Использование деятельностного подхода при проведении урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС
О.В. Доценко
ГБОУ СОШ №756
Ключевые слова: деятельностный и мыследеятельностный подход, метапредметы, исследование, понятия чистое вещество, смесь.
Аннотация. Обсуждаются вопросы перехода на новые образовательные стандарты при изучении биологии в ситуации учения-обучения.
Введение новых образовательных стандартов для основной школы стало одной из основных тем обсуждения в педагогической среде. Их требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Согласно ФГОС, метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по биологии являются:
овладение способами исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации;
способность выбирать целевые и смысловые установки в действиях и поступках; умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации позиции. Для достижения этой цели необходимо использовать принципиально новые образовательные технологии. В частности,
типодеятельностный подход (Алексеева Л.Н.Ковалева Н.Б.), развиваемый в мыследеятельностной педагогике. Включение обучающихся в различные типы деятельности учит осмысленному получению знаний, способствует развитию способностей понимания, мышления, действия, рефлексии, приобщает к творческой деятельности, повышает качество образования.
В своей работе я особое место уделяю проведению уроков с использованием исследовательской деятельности с целью формирования основных понятий биологической действительности в их взаимосвязи.
Рассмотрим основные принципы сценирования занятия по биологии на основе исследовательской деятельности при изучении темы «Чистые вещества и смеси» в 5 классе (по программе А. И. Никишова).
Сложность темы обусловлена тем, что необходимо построить идеализацию таких фундаментальных категорий как «смешанный объект» и «чистый объект». Для этого необходимо выявить противоречивость понятий, поставить учащихся в ситуацию сомнения и организовать деятельность и коммуникацию, направленные на разрешение ситуации. Основная цель занятия - рассмотреть сходство, различие и взаимосвязь смешанных и чистых объектов, а также способы разделения смесей веществ и на этой основе понять смысл идеализации.
Метапредметная единица - формирование умений работать в группах в заданном темпе, планировать эксперимент; развитие интереса учащихся к устройству окружающего мира, к знаниям, развитие способности к коммуникации и рефлексии.
Каковы же принципы сценирования такого занятия? В представленном ниже плане урока можно видеть, что центральным моментом в организации урока является создание ситуации учения–обучения за счет постановки проблемного вопроса и формирования интереса детей к исследованию.
Этапы урока
| Цель
| Способ организации деятельности
| Организационный момент
| Подготовка учащихся к работе.
| Приветствие, краткое знакомство.
| Включение в деятельность через совместное построение цели урока.
| Вызвать интерес к данной теме занятия.
Подвести детей к пониманию того, что по внешнему виду чистое вещество и смесь распознать можно не всегда.
| Постановка проблемного вопроса, сообщение темы и цели занятия
| Изучение нового материала
| Рассмотреть некоторые способы разделения смесей веществ.
Развитие умения работать в группе, выделять главное, обобщать, развивать коммуникативные качества.
| Выполнение исследовательской работы учащимися по группам.
Выступления групп.
Обсуждение полученных результатов.
| 4.Подведение итогов занятия.
| Развитие рефлексивных качеств учащихся, оценка работы на уроке и степени реализации поставленных задач.
| Заполнение рабочих листов.
| 5.Сообщение домашнего задания.
| Закрепление изученного материала.
| Самостоятельная работа с учебником и источниками информации.
|
Рассмотрим сам сценарий более подробно.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся (предполагаемые ответы)
| Постановка проблемы.
Нас окружает мир веществ: вода, воздух, пища, одежда, предметы быта, растения, животные, да и мы с вами состоим из различных веществ. Веществ известно примерно 20 миллионов. Среди них встречаются чистые вещества и смеси. В коробке находятся разные вещества. Давайте подумаем, какие из них относятся к чистым веществам, а какие – к смесям. (Сера, сахар, соль, вода, молоко, воздух, песок речной).
Почему вы так решили? Как вы определили, что …..- чистое вещество. А как определили, что ……- смесь?
Беру стакан воды и размешиваю кристаллы соли. В стакане чистое вещество или смесь?
Как бы вы ответили на вопрос, что такое смесь? А что такое чистое вещество? Вспомните, из чего состоят вещества? (атомы, молекулы, т.е. частицы). Если вещество чистое, то какие это должны быть частицы? А если смесь?
Когда люди узнали о различных смесях веществ, то им стало интересно, а можно ли их разделить, и как? Вот и вам сегодня на уроке предстоит стать исследователями и найти способы разделения различных смесей.
|
Мнения ребят будут различными. Каждое из перечисленных веществ, за исключением воздуха и молока, они могут отнести и к чистым, и к смесям. Детям уже известно, что воздух - смесь газов, а в молоке что-то есть, но что точно, они ответить затрудняются. Выделяем три группы ответов: чистые, смеси и неизвестные (вещества, мнения о которых разделились). Как правило учащиеся делят вещества на основе внешних признаков: заметны примеси,– смесь, нет - чистое вещество. На этом этапе у ребят возникает затруднение, ведь мы получили смесь, а по внешнему виду ее различить нельзя.
Ребята пробуют сформулировать определение понятий «чистое вещество» и «смесь».(чистые вещества состоят из определенного вида молекул или частиц, сложные – из частиц разных видов)
| Организация эксперимента.
Знакомство с оборудованием, которым группы будут пользоваться на уроке.
(Напоминание правил техники безопасности! (не пробовать на вкус вещества, не дуть на вещества, спички находятся у учителя, если надо что-то нагреть, то это делает учитель)
На работу отводится 10 минут. Необходимо, используя имеющиеся предметы, все или только отдельные, найти способ разделения смеси веществ и выделить из нее компоненты.
Инструкция к работе для команд
1.для команды №1. Приготовьте смесь, состоящую из воды и растительного масла,№2 - смесь, состоящую из мела и железных опилок, №3- из воды и речного песка. №4 - из воды и поваренной соли.
| №
| Компоненты смеси
| Способ
разделения
| Какие еще вещества так можно разделить
| 1
|
|
|
| 2
|
|
|
| 3
|
|
|
| 4
|
|
|
|
Выполнение практической работы и демонстрация ее результатов.
| Выступления групп.
По ходу выступления групп заполняем рабочий лист. После выступления каждой группы для проверки качества и правильности выполненной работы используется презентация, подготовленная учителем.
Итог этапа. Такая организация коммуникации позволяет понять предмет исследования как целостный и создать условия для построения понятии их идеализации.
| Компоненты смеси
| Способ выделения
| Какие еще вещества можно выделить таким образом из смеси
| Вода + растительное масло
| отстаивание
| Вода и бензин,
Вода и эфирное масло.
| Мел + железные опилки
| Разделение магнитом
| Железо и песок,
Железо и сахар
| Вода + песок
| Отстаива
ние, ильтро
вание
| Вода и мел,
Вода и глина
| Вода + соль
| Выпарива
ние
| Вола и сахар,
Вода и сода
|
| Рефлексия.(направлен на осмысление деятельности.)
Появились ли у вас какие-то изменения от первоначального мнения? Все оставим, так как было, или что-то изменим?
Можем ли мы точно знать, что мел, сера, соль, вода – вещества чистые? Почему?
А что надо сделать, чтобы это узнать?
Продолжи определения следующих понятий:
Смесь – это…Чистое вещество – это….
Как ты думаешь, есть ли в природе абсолютно чистые вещества? Объясни свой ответ?
Оцени свой интерес к работе на сегодняшнем уроке, поставив Ѵ на линии
-5_-4_ -3_-2_-1_0_+1_+2_+3._+4_+5
Письменно ответьте на вопрос «Как вы думаете, есть ли в природе абсолютно чистые вещества? Почему так считаете?»
|
Те вещества, которые ребята относили к группе чистых (обычно это сера, мел, сахар, соль) переходят в группу неизвестных. Нет. Проверить экспериментально.
Учащиеся заканчивают заполнение рабочего листа.
|
Итак, урок был направлен на развитие способностей учащихся к исследовательскому типу мышления. Результатом исследовательской деятельности являются изменения в системе знаний, «открытие» нового знания. В процессе урока у школьников формируется понимание того, что понятия чистое вещество и смесь – это идеализация, понятия в более совершенном виде, чем это есть на самом деле, что абсолютно чистых веществ в природе не бывает. Это способствует выходу за рамки обыденного мышления и более глубокому постижению реальности. Также важным моментом урока является понимание роли экспериментального познания мира, позволяющего выявлять отдельные признаки и свойства объектов, разрешать возникающие проблемы.
Литература
Алексеева Л.Н., Богоявленская М.Е., Ковалева Н.Б, Нестеренко-Костенко И.В. Проблема содержания образования: надпердметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности. //Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М., Центр «Школьная книга», 2008 .с.7-31.)
Алексеева Л.Н. Педагогические технологии в мыследеятельностном подходе // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века» 2010г. 195-197 с.
Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников.//Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПКиПРО, 2004. С. 9–13.
|