Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации11.04.2014
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


ГОУ ВПО «Красноярский Государственный медицинский университет им. Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
Кафедра физиологии
ПРАКТИКУМ

ПО

ФИЗИОЛОГИИ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Для студентов, обучающихся по специальности

«клиническая психология»

Составители:

Ю.И. Савченков

Т.В. Толмачева


Красноярск, 2010


Занятие № 1.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема занятия: задачи практикума по физиологии, знакомство с кафедрой, историей кафедры, научными направлениями, с порядком проведения занятий и освоения практических навыков, условия рейтинговой оценки успеваемости, вопросы деонтологии в курсе физиологии.
Введение в физиологию.

Нормальная физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Понятие об организме, составных его элементах. Уровни морфо-функциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.
Значение темы (актуальность изучаемой проблемы):

Физиология человека является одной из основных теоретических наук, фундаментом, на котором основываются все клинические дисциплины. Она практически связана со всеми науками, имеющими прямое отношение к медицине. Физиология человека имеет свою очень интересную историю, ее рождение связано с целой плеядой отечественных и зарубежных ученых, которые ее создавали. Физиология человека изучает процессы жизнедеятельности и регуляцию этих процессов на клеточном, органном и системном уровнях, которые имеют место в организме здорового человека. Проявление этих процессов жизнедеятельности в физиологии характеризуется еще понятием функции различных органов и систем. Физиология человека относится к специальным дисциплинам, играющим большую роль в практической деятельности врача.

Практическая значимость физиологии как науки: если будущий врач не знает, как в здоровом организме функционируют различные системы, которые оцениваются по определенным показателям (параметрам), он не в состоянии будет выявить отклонения этих показателей, которые свидетельствуют о различной патологии. Однако, физиология человека занимается не только изучением процессов жизнедеятельности или функций, но и их регуляцией, без которой невозможно существование организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. В основе регуляции различных функций организма лежат как гуморальные, так и нервные механизмы. Более древней регуляцией филогенетически является гуморально-метаболическая, связанная с влиянием различных веществ, содержащихся в жидкой среде организма (гормоны и др.), на функции различных органов и систем. Она, как правило, изменяет функциональное состояние различных органов и систем медленно, в то время как нервная регуляция включает системы и органы почти мгновенно. Если клеточный тип регуляции больше связан с гуморальными механизмами, то органный и, особенно, системный с нервными. Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), так и приспособление его к постоянно меняющимся условиям окружающей среды осуществляется функциональными системами, учение о которых разработано академиком П. К. Анохиным. Под функциональной системой следует понимать динамическую саморегулирующуюся организацию, действие всех элементов которой направленно на выполнение какого-либо полезного результата. Принято считать, что говорить об организме можно только в том случае, если он характеризуется следующими признаками:

1) обладает способностью к саморегуляции на уровне клетки, органа и системы;

2) реагирует на действие различных раздражителей окружающей среды организма, как единое целое;

3) существует и развивается при постоянном взаимодействии с окружающей средой;

4) обладает способностью в процессе этого возобновляться, т. е. возвращаться к исходному уровню.
Вопросы для самоподготовки:

1. Физиология как фундаментальная биомедицинская наука, предмет и методы нормальной физиологии.

2. Организм, основные функции организма.

3. Механизмы регуляции жизнедеятельности.

4. Понятие о функциональных системах. Структура функциональных систем.

5. Основные принципы системогенеза.

Занятие № 2.

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
Тема занятия: Понятие о возбудимости. Мембранный потенциал и потенциал действия
Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Понятие о раздражимости и возбудимости.

  2. Основные параметры возбудимости.

  3. Современные представления о строении и функции мембран.

  4. Ионные каналы мембран, их классификация.

  5. Ионные градиенты клетки, их механизмы.

  6. Мембранный потенциал, его происхождение.

  7. Локальный ответ.

  8. Критический уровень деполяризации.

  9. Потенциал действия, его фазы, их происхождение.



Значение и кратное содержание темы: актуальность и значимость изучения этой темы связана с тем, что все их клетки обладают раздражимостью, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды изменением своей структуры или функции. Изменения структуры и функций организма и его клеток в ответ на различные воздействия называют биологическими реакциями. Понятие биологической реакции включает все виды ответной деятельности организма, его клеток и органов на различные воздействия. Реакции клеток проявляются в образовании в них различных химических соединений, преобразовании потенциальной энергии в кинетическую (электрическую, механическую, тепловую, световую), совершении той или иной работы (перемещении в пространстве, выделении тех или иных веществ, работе по концентрированию в клетке определенных электролитов и т.п). Еще более разнообразны реакции целостного организма, в особенности - сложные формы поведения. В процессе их осуществления меняется деятельность многих органов и бесчисленного множества клеток, ибо организм всегда реагирует на различные воздействия как единое целое, как единая сложная система.

Возбудимость. Клетки нервной, мышечной и железистой тканей специально приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение (возбуждаться). Клетки этих тканей называют возбудимыми, а их способность отвечать на различные раздражения возбуждением - возбудимостью. Возбудимость - это свойство клеточной мембраны отвечать на действие раздражающего (возбуждающего) фактора изменением проницаемости и своего электрического состояния. Это явление и носит название возбуждение. Возбуждение представляет собою сложную биологическую реакцию, проявляющуюся в совокупности физических, физико химических и функциональных изменений. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны, (изменение ее мембранного потенциала, МП, и генерация распространяющегося потенциала действия, ПД). Возникнув в одной клетке или в одном ее участке, возбуждение распространяется на другие участки той же клетки или на другие клетки.

Потенциал покоя. Оказалось, что между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии покоя существует разность потенциалов порядка 60-90 мв., причем поверхность клетки заряжена электроположительно по отношению к протоплазме. Эта разность потенциала называется мембранным потенциалом, или потенциалом покоя. Точное его измерение возможно только с помощью внутриклеточных микроэлектродов.

Согласно мембранно-ионной теории Ходжкина-Хаксли, биоэлектрические потенциалы обусловлены неодинаковой концентрацией ионов K+,Na+,Cl- внутри и вне клетки, и различной проницаемостью для них поверхностной мембраны.

Потенциал действия. Если участок нервного или мышечного волокна подвергнуть действию достаточно сильного раздражителя (например, толчка электрического тока), в этом участке возникает возбуждение, одним из наиболее важных проявлений которого служит быстрое колебание МП, называемое потенциалом действия (ПД)

Условия возникновения возбуждения. Для возникновения ПД необходимо, чтобы под влиянием какого-либо раздражителя произошло повышение ионной проницаемости мембраны возбудимой клетки. Однако, возбуждение возможно лишь при условии, если действующий на мембрану агент имеет некоторую минимальную (пороговую) величину, способную изменить мембранный потенциал (МП, или Ео ) до некоторого критического уровня (Ек, критический уровень деполяризации). Стимулы, сила которых ниже пороговой величины, называются подпороговыми, выше - надпороговыми. Показано, что пороговая сила, необходимая для возникновения возбуждения при внутриклеточном микроэлектроде равна 10 -7 - 10-9 А.

Таким образом, главным условием для возникновения ПД является следующее: мембранный потенциал должен стать равным или меньше критического уровня деполяризации ( Ео <= Eк)
Самостоятельная работа на занятии:

Просмотр кинофильмов:

1. «Приготовление нервно-мышечного препарата»

2. Первый опыт Гальвани,

3. Второй опыт Гальвани,

4. Опыт вторичного сокращения,

5. Потенциал покоя,

6. Потенциал действия,
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ


  1. Электрические явления в возбудимых тканях.

  2. Строение и функции мембран. Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны.

  3. Мембранный потенциал и его происхождение. Сущность мембранно-ионной теории возбуждения.

  4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.

  5. Потенциал действия, его фазы, их происхождение


Тестовые задания и ситуационные задачи по теме для контроля входного и выходного уровня знаний – см. тесты №______ из пособия «Тестовые задания и задачи по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2010.
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиология возбудимых тканей»


  1. История открытия электрических явлений.

  2. Мембраны. Активный и пассивный транспорт.

  3. Природа мембранного потенциала.



Занятие 3.

ПАРАМЕТРЫ ВОЗБУДИМОСТИ. ИЗМЕНЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ. ДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ
Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Понятие о возбудимости и ее параметрах..

  2. Зависимость возбудимости от величины мембранного потенциала и критического уровня деполяризации.

  3. Изменения возбудимости при действии постоянного тока, католическая депрессия и анодическая экзальтация.

  4. Возбудимость в различные фазы потенциала действия, рефрактерность.


Самостоятельная работа на занятии:

Просмотр кинофильма:

1. « Определение порога возбудимости нерва, мышцы»
Тестовые задания и ситуационные задачи по теме для контроля входного и выходного уровня знаний – см. тесты №______ из пособия «Тестовые задания и задачи по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2010.
Вопросы для самоподготовки

  1. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Изменение возбудимости при возбуждении.

  2. Рефрактерность и ее причины.

  3. Критерии оценки возбудимости (пороговая сила, полезное время, хронаксия). Закон силы времени.

  4. Действие постоянного тока на возбудимые ткани (полярный закон, электротон, катодическая депрессия).

  5. Аккомодация. Лабильность и ее мера. Парабиоз (Введенский Н.Е.)


Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиология возбудимых тканей»

  1. Возбудимость. Параметры возбудимости.

  2. Лабильность как один из важнейших параметров возбудимости.

  3. Понятие о парабиозе и его значение в деятельности нервной системы.


Занятие 4.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: контроль качества теоретических знаний по физиологии возбудимых тканей
КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ: оценить знания каждого студента по контрольным вопросам раздела «Физиология возбудимых тканей» и умения демонстрировать требуемые по программе практические знания, используемые при решении ситуационных задач.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: закрепить у студентов основы гуманного отношения к пациентам, продолжить формирование у них стремления к аккуратности, честности, добросовестного выполнения порученной им работы.
СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ


Этапы

Количество

min

мах

Отлично

Хорошо

Удовлетв.


I – тесты


50

35

50

45-50

40-44


35-39


II–практические знания при решении задач

2


6


10


9 - 10


8


6


III- контрольные вопросы

2


6


10


9 - 10


8


6



При получении баллов меньше минимального за любые два этапа контрольной студенту выставляется оценка « НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», и он должен пересдать материал контрольного занятия.
РЕЙТИНГ ОЦЕНКИ
итогового занятия по теме «ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ» рассчитывается по формуле:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск