Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ О.А.Коновалова
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
директор ГБОУ СОШ №304
________________ М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013 г.
| Рабочая программа учебного курса
«Биология»
для 6 класса
(1 часа в неделю, 34 часов в году)
Составитель: учитель биологии
Рагимханова Сабрина Гамидовна
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
|
Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова)Изд.Дрофа,2011.
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1.Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4.Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
-Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
-Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
-Методы мониторинга знаний и умений учащихся– тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Общая характеристика учебного предмета.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Программа: БИОЛОГИЯ 6 класс. Автор программы: Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год
Учебник БИОЛОГИЯ: ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, 6 класс, Н.И.Сонин; Изд-во «Дрофа» ОАО «Московские учебники», 2008 год.
Межпредметные связи: Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.
Материально – техническое обеспечение:
Комнатные растения; коллекция насекомых; чучела птиц и других животных; таблицы с изображением растений и животных; микроскопы; диафильмы; презентации; видеофильмы; микропрепараты; скелеты позвоночных; гербарий.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе
35 часов – 1 час в неделю
Учитель Рагимханова С.Г Школа 304
Программа: БИОЛОГИЯ 6 класс. Автор программы: Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год
Учебник БИОЛОГИЯ: ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, 6 класс, Н.И.Сонин; Изд-во «Дрофа» ОАО «Московские учебники», 2008 год.
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
| Тема 1. Строение и свойства живых организмов (10 часов)
| 1/1
|
| Многообразие живых организмов.
Основные свойства живых организмов.
|
| 2/2
|
| Клетка – элементарная частица живого. Строение и функции органоидов клетки.
|
| 3/3
|
| Сравнение растительной и животной клеток.
Лабораторная работа №1 “Строение клетки”.
|
| 4/4
|
| Ткани растений.
Лабораторная работа №2 “Ткани растений”.
|
| 5/5
|
| Ткани животных.
Лабораторная работа №3 “Ткани животных”.
|
| 6/6
|
| Органы цветкового растения. Побег и корень. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
|
| 7/7
|
| Строение и функции листа. Простые и сложные листья.
|
| 8/8
|
| Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: их значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.
|
| 9/9
|
| Системы органов животного. Растения и животные как целостные организмы
Лабораторная работа №4 “Распознавание органов у растений и животных».
.
|
| 10/10
|
| Контрольная работа №1 «Строение и свойства живых организмов».
|
| Тема 2. Жизнедеятельность организмов (23 часа)
| Питание и пищеварение (4 часа)
| 11/1
|
| Анализ контрольной работы. Коррекция знаний по теме «Строение и свойство живых организмов»
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительных организмов. Почвенное питание.
|
| 12/2
|
| Воздушное питание – фотосинтез. Его значение в жизни растений и биосферы.
|
| 13/3
|
| Особенности питания животных.
|
| 14/4
|
| Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты.
|
| Дыхание (2 часа)
| 15/5.1
|
| Значение дыхания. Дыхание растений.
|
| 16/6.2
|
| Дыхание у животных. Органы дыхания животных организмов.
|
| Передвижение веществ в организме (2 часа)
| 17/7.1
|
| Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Лабораторная работа №5 “Передвижение растворов по стеблю”.
|
| 18/8.2
|
| Передвижение веществ в животном организме. Строение и функции кровеносной системы.
|
| Выделение (2 часа)
| 19/9.1
|
| Значение процессов выделения у животных. Основные выделительные системы у животных. Значение процессов выделения у растений и грибов.
|
| 20/10.2
|
| Обмен веществ и превращение энергии в организме растений. Обмен веществ и превращение энергии в организме животных. Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу.
|
| 21/11.3
|
| Контрольная работа № 2 «Питание. Дыхание. Передвижение веществ в организме. Выделение».
|
| Опора и движение (4 часа)
| 22/12.1
|
| Коррекция знаний по теме «Питание. Дыхание. Передвижение веществ в организме. Выделение». Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.
|
| 23/13.2
|
| Опорные системы животных.
|
| 24/14.3
|
| Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности.
|
| 25/15.4
|
| Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
|
| Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
| 26/16.1
|
| Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
|
| 27/17.2
|
| Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
|
| 28/18.3
|
| Эндокринная система и её роль в регуляции процессов жизнедеятельности
Железы внутренней секреции. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.
Контрольная работа №3 «Опора и движение. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов»
|
| Размножение (3 часа)
| 29/19.1
|
| Коррекция знаний по теме «Опора и движение. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов».
Размножение, его виды. Бесполое размножение животных и растений.
Лабораторная работа №6 “Вегетативное размножение комнатных растений”.
|
| 30/20.2
|
| Половое размножение животных. Органы размножения животных. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Обобщение знаний по пройденной теме.
|
| Рост и развитие (3 часов)
| 31/21.1
|
| Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
|
| 32/22.2
|
| Рост и развитие животных. Послезародышевое развитие животных.
Лабораторная работа №7 “Прямое и непрямое развитие насекомых”.
|
| 33/23.3
|
| Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». Контрольная работа №4 «Жизнедеятельность организмов»
|
| Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества. (2 часа)
| 34/1
|
| Коррекция знаний по теме «Жизнедеятельность организмов».
Среда обитания организмов. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы.
|
| 35/2
|
| Природные сообщества. Цепи и сети питания.
|
|
Список литературы:
Основная учебно- методическая литература:
1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.
М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал.
М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2010.
112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:
Дрофа, 2006. – 176с.
Дополнительная учебно – методическая литература:
Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.
Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.
Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
|