Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 139.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер139.1 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа
МБОУДОД « ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено на педсовете ДЭБЦ

(Протокол № 1 от 06.09.2011г.)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДЭБЦ

________ Л.А.Габитова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»


Автор программы: педагог дополнительного образования Зинатшина Елена Сергеевна

Возрастной состав: 11-14 лет

Срок реализации 2 года


Уфа-2011


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

В силу этого экологическое образование, воспитание должны осуществляться с раннего детства. Они должны носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Достижению этой цели способствует разработка новых образовательных, воспитательных программ в системе дополнительного образования.

Данная программа спроектирована как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения основы личностной культуры.

Данная программа рассчитана на детей 11-14 лет. В основе программы лежит систематика животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма от низших форм к наиболее высшим, что более доступно для детского воспитания.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков полученных детьми на уроках природоведения и биологии.
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Основной целью данной программы является развитие у ребенка потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о ее состоянии в настоящем и будущем.

Задачи моей программы состоят в следующем:

Образовательные.

Раскрыть обучающимся красоту и гармонию окружающего нас мира. Дать необходимые знания о фауне нашей планеты. Дать представление о целостности живого организма, о его взаимосвязи с окружающей средой. Изучить биоценотического и практического значения животных, необходимости рационального природопользования и охраны животного мира. Расширить знания о природе, животном мире Башкортостана.

Развивающие.

Приобщить учащихся к активному обучению, способствовать развитию учебно-познавательных умений и навыков. Способствовать проявлению творческой инициативы. Принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, слетах, природоохранных мероприятиях, акциях.

Воспитательные.

Воспитывать настойчивость, любознательность, находчивость и сообразительность. Прививать любовь к труду, интерес к профессии, связанной с работой с животными. Способствовать развитию эстетического вкуса. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
1.2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ И ЕЁ НОВИЗНА.
Ключевая идея начавшейся в 1992 году реформы образования в России и государственной политики в сфере образования заключается в развитии личности. В этой идее заключается триада конечных целей реформы: создание необходимых условий для развития личности, запуск механизма развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действительный фактор развития общества. На формирование человека влияет не только школа, но и вся среда в которой развивается ребенок. Формирование новой образовательной среды, благоприятно влияющей на развитие личности, требует решительного обновления системы внеклассной и внешкольной работы. Для достижения этой цели необходимо обновление програмно-методологического обеспечения. Поэтому актуальна разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования.

В нашей республике принята президентская программа «Дети Башкортостана», которая нацеливает на работу по раскрытию творческого потенциала ребенка, на создание условий для работы с одаренными и ориентированными детьми.

Исходя из выше сказанного, создана данная программа. В отличие от типовой программы, здесь предмет зоологии рассматривается в связи с другими науками, такими как геология, география, ботаника и экология.

Теоретические данные обязательно подтверждаются практической деятельностью. Также учтены индивидуальные склонности детей, каждый ребёнок, выбирая тему доклада, реферата выступает в качестве ученого, первооткрывателя.

Изучая природу родного края, вникая в существующие экологические проблемы, принимая личное участие в различных экологических, природоохранных акциях, дети чувствуют свою причастность к происходящим событиям.

Помимо того, что они пополнят свой багаж научными знаниями, они вырастут более чуткими и внимательными к окружающему миру.
1.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ.
Данная образовательная программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на учащихся 11-14 лет. Количество часов в неделю:

  1. в первый год обучения – 4 часа,

  2. во второй год обучения – 4 часа,

что в год составляет по 144 часа.

При комплектовании объединений учитываются возрастные особенности детей, также учитывается уровень знаний (для этого проводятся тестирования). Практические занятия проводятся по подгруппам, предусмотрены индивидуальные занятия с детьми.

Данная программа апробируется с 2000 года.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках. В основу программы положен экологический принцип, который поможет углубить и расширить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Особое внимание уделяется особенностям внутривидовых и межвидовых отношений живых организмов.

Данная программа построена с учетом межпредметных связей. Изучение экологии животных ведется с учетом географических особенностей региона, физических особенностей среды обитания. Также дана краткая справка о тории возникновения Земли, ее эволюции и современном облике.

Программой предусматривается участие ребят в научно-практической работе, ведь как известно, без практической деятельности невозможно сформировать гармонично развитую и экологически грамотную личность.


1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей.

Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы научных общебиологических, в частности зоологических, знаний.

На занятиях широко используются следующие средства обучения:

    • Натуральные объекты (раздаточный, демонстрационный материал).

    • Технические средства (микроскопы, лупы, аудиовизуальные средства).

    • Изобразительные средства (таблицы, карты, модели, макеты).

    • Литература по биологии.

    • Материал, изложенный вербальным способом (рассказ, объяснение, беседа).

К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, зоошутки, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей.

Занятия объединения проходят в следующей форме:

  • Лекция, беседа (лектором может выступать как педагог, так и ученик).

  • Диспут (создается проблемная ситуация, которая выносится на обсуждение обучающихся).

  • Лабораторная, практическая работа (желательно проводить при изучении новой группы животных).

  • Экскурсия, научно-исследовательская экспедиция (научно-исследовательская деятельность является одним из перспективных средств развития познавательной мотивации).

Индивидуально-личностная основа деятельности объединения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

В процессе работы необходимо сотрудничество с классным руководителем, биологом. Это позволит лучше узнать ребят, быстрее наладить полноценный процесс обучения.

Очень важно наладить контакт с родителями. Для этого необходимо совершать совместные походы, экскурсии, проводить вечера, праздники. Такое сотрудничество пойдет на пользу не только педагогу, но и поможет родителю лучше понять своего ребенка.

Проведение походов, участие в экспедициях способствует развитию таких качеств как взаимопонимание, готовность оказать помощь, поддержку, уважительное, доброе отношение друг к другу.
1.5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
У учащихся должно сложиться представление о целостности живого организма, о взаимосвязи живого организма с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

На конкретном материале учащиеся изучают значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Для проверки качества усвоения учебного материала применяются тесты, творческие задания, собеседования. Также даются задания по выполнению рефератов и их защита.

Учащиеся должны больше узнать о родном крае, его уникальности.

Данная программа предусматривает не только образовательный процесс учащихся, но и процесс воспитания. Это участие в различных природоохранных мероприятиях, акциях. Также пропаганда экологических принципов, бережного отношения к окружающей природе.

Неотъемлемой частью работы является участие учащихся объединения в различных природоохранных мероприятиях, акциях, экспедициях.

Список используемой литературы

  1. А.Х. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». М. 1986 г.

  2. И.И. Акимушкин «Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные». – М. Мысль, 1998 г. 382 с.

  3. «Занимательная зоология» Книга для учащихся, учителей и родителей – М.АСТ – Пресс 1999 г.

  4. А.И. Рахманов «Птицы – наши друзья» - М. Росагропромиздат 1989 г.

  5. А.И. Рахманов «Домашний зооуголок» - Смоленск 1996 г.

  6. А. Теремов, В. Рохлов «Занимательная зоология».

  7. Биология «Справочник школьника».

  8. Атлас родной природы «Животные луга».


Содержание программы

  1. Вводное занятие. Предмет и методы изучения биологии. Значение природы в жизни человека. Законы об охране природы.

  2. Урок экскурсия «В гости к осени». Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

  3. Инструктаж по технике безопасности. Рассказать детям как вести себя на экскурсиях и практических занятиях. Как пользоваться режущими, колющими предметами.

  4. Урок экскурсия в гости к осени. Сбор гербария.

  5. Урок экскурсия в парк. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Жизнь птиц осенью. Пословицы и поговорки об осени. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах.

  6. Как устроен мир. Знакомство учащихся с разнообразием природы и ее классификацией: рассматривание взаимосвязи в природе и значение природы для человека, воспитание бережного отношения к природе.

  7. Экскурсия в природу. Разнообразие природы и ее классификация. Живая и неживая природа. Связи в природе. Значение природы для людей.

  8. Мир глазами эколога. Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

  9. Кроссворд «Экология». Что изучает экология. Экологические связи.

  10. Экскурсия к памятнику Салавата Юлаева.

  11. Вечер памяти М. Карима.

  12. Экскурсия в парк Победы, в музей Боевой Славы.

  13. Экскурсия в краеведческий музей.

  14. Природа в опасности. Знакомство учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. Воспитание любви к природе и правильное поведение в природе. Игра «Поле чудес».

  15. Охрана природы. Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей».

  16. Разнообразие растений. Классификация растений. Особенности каждой группы растений. Низкие, высокие растения.

  17. Охрана растений. Значение растений в жизни животных и человека. Отношение к растениям. Экологические правила каждого человека.

  18. Значение растений для животных и человека. Беседа.

  19. Викторина «Лесная аптека».

  20. Охрана животных. Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены. Бережное отношение к животным. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). Выставка книг по изучаемой теме «Правила поведения в природе» (О животных).

  21. Великий круговорот жизни. Лекция. Схема круговорот жизни.

  22. Мы и наше здоровье. Организм человека. Организм – живое целое. Человек и его здоровье. Павлов – русский академик физиолог.

  23. Как мы воспринимаем окружающий мир. Знакомство с органами чувств: глаза, уши, нос, язык и их значение для человека.

  24. Лесные опасности. Какие опасности подстерегают в лесу и на водоеме.

  25. Урок-путешествие по лесу. Правила поведения в лесу. Лесные опасности, опасные насекомые. Правила. Памятки.

  26. Дикорастущие и культурные растения. Особенности культурных и дикорастущих, распознавание их, работа с гербарием.

  27. Дикие и домашние животные. Рассказ о диких и домашних животных. Как появились домашние животные.

  28. Комнатные растения. Знакомство с комнатными растениями. Уход за ними. Амарилис, герань, фиалка.

  29. Животные живого уголка. Знакомство с животными живого уголка. Экскурсия в Республиканский детский эколого-биологический центр.

  30. Про кошек и собак. Лекция. Домашнее задание: сочинение «Мое любимое животное».

  31. Красная книга. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

  32. «Будь природе другом». Праздник. Зарисовка экологических знаков.

  33. Обобщающий урок. КВН. Обобщение знаний детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.

  34. Берегись автомобиля. Урок-КВН. Правила дорожного движения.

  35. Экскурсия в зоологический музей БГУ.

  36. Праздник, посвященный Дню Победы.

  37. Заключительное занятие. Задание на лето.



Учебно-тематический план

2 год



Тема

Количество часов

Теор.

Прак.

Всего

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ.


2




2

2.

Основы экологии.

4

6

10

3.

Природные сообщества.

4

6

10

4.

Растительные сообщества «Охрана растений».

6

16

22

5.

Культурные и декоративные растения.

2

8

10

6.

Животный мир Башкортостана.

16

20

36

7.

Домашние животные. Животные зооуголка.

8

18

26

8.

Охрана животных. Красная книга.

4

10

14

9.

Участие в природоохранных мероприятиях, акциях.

2

10

12

10.

Итоговое занятие.

2




2




ИТОГО

50

94

144

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск