ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В.В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Рабочая программа ориентировано на использование учебника:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб.дляобщеобразоват.учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2007. - 303.
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение, которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным предметам, и является приложением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами технике безопасности.
Содержание рабочей программы
-
Название темы
| Кол-во часов
| Введение
| 3
| I.Уровни организации живой природы
| 50
| 1.1 Молекулярный уровень
| 10
| 1.2 Клеточный уровень
| 12
| 1.3 Организменный уровень
| 16
| 1.4 Популяционно-видовой уровень
| 3
| 1.5Экосистемный уровень
| 6
| Биосферный уровень
| 5
| II. Эволюция
| 7
| III. Происхождение и развитие жизни на Земле
| 6
| Итого
| 68
|
Количество практических работ
-
№
| Контрольная работа
| Лабораторная работа
| 1 четверть
| 1
| 2
| 2 четверть
| 1
| 1
| 3 четверть
| 1
| 2
| 4 четверть
| 1
| -
| год
| 4
| 5
|
В результате изучения биологии ученик 9 класса должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Литература и средства обучения
Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.:Учеб.для общеобразоват.учеб.заведений. – Дрофа, 2007. – 303 с.
Дополнительная литература:
Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева, Е.Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 211 с.
Агафонова И.Б. и др. «Биология растений, грибов, лишайников». Элективный курс.
Галиева Р.Р. Уроки биологии для средней школы. – Уфа, 2007. – 198 с.
Гочаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008. – 352 с.
Захаров В.Б. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Общие тесты».
Маклакова А.С., Жуйкова С.Е. «Выпускной/вступительный экзамен. Биология».
Новиков В.С., Губанов И.А. «Дикорастущие растения». Популярный атлас – определитель.
|