Скачать 0.51 Mb.
|
ГОУ ВПО «Красноярский Государственный медицинский университет им. Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ» Кафедра физиологии ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Для студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология» Составители: Ю.И. Савченков Т.В. Толмачева Красноярск, 2010 Занятие № 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема занятия: задачи практикума по физиологии, знакомство с кафедрой, историей кафедры, научными направлениями, с порядком проведения занятий и освоения практических навыков, условия рейтинговой оценки успеваемости, вопросы деонтологии в курсе физиологии. Введение в физиологию. Нормальная физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Понятие об организме, составных его элементах. Уровни морфо-функциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы): Физиология человека является одной из основных теоретических наук, фундаментом, на котором основываются все клинические дисциплины. Она практически связана со всеми науками, имеющими прямое отношение к медицине. Физиология человека имеет свою очень интересную историю, ее рождение связано с целой плеядой отечественных и зарубежных ученых, которые ее создавали. Физиология человека изучает процессы жизнедеятельности и регуляцию этих процессов на клеточном, органном и системном уровнях, которые имеют место в организме здорового человека. Проявление этих процессов жизнедеятельности в физиологии характеризуется еще понятием функции различных органов и систем. Физиология человека относится к специальным дисциплинам, играющим большую роль в практической деятельности врача. Практическая значимость физиологии как науки: если будущий врач не знает, как в здоровом организме функционируют различные системы, которые оцениваются по определенным показателям (параметрам), он не в состоянии будет выявить отклонения этих показателей, которые свидетельствуют о различной патологии. Однако, физиология человека занимается не только изучением процессов жизнедеятельности или функций, но и их регуляцией, без которой невозможно существование организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. В основе регуляции различных функций организма лежат как гуморальные, так и нервные механизмы. Более древней регуляцией филогенетически является гуморально-метаболическая, связанная с влиянием различных веществ, содержащихся в жидкой среде организма (гормоны и др.), на функции различных органов и систем. Она, как правило, изменяет функциональное состояние различных органов и систем медленно, в то время как нервная регуляция включает системы и органы почти мгновенно. Если клеточный тип регуляции больше связан с гуморальными механизмами, то органный и, особенно, системный с нервными. Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), так и приспособление его к постоянно меняющимся условиям окружающей среды осуществляется функциональными системами, учение о которых разработано академиком П. К. Анохиным. Под функциональной системой следует понимать динамическую саморегулирующуюся организацию, действие всех элементов которой направленно на выполнение какого-либо полезного результата. Принято считать, что говорить об организме можно только в том случае, если он характеризуется следующими признаками: 1) обладает способностью к саморегуляции на уровне клетки, органа и системы; 2) реагирует на действие различных раздражителей окружающей среды организма, как единое целое; 3) существует и развивается при постоянном взаимодействии с окружающей средой; 4) обладает способностью в процессе этого возобновляться, т. е. возвращаться к исходному уровню. Вопросы для самоподготовки: 1. Физиология как фундаментальная биомедицинская наука, предмет и методы нормальной физиологии. 2. Организм, основные функции организма. 3. Механизмы регуляции жизнедеятельности. 4. Понятие о функциональных системах. Структура функциональных систем. 5. Основные принципы системогенеза. Занятие № 2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ Тема занятия: Понятие о возбудимости. Мембранный потенциал и потенциал действия Вопросы для обсуждения на занятии:
Значение и кратное содержание темы: актуальность и значимость изучения этой темы связана с тем, что все их клетки обладают раздражимостью, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды изменением своей структуры или функции. Изменения структуры и функций организма и его клеток в ответ на различные воздействия называют биологическими реакциями. Понятие биологической реакции включает все виды ответной деятельности организма, его клеток и органов на различные воздействия. Реакции клеток проявляются в образовании в них различных химических соединений, преобразовании потенциальной энергии в кинетическую (электрическую, механическую, тепловую, световую), совершении той или иной работы (перемещении в пространстве, выделении тех или иных веществ, работе по концентрированию в клетке определенных электролитов и т.п). Еще более разнообразны реакции целостного организма, в особенности - сложные формы поведения. В процессе их осуществления меняется деятельность многих органов и бесчисленного множества клеток, ибо организм всегда реагирует на различные воздействия как единое целое, как единая сложная система. Возбудимость. Клетки нервной, мышечной и железистой тканей специально приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение (возбуждаться). Клетки этих тканей называют возбудимыми, а их способность отвечать на различные раздражения возбуждением - возбудимостью. Возбудимость - это свойство клеточной мембраны отвечать на действие раздражающего (возбуждающего) фактора изменением проницаемости и своего электрического состояния. Это явление и носит название возбуждение. Возбуждение представляет собою сложную биологическую реакцию, проявляющуюся в совокупности физических, физико химических и функциональных изменений. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны, (изменение ее мембранного потенциала, МП, и генерация распространяющегося потенциала действия, ПД). Возникнув в одной клетке или в одном ее участке, возбуждение распространяется на другие участки той же клетки или на другие клетки. Потенциал покоя. Оказалось, что между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии покоя существует разность потенциалов порядка 60-90 мв., причем поверхность клетки заряжена электроположительно по отношению к протоплазме. Эта разность потенциала называется мембранным потенциалом, или потенциалом покоя. Точное его измерение возможно только с помощью внутриклеточных микроэлектродов. Согласно мембранно-ионной теории Ходжкина-Хаксли, биоэлектрические потенциалы обусловлены неодинаковой концентрацией ионов K+,Na+,Cl- внутри и вне клетки, и различной проницаемостью для них поверхностной мембраны. Потенциал действия. Если участок нервного или мышечного волокна подвергнуть действию достаточно сильного раздражителя (например, толчка электрического тока), в этом участке возникает возбуждение, одним из наиболее важных проявлений которого служит быстрое колебание МП, называемое потенциалом действия (ПД) Условия возникновения возбуждения. Для возникновения ПД необходимо, чтобы под влиянием какого-либо раздражителя произошло повышение ионной проницаемости мембраны возбудимой клетки. Однако, возбуждение возможно лишь при условии, если действующий на мембрану агент имеет некоторую минимальную (пороговую) величину, способную изменить мембранный потенциал (МП, или Ео ) до некоторого критического уровня (Ек, критический уровень деполяризации). Стимулы, сила которых ниже пороговой величины, называются подпороговыми, выше - надпороговыми. Показано, что пороговая сила, необходимая для возникновения возбуждения при внутриклеточном микроэлектроде равна 10 -7 - 10-9 А. Таким образом, главным условием для возникновения ПД является следующее: мембранный потенциал должен стать равным или меньше критического уровня деполяризации ( Ео <= Eк) Самостоятельная работа на занятии: Просмотр кинофильмов: 1. «Приготовление нервно-мышечного препарата» 2. Первый опыт Гальвани, 3. Второй опыт Гальвани, 4. Опыт вторичного сокращения, 5. Потенциал покоя, 6. Потенциал действия, ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Тестовые задания и ситуационные задачи по теме для контроля входного и выходного уровня знаний – см. тесты №______ из пособия «Тестовые задания и задачи по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2010. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиология возбудимых тканей»
Занятие 3. ПАРАМЕТРЫ ВОЗБУДИМОСТИ. ИЗМЕНЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ. ДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ Вопросы для обсуждения на занятии:
Самостоятельная работа на занятии: Просмотр кинофильма: 1. « Определение порога возбудимости нерва, мышцы» Тестовые задания и ситуационные задачи по теме для контроля входного и выходного уровня знаний – см. тесты №______ из пособия «Тестовые задания и задачи по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2010. Вопросы для самоподготовки
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиология возбудимых тканей»
Занятие 4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ» ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: контроль качества теоретических знаний по физиологии возбудимых тканей КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ: оценить знания каждого студента по контрольным вопросам раздела «Физиология возбудимых тканей» и умения демонстрировать требуемые по программе практические знания, используемые при решении ситуационных задач. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: закрепить у студентов основы гуманного отношения к пациентам, продолжить формирование у них стремления к аккуратности, честности, добросовестного выполнения порученной им работы. СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
При получении баллов меньше минимального за любые два этапа контрольной студенту выставляется оценка « НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», и он должен пересдать материал контрольного занятия. РЕЙТИНГ ОЦЕНКИ итогового занятия по теме «ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ» рассчитывается по формуле: |