Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Общая биология» 10,11 классов (70 часов) составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (2004 год), предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходи-мости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.В связи с дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала (виртуальные лабораторные опыты, практические работы). Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику; уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование уроков по биологии 10 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п/п
| Тема занятия
| Количество часов
| Дата
| Лекции
| Контроль
| I
| Клетка – структурная и функциональная единица живого
|
|
|
| 1
| Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.
| 1ч
|
|
| 2
| Неорганические соединения.
| 1ч
|
|
| 3
| Биополимеры. Углеводы. Липиды.
| 1ч
|
|
| 4
| Биополимеры. Белки, их состав и строение.
| 1ч
|
|
| 5
| Функции белков в клетке.
| 1ч
|
|
| 6
| Биополимеры. Нуклеиновые кислоты ДНК
| 1ч
|
|
| 7
| Нуклеиновые кислоты. РНК: строение и функции.
| 1ч
|
|
| 8
| АТФ и другие органические соединения в клетке.
| 1ч
|
|
| 9
| Зачет по теме «Химический состав клетки».
|
| Зачет
|
| 10
| Клетка: история изучения. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана
| 1ч
|
|
| 11
| Органоиды клетки: лизосомы, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.
| 1ч
|
|
| 12
| Строение и функции органоидов клетки: митохондрий, пластид, органоидов движения. Клеточные включения.
| 1ч
|
|
| 13
| Строение и функции ядра клетки
| 1ч
|
|
| 14
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Структура и функции органоидов клетки».
|
| зачет
|
| 15
| Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей
| 1ч
|
|
| 16
| Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ. Бескислородный этап (гликолиз)
| 1ч
|
|
| 17
| Дальнейшее биологическое окисление при участии кислорода (аэр. дыхание).
| 1ч
|
|
| 18
| Пластический обмен. Биосинтез белков. Синтез и-РНК.
| 1ч
|
|
| 19
| Синтез полипептидной цепи на рибосоме. Регуляция транскрипции и трансляции.
| 1ч
|
|
| 20
| Практикум «Решение задач на генетический код и биосинтез белка»
| 1ч
|
|
| 21
| Урок обобщения и повторения по теме «Обмен веществ».
| 1ч
|
|
| 22
| Контрольная работа по теме «Обмен веществ».
| 1ч
|
|
| 23
| Микроорганизмы. Вирусы.
| 1ч
|
|
|
| Размножение и развитие организмов.
|
|
|
| 24
| Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Митоз.
| 1ч
|
|
| 25
| Мейоз.
| 1ч
|
|
| 26
| Двойное оплодотворение у цветковых растений. Постэмбриональное развитие организма.
| 1ч
|
|
| 27
| Зачет по теме «Размножение и развитие организмов»
|
| Зачет
|
|
| Основы генетики и селекции
|
|
|
| 28
| Основы генетики. Законы Менделя.
| 1ч
|
|
| 29
| Анализирующее скрещивание.
| 1ч
|
|
| 30
| Наследование признаков, сцепленное с полом.
| 1ч
|
|
| 31
| Практикум по решению генетических задач
|
|
|
| 32
| Зачет по теме «Основы генетики»
|
| Зачет
|
| 33
| Основы селекции. Методы значение селекции.
| 1ч
|
|
| 34
| Значение селекции и биотехнологии для сельского хозяйства и медицины
| 1ч
|
|
| 35
| Резерв
| 1ч
|
|
|
Тематическое планирование уроков по биологии 11 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п/п
|
Тема занятия
| Количество часов
| Дата
| Лекции
| Контроль
|
| Дарвинизм
|
|
|
| 1
| Развитие эволюционных идей в додарвиновский период
| 1ч
|
|
| 2
| Основные положения учения Ч.Дарвина
| 1ч
|
|
| 3
| Доказательства эволюции: палеонтоло-
гические, эмбриологические.
| 1ч
|
|
| 4
| Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, биогеографические.
| 1ч
|
|
| 5
| Вид и его критерии.
| 1ч
|
|
| 6
| Популяция – структурная единица вида.
| 1ч
|
|
| 7
| Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину.
| 1ч
|
|
| 8
| Борьба за существование
| 1ч
|
|
| 9
| Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
| 1ч
|
|
| 10
| Видообразование.
| 1ч
|
|
| 11
| Образование новых видов. Микроэволю-
ция.
| 1ч
|
|
| 12
| Макроэволюция.
| 1ч
|
|
| 13
| Зачет. Дарвинизм
| 1ч
| Зачет
|
| 14
| Зачет. Дарвинизм
| 1ч
|
|
| 15
| Основные пути эволюции групп орг. мира
| 1ч
|
|
| 16
| Классификация органического мира
| 1ч
|
|
| 17
| Определение понятия «жизнь»
| 1ч
|
|
| 18
| Гипотезы происхождения жизни на «Земле»
| 1ч
|
|
| 19
| Гипотезы происхождения жизни на «Земле»
| 1ч
|
|
| 20
| Развитие жизни на Земле - зачет
| 1ч
| Зачет
|
| 21
| Развитие жизни на Земле - зачет
| 1ч
|
|
| 22
| Доказательства происхождения человека
| 1ч
|
|
| 23
| Движущие силы антропогенеза
| 1ч
|
|
| 24
| Этапы эволюции человека
| 1ч
|
|
| 25
| Человеческие расы
| 1ч
|
|
| 26
| Зачет. Эволюция человека
| 1ч
| Зачет
|
| 27
| Понятие о биосфере
| 1ч
|
|
| 28
| Жизнь в сообществах
| 1ч
|
|
| 29
| Взаимоотношения организма и среды
| 1ч
|
|
| 30
| Взаимоотношения между организмами
| 1ч
|
|
| 31
| Биосфера и человек
| 1ч
|
|
| 32
| Бионика
| 1ч
|
|
| 33
| Повторение и обобщение
| 1ч
|
|
| 34
| Зачет. Экология и биосфера
| 1ч
| Зачет
|
| 35
| Резерв
| 1ч
|
|
|
|