Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 71.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер71.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Использование деятельностного подхода при проведении урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС

О.В. Доценко

ГБОУ СОШ №756

Ключевые слова: деятельностный и мыследеятельностный подход, метапредметы, исследование, понятия чистое вещество, смесь.

Аннотация. Обсуждаются вопросы перехода на новые образовательные стандарты при изучении биологии в ситуации учения-обучения.

Введение новых образовательных стандартов для основной школы стало одной из основных тем обсуждения в педагогической среде. Их требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Согласно ФГОС, метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по биологии являются:

овладение способами исследовательской и проектной деятельности;

умение работать с разными источниками биологической информации;

способность выбирать целевые и смысловые установки в действиях и поступках; умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации позиции. Для достижения этой цели необходимо использовать принципиально новые образовательные технологии. В частности,

типодеятельностный подход (Алексеева Л.Н.Ковалева Н.Б.), развиваемый в мыследеятельностной педагогике. Включение обучающихся в различные типы деятельности учит осмысленному получению знаний, способствует развитию способностей понимания, мышления, действия, рефлексии, приобщает к творческой деятельности, повышает качество образования.

В своей работе я особое место уделяю проведению уроков с использованием исследовательской деятельности с целью формирования основных понятий биологической действительности в их взаимосвязи.

Рассмотрим основные принципы сценирования занятия по биологии на основе исследовательской деятельности при изучении темы «Чистые вещества и смеси» в 5 классе (по программе А. И. Никишова).

Сложность темы обусловлена тем, что необходимо построить идеализацию таких фундаментальных категорий как «смешанный объект» и «чистый объект». Для этого необходимо выявить противоречивость понятий, поставить учащихся в ситуацию сомнения и организовать деятельность и коммуникацию, направленные на разрешение ситуации. Основная цель занятия - рассмотреть сходство, различие и взаимосвязь смешанных и чистых объектов, а также способы разделения смесей веществ и на этой основе понять смысл идеализации.

Метапредметная единица - формирование умений работать в группах в заданном темпе, планировать эксперимент; развитие интереса учащихся к устройству окружающего мира, к знаниям, развитие способности к коммуникации и рефлексии.

Каковы же принципы сценирования такого занятия? В представленном ниже плане урока можно видеть, что центральным моментом в организации урока является создание ситуации учения–обучения за счет постановки проблемного вопроса и формирования интереса детей к исследованию.

Этапы урока

Цель

Способ организации деятельности

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе.

Приветствие, краткое знакомство.

Включение в деятельность через совместное построение цели урока.

Вызвать интерес к данной теме занятия.

Подвести детей к пониманию того, что по внешнему виду чистое вещество и смесь распознать можно не всегда.

Постановка проблемного вопроса, сообщение темы и цели занятия

Изучение нового материала

Рассмотреть некоторые способы разделения смесей веществ.

Развитие умения работать в группе, выделять главное, обобщать, развивать коммуникативные качества.

Выполнение исследовательской работы учащимися по группам.

Выступления групп.

Обсуждение полученных результатов.

4.Подведение итогов занятия.

Развитие рефлексивных качеств учащихся, оценка работы на уроке и степени реализации поставленных задач.

Заполнение рабочих листов.

5.Сообщение домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа с учебником и источниками информации.



Рассмотрим сам сценарий более подробно.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (предполагаемые ответы)

  1. Постановка проблемы.

Нас окружает мир веществ: вода, воздух, пища, одежда, предметы быта, растения, животные, да и мы с вами состоим из различных веществ. Веществ известно примерно 20 миллионов. Среди них встречаются чистые вещества и смеси. В коробке находятся разные вещества. Давайте подумаем, какие из них относятся к чистым веществам, а какие – к смесям. (Сера, сахар, соль, вода, молоко, воздух, песок речной).

Почему вы так решили? Как вы определили, что …..- чистое вещество. А как определили, что ……- смесь?

Беру стакан воды и размешиваю кристаллы соли. В стакане чистое вещество или смесь?

Как бы вы ответили на вопрос, что такое смесь? А что такое чистое вещество? Вспомните, из чего состоят вещества? (атомы, молекулы, т.е. частицы). Если вещество чистое, то какие это должны быть частицы? А если смесь?

Когда люди узнали о различных смесях веществ, то им стало интересно, а можно ли их разделить, и как? Вот и вам сегодня на уроке предстоит стать исследователями и найти способы разделения различных смесей.


Мнения ребят будут различными. Каждое из перечисленных веществ, за исключением воздуха и молока, они могут отнести и к чистым, и к смесям. Детям уже известно, что воздух - смесь газов, а в молоке что-то есть, но что точно, они ответить затрудняются. Выделяем три группы ответов: чистые, смеси и неизвестные (вещества, мнения о которых разделились).
Как правило учащиеся делят вещества на основе внешних признаков: заметны примеси,– смесь, нет - чистое вещество.
На этом этапе у ребят возникает затруднение, ведь мы получили смесь, а по внешнему виду ее различить нельзя.

Ребята пробуют сформулировать определение понятий «чистое вещество» и «смесь».(чистые вещества состоят из определенного вида молекул или частиц, сложные – из частиц разных видов)


  1. Организация эксперимента.

Знакомство с оборудованием, которым группы будут пользоваться на уроке.

(Напоминание правил техники безопасности! (не пробовать на вкус вещества, не дуть на вещества, спички находятся у учителя, если надо что-то нагреть, то это делает учитель)

На работу отводится 10 минут. Необходимо, используя имеющиеся предметы, все или только отдельные, найти способ разделения смеси веществ и выделить из нее компоненты.

Инструкция к работе для команд

1.для команды №1. Приготовьте смесь, состоящую из воды и растительного масла,№2 - смесь, состоящую из мела и железных опилок, №3- из воды и речного песка. №4 - из воды и поваренной соли.



Компоненты смеси

Способ

разделения

Какие еще вещества так можно разделить

1









2









3









4











Выполнение практической работы и демонстрация ее результатов.


Выступления групп.

По ходу выступления групп заполняем рабочий лист. После выступления каждой группы для проверки качества и правильности выполненной работы используется презентация, подготовленная учителем.

Итог этапа. Такая организация коммуникации позволяет понять предмет исследования как целостный и создать условия для построения понятии их идеализации.

Компоненты смеси

Способ выделения

Какие еще вещества можно выделить таким образом из смеси

Вода + растительное масло

отстаивание

Вода и бензин,

Вода и эфирное масло.

Мел + железные опилки

Разделение магнитом

Железо и песок,

Железо и сахар

Вода + песок

Отстаива

ние, ильтро

вание

Вода и мел,

Вода и глина

Вода + соль

Выпарива

ние

Вола и сахар,

Вода и сода




  1. Рефлексия.(направлен на осмысление деятельности.)

Появились ли у вас какие-то изменения от первоначального мнения? Все оставим, так как было, или что-то изменим?

Можем ли мы точно знать, что мел, сера, соль, вода – вещества чистые? Почему?

А что надо сделать, чтобы это узнать?

Продолжи определения следующих понятий:

Смесь – это…Чистое вещество – это….

Как ты думаешь, есть ли в природе абсолютно чистые вещества? Объясни свой ответ?

Оцени свой интерес к работе на сегодняшнем уроке, поставив Ѵ на линии

-5_-4_ -3_-2_-1_0_+1_+2_+3._+4_+5

Письменно ответьте на вопрос «Как вы думаете, есть ли в природе абсолютно чистые вещества? Почему так считаете?»



Те вещества, которые ребята относили к группе чистых (обычно это сера, мел, сахар, соль) переходят в группу неизвестных.
Нет.
Проверить экспериментально.

Учащиеся заканчивают заполнение рабочего листа.



Итак, урок был направлен на развитие способностей учащихся к исследовательскому типу мышления. Результатом исследовательской деятельности являются изменения в системе знаний, «открытие» нового знания. В процессе урока у школьников формируется понимание того, что понятия чистое вещество и смесь – это идеализация, понятия в более совершенном виде, чем это есть на самом деле, что абсолютно чистых веществ в природе не бывает. Это способствует выходу за рамки обыденного мышления и более глубокому постижению реальности. Также важным моментом урока является понимание роли экспериментального познания мира, позволяющего выявлять отдельные признаки и свойства объектов, разрешать возникающие проблемы.

Литература

  1. Алексеева Л.Н., Богоявленская М.Е., Ковалева Н.Б, Нестеренко-Костенко И.В. Проблема содержания образования: надпердметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности. //Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М., Центр «Школьная книга», 2008 .с.7-31.)

  2. Алексеева Л.Н. Педагогические технологии в мыследеятельностном подходе // Материалы  десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века» 2010г. 195-197 с.

  3. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников.//Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПКиПРО, 2004. С. 9–13.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск