Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 425.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации30.03.2014
Размер425.01 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков

«___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАhttp://img-fotki.yandex.ru/get/4413/89635038.55b/0_6d251_502318eb_xl

по биологии

8 класс

Учитель : Атапина Наталия Юрьевна

Балашов

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


(8 класс, 68 часа, 2 часа в неделю)

Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3 Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

5. Учебного плана школы.

Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2010

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

Цель курса биологии «Человек»: в процессе изучения биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животным и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (8 часов)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Знание постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Тема 4. Дыхание (5 часов)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 5. Пищеварение (7 часов)

Питание. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Тема 7. Выделение (4 часа)

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 8. Кожа (4 часа)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тема 9. Эндокринная система (2 часа)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.

Тема 10. Нервная система (6 часов)

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Тема 11. Органы чувств и анализаторы (6 часов)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Тема 12. Поведение и психика (4 часа)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Календарно – тематическое планирование 8 класс





Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Содержание материала

Вид контроля

Оборудование

Домашнее задание

дата

План

Факт

8 «А»

8 «Б»

Введение 1 час

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека
Изучения нового материала и первичного закрепления

1

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Схемы «Науки о человеке», «Методы изучения организма человека»

Стр.3-6,

§1, стр.6-10







Общий обзор организма человека 5 часов

2

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
Комбинированный

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Части тела, полости тела, внутренние органы

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Муляж «Торс человека»

§2, стр.10-15







3

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность

Комбинированный

1

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены. Состав клетки: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, АТФ, ферменты). Рост, возбудимость, обмен веществ, деление клетки

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р № 1 « Изучение строения клеток человека»

Таблица «Клетка», микроскоп, микропрепараты клеток

§3, стр.15-20







4

Ткани животных и человека
Комбинированный

1

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. №2 « клетки и ткани под микроскопом»

Таблица «Ткани», микроскоп, микропрепараты тканей

§4, стр.20-25







5

Органы, системы органов, организм.

Нервная и гуморальная регуляция

Комбинированный


1

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов: исполнительные, регуляторные

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его»

Таблицы «Рефлекторная дуга», «Железы внутренней секреции»

§5, стр.25-34







6

Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека»
Обобщение и закрепление знаний

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий

Тестирование. Работа с тестами.

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами

онлайн







Опорно-двигательный аппарат 8 часов

7

Скелет. Строение, состав и соединение костей
Урок ознакомления с новым материалом


1

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. №3» Состав костей»

Скелет; таблицы «Скелет», «Соединения костей»

§6, стр.34-40







8

Скелет головы
Комбинированный

1

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой); кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет, скелет головы; таблица «Скелет»

§7, стр.40-45







9

Скелет туловища
Комбинированный

1

Строение и функции опорной системы. Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); грудная клетка (ребра, грудина)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет; набор позвонков; таблица «Скелет»

§7, стр.40-45







10

Скелет конечностей
Комбинированный




Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки); тазовый пояс. Скелет свободных конечностей: верхней (плечо – плечевая кость, предплечье – локтевая и лучевая кость, кисть – запястье, пясть, фаланги пальцев); нижней (бедро – бедренная кость, голень – малоберцовая и большеберцовая кости, стопа – предпюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет; таблица «Скелет»

§8, стр.45-48







11

Мышцы человека
Комбинированный

1

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные диафрагма). Сухожилия

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Мышцы», презентация

§10, стр.51-55







12

Работа мышц
Комбинированный

1

Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Таблица «Мышцы»

§11, стр.55-57







13

Нарушение осанки. Плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Комбинированный


1

Развитие ОДС: роль зарядки уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Укрепление здоровья: двигательная активность. Осанка. Признаки хорошей осанки

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П.р « Проверка правильности осанки», « Есть ли у нас плоскостопие?», « Гибок ли ваш позвоночник»

Скелет; таблицы «Скелет», «Мышцы»

Повторить §9,10,12подготовить сообщения







14

Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательный аппарат»
Обобщение и закрепление знаний

1

1

Строение скелета и мышечной системы. Особенности ОДС человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга и трудовой деятельностью

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн







Кровь и кровообращение 9 часов

15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав
Урок ознакомления с новым материалом


1

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Гомеостаз. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. № 4 « Строение крови человека с кровью лягушки»

Таблица «Соединительная ткань. Кровь»

§14, стр.68-73







16

Иммунитет

Комбинированный

1

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л. Пастера, И. И. Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И. И. Мечникова

§15, стр.73-77







17

Тканевая совместимость и переливание крови
Комбинированный

1

Группы крови. Белки эритроцитов А, В, антитела , . Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Динамическое пособие «Группы крови»

§16, стр.77-79







18

Строение и работа сердца
Комбинированный

1

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение сердца (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и его функции (фазы сердечной деятельности)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Таблицы «Кровеносная система», «Сердце»; муляж сердца

§17, стр.79-84







19

Круги кровообращения
Комбинированный

1

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа по рисунку в учебнике

Таблица «Кровеносная система»

§17, стр.79-84






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск