Ход урока |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ — АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
|
УЧИТЕЛЬ
(задает короткие устные вопросы в очень быстром темпе и при правильном ответе разрешает ученику сесть)
| ПОЛЕТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
| слайд 2
|
Пищеварение – …
Значение пищеварения – …
Питательные вещества – …
Перечислите питательные вещества – …
Пищевые продукты – …
Перечислите пищевые продукты, содержащие белки – …
Перечислите пищевые продукты, содержащие углеводы – …
Перечислите пищевые продукты, содержащие жиры – …
Назовите функции пищеварительной системы - …
Секреторная – …
Двигательная – …
Всасывающая – …
Пищеварительный канал состоит из …
Перечислить пищеварительные железы …
|
УЧЕНИКИ
(дают устные ответы,
при правильном ответе ученик садится)
| Предполагаемые ответы:
Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.
Получение организмом строительных веществ и энергии для жизнедеятельности.
Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.
Белки, жиры, углеводы.
Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде.
Мясо, рыба, яйцо, творог, бобовые …
Картофель и овощи, крупы, макаронные изделия, фрукты, хлеб, кондитерские изделия.
Масла растительного и жиры животного происхождения, сыр, сливки …
Секреторная, двигательная, всасывающая.
Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.
Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.
Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.
Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.
Слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа.
|
УЧИТЕЛЬ
(в быстром темпе управляет презентацией выслушивает ответы учеников и при правильном ответе разрешает ученику сесть)
| Вопрос. Назовите органы пищеварения
| слайд 3
|
УЧЕНИКИ
(устный ответ)
| Предполагаемые ответы:
Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник
Двенадцатиперстная кишка
Тонкий кишечник
Толстый кишечник
Прямая кишка
|
УЧИТЕЛЬ
(в быстром темпе управляет презентацией, выслушивает ответы учеников и при правильном ответе разрешает сесть)
| Вопрос. Назовите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами 1 – 6.
| слайд 4
|
УЧЕНИКИ
(устный ответ)
| Предполагаемые ответы:
Слюнные железы
Железы желудка
Печень
Желчный пузырь
Поджелудочная железа
Аппендикс
|
Итог этапа актуализации знаний:
Повторение всех необходимых для продолжения усвоения темы знаний.
Мягкая посадка учащихся.
|
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
|
УЧИТЕЛЬ
(ставит проблемный вопрос)
| Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?
| слайд 5
|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
|
УЧИТЕЛЬ
(объявляет тему урока)
| Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».
| слайд 6
|
УЧЕНИКИ
(записывают тему в тетради)
| Пищеварение в ротовой полости.
|
УЧИТЕЛЬ
(беседует с учениками)
| 1. Строение ротовой полости.
Какие органы находятся в ротовой полости?
| слайд 7
|
УЧЕНИКИ
(отвечают на вопросы учителя)
| Вход в ротовую полость отграничивают губы, полость выстлана слизистым эпителием.
В ротовой полости находятся:
Язык
Зубы
Протоки слюнных желез
|
УЧИТЕЛЬ
(беседует с учениками, при необходимости дополняет ответы учеников)
| 2. Механическая обработка пищи.
Какова роль языка и зубов?
Язык человека и других млекопитающих образован поперечно-полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий. Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.
| слайды 8-9
|
УЧЕНИКИ
(отвечают на вопросы учителя)
| Язык человека образован мышечной тканью. Участвует в механической обработке пищи и восприятии ее вкуса.
Зубы участвуют в пережевывании пищи.
|
УЧИТЕЛЬ
(дает задание ученикам)
| 3. Строение зуба
Прочитать текст на странице 152 о строении зуба, рассмотреть рисунок. Установить соответствие между обозначениями в учебнике и номерами на слайде.
| слайд 10
|
УЧЕНИКИ
(работают с текстом учебника и рисунком)
| Каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты прочной эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Нервные окончания воспринимают давление на зуб.
|
УЧИТЕЛЬ
(проверяет усвоение учащимися прочитанного материала, управляет презентацией по щелчку мышки)
| Строение зуба
Коронка
Шейка
Корень
Эмаль
Дентин
Десна
Пульпа
Нерв
Цемент
Кровеносные сосуды
|
УЧИТЕЛЬ
(рассказ учителя)
| Виды зубов
У взрослого человека 32 зуба. У новорожденного младенца вообще нет зубов. Очень редко дети рождаются с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20 зубов. Это молочные зубы. После 6 лет начинается смена зубов. Между шестью и двенадцатью годами они все выпадают и заменяются на 32 - постоянных зуба. Как и все млекопитающие человек имеет резцы, клыки и коренные зубы. Резцы, их 4, имеют долотообразную коронку и одиночный корень. Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом; корень одиночный. Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – расположены за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка; корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти по 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние 2.
| слайд 11
|
УЧЕНИКИ
(слушают учителя, записывают)
| Зубы:
Молочные (до 6 лет)
Постоянные (от 6 до 12 лет)
| Зубы: |
УЧЕНИК
(делает сообщение)
| Заболевания зубов
Стоматология Стома по-гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.
КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин
ПУЛЬПИТ – воспаление пульпы (зубной мякоти)
ПАРОДОНТОЗ – поражение околозубной ткани
ПЕРИОДОНТИТ – воспаление надкостницы
ОСТЕОМИЕЛИТ – воспаление кости
| слайд 12
|
УЧЕНИКИ
(слушают сообщение ученика, записывают термины в тетрадь)
| Заболевания зубов
Стоматология.
Кариес
Пульпит
Пародонтоз
Периодонтит
Остеомиелит
|
УЧИТЕЛЬ
(рассказывает)
| Механизм разрушения зубов Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Его снять можно лишь механически или с помощью специальной пасты. Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к ощущению температуры пищи.
| слайд 13
|
УЧЕНИКИ
(слушают рассказ учителя)
|
УЧИТЕЛЬ
(беседует с учениками, при необходимости дополняет ответы учеников)
| Уход за зубами
Сколько раз в день необходимо чистить зубы?
Какую щетку лучше использовать для чистки зубов?
Как необходимо правильно чистить зубы?
Как долго надо чистить зубы?
Как удалить частички пищи между зубами?
Как часто надо посещать стоматолога?
| слайды 14-15
|
УЧЕНИКИ
(отвечают на вопросы учителя)
| Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером.
Надо использовать щетку средней жесткости.
Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба. При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить.
Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны, по 2 – 2,5 минуты на каждой челюсти.
После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться ниткой, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.
Один раз в полгода необходимо проводить обследование у стоматолога.
|
УЧИТЕЛЬ
(дополняет ответы учеников)
| Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако оно, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют желтый налет, который через определенное время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы его удалить, применяют зубную пасту и зубной порошок.
|
УЧИТЕЛЬ
(дает задание ученикам, выслушивает ответы и, управляя анимацией на слайде, подводит итог)
| 4. Химическая обработка пищи
Состав слюны
Прочитать текст учебника «Слюнные железы».
Ответить на вопрос, какой состав имеет слюна?
| слайд 16
|
УЧЕНИКИ
(работают с учебником)
| Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200 мл/ч (при пережевывании пищи). В состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает. Вы когда-нибудь бывали в таком состоянии?
Слюна человека представляет собой вязкую, бесцветную, прозрачную, но слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Она содержит различные органические и неорганические вещества и имеет слабощелочную реакцию.
|
УЧИТЕЛЬ
(дополняет ответы учеников)
| Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Фермент амилаза расщепляет молекулы крахмала и гликогена до мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов.
| слайд 17
|
УЧИТЕЛЬ
(инструктирует о проведении лабораторной работы)
| Лабораторная работа: «Пищеварительное действие слюны»
Смочите гигиеническую ватную палочку слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
Зажмите марлю в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.
Наблюдайте, как окрасился кусочек марли, Объясните результаты опыта.
| слайд 18
|
УЧЕНИКИ
(выполняют лабораторную работу, объясняют результаты опыта)
|
УЧИТЕЛЬ
(беседует с учениками по вопросам)
| Регуляция слюноотделения
Слюноотделительные рефлексы.
В каком случае выделяется слюна?
| слайд 19, 27
|
УЧЕНИКИ
(смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя)
| Слюна выделяется, когда в рот попадает пища – это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней – это условный слюноотделительный рефлекс. Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.
|
УЧИТЕЛЬ
(краткий рассказ учителя)
| Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов русский физиолог. Родился 27 сентября 1849 г. в Рязани, бывшей в те годы глухой провинцией, в семье священника. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена королем Швеции российскому ученому, академику Ивану Петровичу Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом.
| слайд 20
|
УЧЕНИКИ
(слушают рассказ учителя)
|
УЧИТЕЛЬ
(задает вопросы ученикам, выслушивает ответы)
| Попробуйте сделать несколько глотательных движений.
Забыли как глотать?
| слайд 21
|
УЧЕНИКИ
(отвечают на вопросы учителя)
| Делают несколько глотательных движений.
Нет. Глотание - безусловный рефлекс. Центр находится - в продолговатом мозге. Осуществляется глотание пищевого комка смоченного слюной. Слюна выделяется при раздражении рецепторов. Поскольку во рту при глотании не было пищи, то через несколько глотательных движений слюна закончилась.
|
УЧИТЕЛЬ
(управляет слайдом презентации, останавливает видеофрагмент щелчком мышки)
| Глотание – это сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода. При глотании ротовое отверстие закрывается, мягкое небо приподнимается и отделяет носоглотку от остальной части глотки, гортань вместе с подъязычной костью поднимается вверх, язык отодвигается назад и проталкивает пищевой комок. В это время надгортанник закрывает вход в гортань, поэтому пища в дыхательное горло не попадает.
| слайд 22, 26
|
УЧЕНИКИ
(смотрят видеофрагмент)
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
|
УЧИТЕЛЬ
(задает вопрос, выставляет оценки за урок)
| Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?
Выставление оценок за урок.
| слайд 23
|
УЧЕНИКИ
(отвечают на вопрос)
| Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает.
|
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
СТРАНИЦЫ Творческое задание (составить памятку: «УХОД ЗА ЗУБАМИ»)
| слайд 24
|