Планирование уроков биологии в 10 -11 классе
2013-2014 учебный год Пояснительная записка
Обучение биологии осуществляется на основе нормативного документа БУП – 2004. Преподавание курса «Общая биология» в 10, 11-м классах осуществляется по примерной программе по биологии для общеобразовательных классов средней (полной) школы (базовый уровень), авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, с использованием учебника Общая биология: Учебник для учащихся 10 - 11 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. БЕЛЯЕВА, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2003. Программа рассчитана на 68 ч.
По школьному учебному плану в 10, 11 классах по 34 часа.
УМК: Учебник, тематическое планирование Д.К.Беляева
.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
10 класс
№
| Темы уроков
| Ко-во
Часов по программе
| Ко-во
часов
| Время
проведения
| 1.
| Введение
| 1
| 1час.
| 3.09
| Раздел 1. Клетка – единица живого
Тема 1. Химический состав клетки
| 16 4
| 18
4+2
|
| 2
| Химический состав клетки
|
|
| 10.09
| 3
| Неорганические вещества клетки
|
|
| 17.09
| 4
| Органические вещества: углеводы, липиды
|
|
| 24.09
| 5
| Органические вещества. Белки – биологические
|
|
| 1.10
| 6
| полимеры. Функции белков.
|
|
| 8.10
|
7
| Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты
|
|
|
15.10
| Тема 2.Структура и функции клетки
| 4
| 4
|
| 8
| Клеточная теория
|
|
| 22.10
| 9-
10
| Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС, митохондрии. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
|
|
| 29.10 12.11
| 11
| Ядро. Прокариоты. Эукариоты. Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука). Лабораторная работа №4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
|
|
| 19.11
| Тема 3. Обеспечение клеток энергией
| 3
| 3
|
| 12
| Фотосинтез. Хемосинтез.
|
|
| 26.11
| 13
| Обеспечение клеток энергией за счёт окисления
|
|
| 3.12
| 14
| Биологическое окисление при участии кислорода.
|
|
| 10.12
| Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке
| 5
| 5
|
| 15
| Генетическая информация. Удвоение ДНК
|
|
| 17.12
| 16
| Образование и-РНК по матрице ДНК.
|
|
| 23.12
| 17
| Биосинтез белков в клетке.
|
|
| 14.01
| 18
| Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
|
|
| 21.01
| 19
| Контрольно-обобщающий урок «Клетка – функциональная и генетическая единица живого»
|
|
| 28.01
| Раздел 2. Размножение организмов
| 6
| 5
|
| Тема 5. Размножение организмов
|
| 3
|
| 20
| Деление клетки Митоз. Бесполое и половое размножение
|
|
| 4.02
| 21
| Мейоз
|
|
| 11.02
| 22
| Образование половых клеток и оплодотворение.
|
|
| 18.02
| Тема 6. Индивидуальное развитие организмов
|
| 2
|
| 23
| Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.
|
|
| 25.02
| 24
| Организм как единое целое.
|
|
| 4.03
| Раздел 3. Основы генетики и изменчивости
| 13
|
|
| Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности
| 8
| 7
|
| 25
| Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы
|
|
| 11.03
| 26
| Генотип и фенотип. Аллельные гены. Л. работа № 4 «Составление простейших схем скрещивания».
|
|
| 18.03
| 27
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л.работа «Решение элементарных генетических задач».
|
|
| 1.04
| 28
| Сцепленное наследование генов
|
|
| 8.04
| 29
| Генетика пола
|
|
| 15.04
| 30
31
| Взаимодействие генов
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.
|
|
| 22.04 29.04
|
| Тема 8.Закономерности изменчивости
| 2
| 3
|
| 32
| Модификационная изменчивость
Лабор.работа «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой
|
|
| 6.05
| 33
| Лабор.работа №4 «Описание фенотипов растений» Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека
|
|
| 13.05
| 34
|
Контрольно-обобщающий урок по теме « Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости»
|
|
| 20.05
| 11 класс
|
| Тема 9. Генетика и селекция
| 3
| 3
| 6.09
|
|
| Тема 10. Эволюция
| 20
| 20
|
|
|
| Доказательства эволюции органического мира.
| 3
| 4
|
|
| 4
| Возникновение и развитие эволюционных идей.
|
|
| 27.09
|
| 5
| Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.
|
|
| 4.10
|
| 6-7
| Доказательства эволюции.
|
|
| 11.10- 18.10
|
|
| Механизмы эволюционного процесса
| 7
| 7
|
|
| 8
| Вид и его критерии. Лабораторная работа №7. «Морфологические особенности растений различных видов».
|
|
| 25.10
|
| 9
| Роль изменчивости в эволюционном процессе.
Лабораторная работа №8. «Изменчивость организмов».
|
|
| 1.11
|
| 10
| Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.
|
|
| 15.11
|
| 11
| Волны жизни. Генный поток, дрейф генов и их роль в эволюции. Изоляция.
|
|
| 22.11
|
| 12
| Результаты микроэволюции. Приспособленности микроорганизмов и механизм их возникновения.
Лабораторная работа №9. «Приспособленность организмов к среде обитания».
|
|
| 29.11
|
| 13
| Видообразование как завершающий этап микроэволюции.
|
|
| 6.12
|
| 14
| Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
|
|
| 13.12
|
|
| Закономерности макроэволюции
|
|
|
|
| 15
| Основные направления эволюционного процесса
Лабораторная работа №10. «Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных».
|
|
| 20.12
|
|
| Возникновение и развитие живой природы
| 5
| 5
|
|
| 16
| Развитие представлений о возникновении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни.
|
|
| 27.12
|
| 17
| Развитие жизни в криптозое.
|
|
| 17.01
|
| 18 19
| Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
|
|
| 24.01
|
| 20
| Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.
|
|
| 31.01
|
|
21
| Антропогенез
Доказательства животного происхождения человека.
Движущие силы антропогенеза. Предшественники человека.
| 3
| 3
| 7.02
|
| 22
| Первые люди. Современные люди.
|
|
| 14.02
|
| 23
| Человеческие расы, их происхождение и единство.
|
|
| 21.02
|
|
| Тема 11. Основы экологии
| 11
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экосистемы
|
| 7
|
|
| 24
| Предмет экологии. Экологические факторы среды.
Закономерности действия факторов среды на живые организмы.
|
|
| 28.02
|
| 25
| Биотические факторы среды. Типы межвидовых отношений в природе.
|
|
| 7.03
|
| 26
| Биоценозы и их характеристика.
|
|
| 14.03
|
| 27
| Экосистемы и их компоненты. Биогеоценозы. Поток энергии в экосистемах. Цепи питания. Экологические пирамиды.
|
|
|
|
| 28
29
| Экскурсия №2. «Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них».
Свойства экосистем. Экологические сукцессии.
|
|
| 21.03
4.04
|
| 30
| Агроценозы.
|
|
| 11.04
|
|
| Биосфера. Охрана биосферы
|
| 2
|
|
| 31 32
| Состав и функции биосферы.
Круговорот химических элементов.
Биогеохимические процессы в биосфере.
|
|
| 18.04 25.04
|
|
| Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч
|
| 2
|
|
| 33 34
| Глобальные экологические проблемы.
Общество и окружающая среда.
|
|
| 16.05 23.05
| |