Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер90.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Тамара Кузьмина. Нарвский колледж Тартуского Университета

Методика чтения в начальной школе.

Материалы для практикума «Особенности работы с произведениями различных жанров»

Методика чтения сказок

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Интересна сама форма сказочного повествования, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств.

Сказки бывают народные и литературные.

Народная сказка передаётся из уст в уста. Автором её является народ. У народной сказки нет даты написания. Она может иметь разные варианты.

Отличительной чертой сказок является вымысел и своеобразный сюжет: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка.

Народные сказки делятся на 3 группы

  • Сказки о животных, где главные герои – животные, наделенные чертами людей: лиса- хитрая, медведь - неловкий, заяц – добрый, слабый, трусливый, волк – злой). (сказка «Лиса и журавль»)

  • Волшебные сказки.

Им свойственен вымысел, в них действуют сверъестественные силы: то добрые, то злые. Происходят необычные превращения, есть волшебные предметы. В волшебных сказках выражена мечта народа о счастье, когда свершается чудо, несмотря ни на что. (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  • Бытовые сказки. Герой сказки - трудолюбивый или ленивый, но непременно добрый.(сказка «Каша из топора»)

Некоторые народные сказки имеют смешанный или промежуточный жанр: бытовые и волшебные (сказка «Емеля»), о животных и бытовые (сказка «Зимовье зверей»).

  1. Изучение композиции волшебной сказки в форме игры в карты предложил Д.Родари в книге «Грамматика фантазии». (http://www.rusedu.ru/detail_4231.html) В начале урока учитель раздаёт карты детям, они их рассматривают, обмениваются карточками. Затем по очереди читают записи на них. Кто-то догадается, что здесь названы сказочные события.
    Учитель рассказывает о «картах Проппа», приводит примеры из сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо». Учёный В.Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. В сказках используются не все сказочные ситуации. Эти ситуации – кирпичи, с помощью которых создаётся здание сказки. «Карты Проппа» - это названия сказочных ситуаций.
    Учитель объясняет, что стоит за названиями. Иван-царевич, солдат – герои; злой царь, змей, мачеха - антагонисты или вредители; покойный отец, звери- помощники -дарители. Вредительство–похищение человека,околдовывание. Отлучка-уезжают старшие, смерть родителей. Запрет-не заглядывать в чулан и тому подобное. Испытание героя-может ли он попасть в мир иной, способен ли применять магические умения. Первое испытание-проверка героя, знает ли он правила поведения в новом мире. Герой получает волшебное средство после встречи с дарителем. Ликвидация беды-основное испытание героя. Дополнительное испытание-узнавание героя. Выясняется, кто на самом деле совершил подвиг, посрамляется ложный герой, самозванец. (Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору.-М.,2004,с.96-121) http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/pms-001-.htm

Использовать “карты Проппа” как методический прием предложил Дж. Родари2, сократив список функций до двадцати основных:

  • предписание или запрет;

  • нарушение;

  • вредительство или недостача;

  • отъезд героя;

  • задача;

  • встреча с дарителем;

  • волшебные дары;

  • встреча героя с антагонистом;

  • сверхъестественные свойства антагониста;

  • борьба;

  • победа;

  • возвращение;

  • прибытие домой;

  • ложный герой;

  • трудные испытания;

  • беда ликвидируется;

  • узнавание героя;

  • ложный герой изобличается;

  • наказание антагониста;

  • свадьба.

Источники:

Литературные сказки имеют своего автора – писателя. У литературной сказки в отличие от народной есть один вариант написания, одна определенная дата издания. Герои могут быть выдуманы: Дюймовочка, Айболит.

Литературная сказка учитывает традиции народной сказки: есть зачин, троекратность действия, концовка, повторы.

При анализе сказки учитывается образ автора, биография сказочника, его мировоззрение, в какой стране она написана, время, эпоха, исторические события, национальные традиции, обычаи, художественное мышление, система образов, композиция, сюжет.

До 17 века существовала только народная сказка. В России народные сказки обработаны К.Ушинским, Л.Толстым, Ф.Афанасьевым, В.Далем.

Русские сказочники 19 века: В.Жуковский, А.Пушкин, П.Ершов; 20 век – Погорельский, Д.Мамин-Сибиряк, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов.

Эстонские сказочники – А.Таммсааре, Э.Рауд.

Зарубежные сказочники:

17 в. – Шарль Перро

18 в. – Эрих Распе

19 в. – В. и Я.Гримм, Э.Т.А.Гофман, В.Гауф, Г.Х.Андерсен, О.Уайльд

20 в. – С.Лагерлёф, А.Линдгрен, П.Треверс, А.де Сент Экзюпери

Источники:

1.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. С. 81-84

2.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969 (и др. издания).

3.М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах..М.: Просвещение. 2000

4.Т.П.Сальникова.Методика обучения чтению. М.:ТЦ «Сфера».2000

Приложение

Методические рекомендации к анализу известных сказок 2 класс.

Нравственный анализ произведения – это вершина его идейно-художественного осмысления, к которой учитель и ученик должны подняться по всем ступенькам художественной структуры: сюжет, композиция сюжета, характеры героев, понять язык, образный строй произведения, жанр, форму.

Понимание темы и идеи произведения даёт учителю ориентиры для проведения анализа текста и осмысления на мировоззренческом уровне.

Учебник чтения

В.Горецкий, А.Матсина, Н.Пароль. Русское слово.2 класс.1 и 2 часть. «Koolibri»2006

Сказка, тема, идея, вопрос.

  1. Русская народная сказка«У страха глаза велики» (бытовая сказка)

- Почему герои сказки всего боялись? (Бояться того, чего не знают. Таинственность, незнание издавна были причиной любых страхов)

Аналогично проводится работа по беларусской сказке «Пых».

  1. «Мена» (бытовая сказка)

- Из-за чего мужик остался ни с чем? (из-за глупости).

Форма работы на уроке: инсценирование. Задачи: показать простодушие старика, гнев старухи, хитрость меняльщиков.

  1. «Золотая рыбка» (народная сказка, волшебная, бытовая)

- За что рыбка наказала старуху? (за жадность)

- Почему не выполнила последнюю просьбу старухи? (Старуха хотела лишить рыбку свободы)

  1. «Царевна-лягушка» (волшебная сказка»

- Почему царевич пошёл искать Василису? (Он полюбил Василису)

- Почему путь к счастью героев в сказке трудный, тернистый, как говорят в народе? (Иначе не узнаешь, что такое счастье)

- Как русский народ представлял счастье? (Счастье – это любовь, семья)

  1. Украинская сказка «Волк и кот» (о животных)

- За что поплатился волк? (За зло)

  1. Украинская сказка «Кто вытянул?» (бытовая)

-Чего больше всего желал комар? (Славы)

  1. «Колосок» (бытовая сказка)

- За что Петушок наказал мышат? (За лень и безоответственность)

  1. «Рукавичка» (о животных, волшебная)

- Почему все звери смогли пометиться в одну рукавичку? (Были дружны и добры. В тесноте, да не в обиде)

  1. Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена» (О животных)

- Почему зайцы решили утопиться??

- Когда зайцам стало хорошо жить? (Когда они поняли, что всем вместе жить хорошо)

  1. Эстонская сказка «Каждый своё получил»

- Почему прохожий отблагодарил бедную женщину и наказал богатую? (Добро бедной было бескорыстное)

  1. Эстонская сказка «Добрый дровосек» (волшебная сказка)

- За что лесовичок наградил дровосека? (За милосердие, за доброе сердце)

  1. Эстонская сказка «Чурбан и берёста» (бытовая сказка)

- За что были наказаны герои сказки? (за скупость и жадность)

Методические рекомендации к нравственному анализу сказок. 3класс.

В.Горецкий, А.Матсина, Н.Пароль. Русское слово.3 класс.1 и 2 часть. «Koolibri»2006

Система вопросов в процессе анализа литературного произведения, подготовленная учителем, должна обеспечить выход ребёнка на понимание основной мысли или идеи произведения. Задача начальной школы приобщить детей через уроки родного языка к духовному миру чувств и мыслей человечества.

1.Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о Сером Волке.

Тема: О верном друге

Идея: Надёжный друг поможет преодолеть испытание на тернистом пути к счастью

2. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

В сказках выражалась мечта простого народа о счастье, за которое нужно бороться.

Тема: О судьбе, о счастье.

Идея: Человек сам строит свою судьбу

Основной вопрос:

- За что судьба наградила Василису счастьем? (За терпение, кротость и трудолюбие, что всегда ценилось народом)

3. Русская народная сказка «Каша из топора» (бытовая сказка)

Тема: О житейской мудрости

Идея: У народной мудрости и сердце доброе.

Пронаблюдать, что со скупостью старухи солдат справляется не только смекалкой, но и добротой.

Сравнить слова ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ, СМЕКАЛКА.

4.Украинская сказка «Про злыдней»

Тема: О зависти

Идея: Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

5.Белорусская народная сказка «Кака кошка, мышь и собака врагами стали»

Тема: Обида

Идея: лучшее лекарство от обиды - прощение

- Из-за чего дружба разладилась у животных?

- Как можно было бы избежать ссоры?

6.Болгарская сказка «Кто не работате, тот не ест»

Тема:

1 вариант. О мудрости

Идея: Глупый осудит, мудрый рассудит.

Вопрос: Что помогло Галинке измениться? (мудрость свёкра)

2 вариант.О лени

Идея: Привычка к труду закладывается в семье.

Вопрос: Кто виноват, что Галинка голодная осталась? (Родители, не приучившие Галинку к труду)

7.Эстонская сказка «Хитрый Антс»

Тема: О характере

Идея: Храктер человека определяет его судьбу

Вопрос: Как Антсу удалось других заставить себя уважать?

Словарь: находчивость, смелость, смекалка

Характер – это совокупность духовных качеств, проявляющихся в его поведении.

Пословица: Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

8. Эстонская сказка «Наказанная жадность»

Тема: О жадности

Идея (из текста): «Большим куском подавишься»

9.Финская сказка «Малыш»

Тема: О поисках счастья

Идея: Человек сам кузнец своего счастья

Вопрос: Почему из трёх братьев счастье выбрало Малыша? ( Он был самым добрым, трудолюбивым, смелым, находчивым, сообразительным)

10.Латышская сказка «Отцова мудрость»

Тема: О сыновьем долге

Идея: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хрошо было, и чтобы ты долго прожил на земле» (пятая заповедь Закона Божия)

- Кого больше всего пожалел крестьянин, когда привёз отца в лес? (себя). Что спасло старика? (его мудрость)

11.Шведская сказка «Йонас, Янне и Ян»

Тема: О милосердии.

Идея: Милосердие - путь к сердцу ближнего

12.Индийская сказка «Добрый Шиви»

Тема: О чести

Идея (из текста): «Богатство и молодость не вечны, только честь и справедливость не покидают человека до конца его дней»

13.Миф Древне Греции «Лягушки»

Тема: О бессердечии и жадности

Идея: Зло не имеет человеческий облик

Вопрос: Что вызвало презрение богини Лето? (чёрствость и жадность людей)

14.Еврейская сказка «Мальчик Бебеле»

Тема: О добре

Идея: Делай добро, и оно к тебе вернётся

Литературные сказки

1.А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Тема: О корысти и скупости

Идея (из текста): «Не гонялся бы ты поп за дешевизной»

- Чем поп поплатился за свою скупость? (жизнью)

Корысть – выгода. Скупость в отличие от жадности предполагает не столько итог накоплений, сколько сам процесс. Скупому и для себя жалко.

2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Тема: О любви

Идея: Любовь способно творить чудеса.

Вопрос: Что воскресило царевну? (любовь Елисея). Зло отступило перед силой добра

3.Д.Эллиот «Мальчик и солнце»

Тема: О любви к матери

Идея: Любовь сына делает мать счастливой.

Вопрос: Что сделало мать счастливой?

4.Оскар Уайльд. «Преданный друг»

Тема: О верности в дружбе

Идея: Верность в дружбе подчёркивает достоинство Ганса и низость Мельника

Вопрос: Почему Ганс записывал слова Мельника? (Он верил в дружбу)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск