Скачать 139.1 Kb.
|
МБОУДОД « ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ» Автор программы: педагог дополнительного образования Зинатшина Елена Сергеевна Возрастной состав: 11-14 лет Срок реализации 2 года Уфа-2011
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества. Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. В силу этого экологическое образование, воспитание должны осуществляться с раннего детства. Они должны носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. Достижению этой цели способствует разработка новых образовательных, воспитательных программ в системе дополнительного образования. Данная программа спроектирована как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения основы личностной культуры. Данная программа рассчитана на детей 11-14 лет. В основе программы лежит систематика животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма от низших форм к наиболее высшим, что более доступно для детского воспитания. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков полученных детьми на уроках природоведения и биологии. 1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Основной целью данной программы является развитие у ребенка потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о ее состоянии в настоящем и будущем. Задачи моей программы состоят в следующем: Образовательные. Раскрыть обучающимся красоту и гармонию окружающего нас мира. Дать необходимые знания о фауне нашей планеты. Дать представление о целостности живого организма, о его взаимосвязи с окружающей средой. Изучить биоценотического и практического значения животных, необходимости рационального природопользования и охраны животного мира. Расширить знания о природе, животном мире Башкортостана. Развивающие. Приобщить учащихся к активному обучению, способствовать развитию учебно-познавательных умений и навыков. Способствовать проявлению творческой инициативы. Принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, слетах, природоохранных мероприятиях, акциях. Воспитательные. Воспитывать настойчивость, любознательность, находчивость и сообразительность. Прививать любовь к труду, интерес к профессии, связанной с работой с животными. Способствовать развитию эстетического вкуса. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Способствовать формированию активной жизненной позиции. 1.2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ И ЕЁ НОВИЗНА. Ключевая идея начавшейся в 1992 году реформы образования в России и государственной политики в сфере образования заключается в развитии личности. В этой идее заключается триада конечных целей реформы: создание необходимых условий для развития личности, запуск механизма развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действительный фактор развития общества. На формирование человека влияет не только школа, но и вся среда в которой развивается ребенок. Формирование новой образовательной среды, благоприятно влияющей на развитие личности, требует решительного обновления системы внеклассной и внешкольной работы. Для достижения этой цели необходимо обновление програмно-методологического обеспечения. Поэтому актуальна разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования. В нашей республике принята президентская программа «Дети Башкортостана», которая нацеливает на работу по раскрытию творческого потенциала ребенка, на создание условий для работы с одаренными и ориентированными детьми. Исходя из выше сказанного, создана данная программа. В отличие от типовой программы, здесь предмет зоологии рассматривается в связи с другими науками, такими как геология, география, ботаника и экология. Теоретические данные обязательно подтверждаются практической деятельностью. Также учтены индивидуальные склонности детей, каждый ребёнок, выбирая тему доклада, реферата выступает в качестве ученого, первооткрывателя. Изучая природу родного края, вникая в существующие экологические проблемы, принимая личное участие в различных экологических, природоохранных акциях, дети чувствуют свою причастность к происходящим событиям. Помимо того, что они пополнят свой багаж научными знаниями, они вырастут более чуткими и внимательными к окружающему миру. 1.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ. Данная образовательная программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на учащихся 11-14 лет. Количество часов в неделю:
что в год составляет по 144 часа. При комплектовании объединений учитываются возрастные особенности детей, также учитывается уровень знаний (для этого проводятся тестирования). Практические занятия проводятся по подгруппам, предусмотрены индивидуальные занятия с детьми. Данная программа апробируется с 2000 года. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках. В основу программы положен экологический принцип, который поможет углубить и расширить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Особое внимание уделяется особенностям внутривидовых и межвидовых отношений живых организмов. Данная программа построена с учетом межпредметных связей. Изучение экологии животных ведется с учетом географических особенностей региона, физических особенностей среды обитания. Также дана краткая справка о тории возникновения Земли, ее эволюции и современном облике. Программой предусматривается участие ребят в научно-практической работе, ведь как известно, без практической деятельности невозможно сформировать гармонично развитую и экологически грамотную личность. 1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы научных общебиологических, в частности зоологических, знаний. На занятиях широко используются следующие средства обучения:
К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, зоошутки, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей. Занятия объединения проходят в следующей форме:
Индивидуально-личностная основа деятельности объединения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. В процессе работы необходимо сотрудничество с классным руководителем, биологом. Это позволит лучше узнать ребят, быстрее наладить полноценный процесс обучения. Очень важно наладить контакт с родителями. Для этого необходимо совершать совместные походы, экскурсии, проводить вечера, праздники. Такое сотрудничество пойдет на пользу не только педагогу, но и поможет родителю лучше понять своего ребенка. Проведение походов, участие в экспедициях способствует развитию таких качеств как взаимопонимание, готовность оказать помощь, поддержку, уважительное, доброе отношение друг к другу. 1.5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. У учащихся должно сложиться представление о целостности живого организма, о взаимосвязи живого организма с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Для проверки качества усвоения учебного материала применяются тесты, творческие задания, собеседования. Также даются задания по выполнению рефератов и их защита. Учащиеся должны больше узнать о родном крае, его уникальности. Данная программа предусматривает не только образовательный процесс учащихся, но и процесс воспитания. Это участие в различных природоохранных мероприятиях, акциях. Также пропаганда экологических принципов, бережного отношения к окружающей природе. Неотъемлемой частью работы является участие учащихся объединения в различных природоохранных мероприятиях, акциях, экспедициях. Список используемой литературы
Содержание программы
Учебно-тематический план 2 год
|