Скачать 178.1 Kb.
|
Автор урока: Осипова Галина Александровна Должность: учитель биологии Наименование учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1971 (ГБОУ СОШ №1971) УРОК комплексного применения знаний ПО ТЕМЕ «ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления. Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия. Оборудование: таблица «Пищевые добавки», продукты питания, подлежащие исследованию. Ход урока: Фронтальная беседа Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.
Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения. - Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание - и нужный продукт готов.) Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовали, волшебные слова - это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки. - Знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.) Пищевые добавки — это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки. -Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.) -А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.) Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Что же это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, ЕЗЗО и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании. - Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем производители продуктов питания все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны. Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение № 1) и предлагает обсудить вопросы:
питания, и насколько это безопасно?
После обсуждения вопросов переходим к практической части. Практическая работа Оборудование: Каждый ученик приносит из дома этикетки от продуктов которые они употребляют дома в пищу: -майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Спикере»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные). I. Учащиеся работают в группах по 4—5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок. Результаты учащиеся отражают в таблице (см. приложение 2). Предполагаемые результаты:
Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы; учащиеся под руководством учителя формулируют следующие выводы:
Комментарий учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», — сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости. Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование воздействия ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, давая непредвиденный эффекты. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола. -Чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол — опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.) В заключении учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания (см. приложение 2). Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена. Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом. II.Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания, запишите рекомендации по выбору продуктов питания III. Подведение итогов урока. IV. Домашнее задание. Рекомендации по употреблению продуктов питания:
ЛИТЕРАТУРА:
Тематическое планирование по теме «Обмен веществ и энергии». 3 часа.
Приложение №1 «Пищевые добавки»
Приложение №2 Содержание пищевых добавок в продуктах питанияОтметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употребления.
|