Скачать 99.19 Kb.
|
МОУ СОШ №38 Г. Томска Сценарий проведения урока по теме: «СПИД – чума XX века» с использованием современных педагогических технологий Алексеева Наталья Анатольевна Учитель биологии, ВКК. Томск 2007 Сценарий урока с использованием компьютера Автор Алексеева Наталья Анатольевна Образовательное учреждение МОУ СОШ №38 Предмет биология Класс - девятый Тема «СПИД – чума XX века» Учебно-методическое обеспечение: УМК Пасечника В.В. Время реализации занятия 45 минут Авторский медиапродукт:
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Задачи занятия: Образовательные - овладение учащимися определенной системой знаний о неклеточных формах жизни, их особенностях строения, процессов жизнедеятельности, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина. Развивающие - развитие познавательных способностей учащихся, навыков коллективной работы, умений, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями. Воспитательные - через анализ негативной роли антисоциального поведения показать преимущества здорового образа жизни; способствовать воспитанию ответственности за здоровье будущих поколений. Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, чистые листы бумаги, карты – задания с изображением подростков. План занятия
Ход занятия.
Тема урока представлена визуально на презентационном экране.
Тема нашего урока: «СПИД – чума ХХ века» (слайд 2) Задачи урока: (слайд №3) - вспомнить основные причины передачи вируса СПИДа и методы профилактики; - изучить механизмы проникновения и воздействия вируса на клетки хозяина; - поговорить о нравственности взаимоотношений между больными и здоровыми людьми. Эпиграф: (слайд №4) «Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» Аристотель.
Повторение опорных понятий о вирусах: (слайд 5) Трем ученикам по очереди предлагается ответить на пять вопросов, которые появляются на экране, в скоростном режиме.
Ребятам предлагается рассказать о строении вирусов, используя интерактивный рисунок (слайд №6)
Докладчик по схеме (слайд№7) рассказывает о внедрении вируса в клетку. Внедрение вируса СПИДа в лейкоциты человека изучается при просмотре кинофрагмента (Слайд №8). Затем раскрывается содержание истории возникновения и распространения вируса СПИДа на планете. Материал представлен на презентационном экране (слайды №9-14)
Итак СПИД – это проблема социальная, но готовы ли мы как общество к решению этой проблемы. Играют 8 человек. На полу в классе раскладываются таблички «Да», «Нет», «Все равно», «Сомневаюсь». Учитель задает вопросы, ребята передвигаются по табличкам.
Учитель комментирует результаты и предлагает сыграть в ролевую игру «Сеанс одновременной игры» Задача: нацеливание школьников на выработку собственной модели поведения в критической ситуации. Учащиеся получают карты на которых изображена компания подростков каждый имеет свой номер (у ребят такие же карты лежат на партах) (слайд №19) Известно, что: - подросток под №1 соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании); - подростки под №2 и 3 влюблены и верны друг другу (обведите их кружочком); - остальные «сексуально общаются»: они легкомысленно меняют партнеров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ (пометьте его особо, например красным цветом) Задание1: Карандашом начертите линии, соединяющие партнеров (кроме №1, 2 и 3) Сделайте так трижды, каждый раз образуя новые пары. Далее учитель сообщает, что №13 был носителем ВИЧ. Задание 2: Отметьте тех, кто контактировал с ВИЧ – инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними. Задание 3: Проведите анализ на возможность передачи ВИЧ в данной компании. Результаты: Подростки под № 1,2 и 3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны. -А остальные? -А ты сам где был в этой игре? -Выиграл или проиграл? -Подумай и прими решение!
Контрольный тест (слайд №20), который учащиеся выполняют самостоятельно: 1. Закончите предложение. ВИЧ поражает …… (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты) 2. Выберите правильные варианты ответа. ВИЧ передается через: а) половые контакты с носителем; б) пользование общими предметами туалета; в) кровь и препараты крови; г) укус насекомых; д) плаценту; е) при трансплантации органов; ж) бытовые контакты с носителем; з) загрязненные медицинские инструменты. 3. Выберите факторы, повышающие риск заражения ВИЧ: а) рукопожатие; б) употребление наркотиков; в) сексуальные контакты с малознакомыми людьми; г) плаванье в одном бассейне; д) укус москитов. 4. Бессимптомная стадия ВИЧ – инфекции продолжается в среднем: а) 2 месяца; б) 2 года; в) 10 лет; г) неделю
«Прожив и прочувствав» сегодняшний урок, напишите письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск заболевания у себя и своих потомков. Список литературы:
№7, 2002., стр. 52; №6, 1995., стр. 7; №7, 2005., стр. 39
|