалы для практикума «Особенности работы с произведениями различных жанров» Методика чтения сказок Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Интересна сама форма сказочного повествования, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Сказки бывают народные и литературные. Народная сказка передаётся из уст в уста. Автором её является народ. У народной сказки нет даты написания. Она может иметь разные варианты. Отличительной чертой сказок является вымысел и своеобразный сюжет: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Народные сказки делятся на 3 группы
Им свойственен вымысел, в них действуют сверъестественные силы: то добрые, то злые. Происходят необычные превращения, есть волшебные предметы. В волшебных сказках выражена мечта народа о счастье, когда свершается чудо, несмотря ни на что. (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Некоторые народные сказки имеют смешанный или промежуточный жанр: бытовые и волшебные (сказка «Емеля»), о животных и бытовые (сказка «Зимовье зверей»).
Использовать “карты Проппа” как методический прием предложил Дж. Родари2, сократив список функций до двадцати основных:
Источники: Литературные сказки имеют своего автора – писателя. У литературной сказки в отличие от народной есть один вариант написания, одна определенная дата издания. Герои могут быть выдуманы: Дюймовочка, Айболит. Литературная сказка учитывает традиции народной сказки: есть зачин, троекратность действия, концовка, повторы. При анализе сказки учитывается образ автора, биография сказочника, его мировоззрение, в какой стране она написана, время, эпоха, исторические события, национальные традиции, обычаи, художественное мышление, система образов, композиция, сюжет. До 17 века существовала только народная сказка. В России народные сказки обработаны К.Ушинским, Л.Толстым, Ф.Афанасьевым, В.Далем. Русские сказочники 19 века: В.Жуковский, А.Пушкин, П.Ершов; 20 век – Погорельский, Д.Мамин-Сибиряк, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов. Эстонские сказочники – А.Таммсааре, Э.Рауд. Зарубежные сказочники: 17 в. – Шарль Перро 18 в. – Эрих Распе 19 в. – В. и Я.Гримм, Э.Т.А.Гофман, В.Гауф, Г.Х.Андерсен, О.Уайльд 20 в. – С.Лагерлёф, А.Линдгрен, П.Треверс, А.де Сент Экзюпери Источники: 1.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. С. 81-84 2.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969 (и др. издания). 3.М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах..М.: Просвещение. 2000 4.Т.П.Сальникова.Методика обучения чтению. М.:ТЦ «Сфера».2000 Приложение Методические рекомендации к анализу известных сказок 2 класс. Нравственный анализ произведения – это вершина его идейно-художественного осмысления, к которой учитель и ученик должны подняться по всем ступенькам художественной структуры: сюжет, композиция сюжета, характеры героев, понять язык, образный строй произведения, жанр, форму. Понимание темы и идеи произведения даёт учителю ориентиры для проведения анализа текста и осмысления на мировоззренческом уровне. Учебник чтения В.Горецкий, А.Матсина, Н.Пароль. Русское слово.2 класс.1 и 2 часть. «Koolibri»2006 Сказка, тема, идея, вопрос.
- Почему герои сказки всего боялись? (Бояться того, чего не знают. Таинственность, незнание издавна были причиной любых страхов) Аналогично проводится работа по беларусской сказке «Пых».
- Из-за чего мужик остался ни с чем? (из-за глупости). Форма работы на уроке: инсценирование. Задачи: показать простодушие старика, гнев старухи, хитрость меняльщиков.
- За что рыбка наказала старуху? (за жадность) - Почему не выполнила последнюю просьбу старухи? (Старуха хотела лишить рыбку свободы)
- Почему царевич пошёл искать Василису? (Он полюбил Василису) - Почему путь к счастью героев в сказке трудный, тернистый, как говорят в народе? (Иначе не узнаешь, что такое счастье) - Как русский народ представлял счастье? (Счастье – это любовь, семья)
- За что поплатился волк? (За зло)
-Чего больше всего желал комар? (Славы)
- За что Петушок наказал мышат? (За лень и безоответственность)
- Почему все звери смогли пометиться в одну рукавичку? (Были дружны и добры. В тесноте, да не в обиде)
- Почему зайцы решили утопиться?? - Когда зайцам стало хорошо жить? (Когда они поняли, что всем вместе жить хорошо)
- Почему прохожий отблагодарил бедную женщину и наказал богатую? (Добро бедной было бескорыстное)
- За что лесовичок наградил дровосека? (За милосердие, за доброе сердце)
- За что были наказаны герои сказки? (за скупость и жадность) Методические рекомендации к нравственному анализу сказок. 3класс. В.Горецкий, А.Матсина, Н.Пароль. Русское слово.3 класс.1 и 2 часть. «Koolibri»2006 Система вопросов в процессе анализа литературного произведения, подготовленная учителем, должна обеспечить выход ребёнка на понимание основной мысли или идеи произведения. Задача начальной школы приобщить детей через уроки родного языка к духовному миру чувств и мыслей человечества. 1.Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о Сером Волке. Тема: О верном друге Идея: Надёжный друг поможет преодолеть испытание на тернистом пути к счастью 2. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». В сказках выражалась мечта простого народа о счастье, за которое нужно бороться. Тема: О судьбе, о счастье. Идея: Человек сам строит свою судьбу Основной вопрос: - За что судьба наградила Василису счастьем? (За терпение, кротость и трудолюбие, что всегда ценилось народом) 3. Русская народная сказка «Каша из топора» (бытовая сказка) Тема: О житейской мудрости Идея: У народной мудрости и сердце доброе. Пронаблюдать, что со скупостью старухи солдат справляется не только смекалкой, но и добротой. Сравнить слова ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ, СМЕКАЛКА. 4.Украинская сказка «Про злыдней» Тема: О зависти Идея: Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. 5.Белорусская народная сказка «Кака кошка, мышь и собака врагами стали» Тема: Обида Идея: лучшее лекарство от обиды - прощение - Из-за чего дружба разладилась у животных? - Как можно было бы избежать ссоры? 6.Болгарская сказка «Кто не работате, тот не ест» Тема: 1 вариант. О мудрости Идея: Глупый осудит, мудрый рассудит. Вопрос: Что помогло Галинке измениться? (мудрость свёкра) 2 вариант.О лени Идея: Привычка к труду закладывается в семье. Вопрос: Кто виноват, что Галинка голодная осталась? (Родители, не приучившие Галинку к труду) 7.Эстонская сказка «Хитрый Антс» Тема: О характере Идея: Храктер человека определяет его судьбу Вопрос: Как Антсу удалось других заставить себя уважать? Словарь: находчивость, смелость, смекалка Характер – это совокупность духовных качеств, проявляющихся в его поведении. Пословица: Посеешь характер – пожнёшь судьбу. 8. Эстонская сказка «Наказанная жадность» Тема: О жадности Идея (из текста): «Большим куском подавишься» 9.Финская сказка «Малыш» Тема: О поисках счастья Идея: Человек сам кузнец своего счастья Вопрос: Почему из трёх братьев счастье выбрало Малыша? ( Он был самым добрым, трудолюбивым, смелым, находчивым, сообразительным) 10.Латышская сказка «Отцова мудрость» Тема: О сыновьем долге Идея: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хрошо было, и чтобы ты долго прожил на земле» (пятая заповедь Закона Божия) - Кого больше всего пожалел крестьянин, когда привёз отца в лес? (себя). Что спасло старика? (его мудрость) 11.Шведская сказка «Йонас, Янне и Ян» Тема: О милосердии. Идея: Милосердие - путь к сердцу ближнего 12.Индийская сказка «Добрый Шиви» Тема: О чести Идея (из текста): «Богатство и молодость не вечны, только честь и справедливость не покидают человека до конца его дней» 13.Миф Древне Греции «Лягушки» Тема: О бессердечии и жадности Идея: Зло не имеет человеческий облик Вопрос: Что вызвало презрение богини Лето? (чёрствость и жадность людей) 14.Еврейская сказка «Мальчик Бебеле» Тема: О добре Идея: Делай добро, и оно к тебе вернётся Литературные сказки 1.А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Тема: О корысти и скупости Идея (из текста): «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» - Чем поп поплатился за свою скупость? (жизнью) Корысть – выгода. Скупость в отличие от жадности предполагает не столько итог накоплений, сколько сам процесс. Скупому и для себя жалко. 2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Тема: О любви Идея: Любовь способно творить чудеса. Вопрос: Что воскресило царевну? (любовь Елисея). Зло отступило перед силой добра 3.Д.Эллиот «Мальчик и солнце» Тема: О любви к матери Идея: Любовь сына делает мать счастливой. Вопрос: Что сделало мать счастливой? 4.Оскар Уайльд. «Преданный друг» Тема: О верности в дружбе Идея: Верность в дружбе подчёркивает достоинство Ганса и низость Мельника Вопрос: Почему Ганс записывал слова Мельника? (Он верил в дружбу) |