Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 178.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер178.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Автор урока: Осипова Галина Александровна

Должность: учитель биологии

Наименование учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1971 (ГБОУ СОШ №1971)

УРОК комплексного применения знаний

ПО ТЕМЕ «ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологичес­кого риска их употребления.

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия.

Оборудование: таблица «Пищевые добавки», продукты питания, подлежащие исследованию.
Ход урока:

Фронтальная беседа

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.

  • Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.)

  • С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (Предполагаемый ответ: с помощью вкуса и запаха.)

Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

- Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание - и нужный продукт готов.)

Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовали, волшебные слова - это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

- Знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Пищевые добавки — это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

-Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкуснень­кого, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.)

-А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Что же это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, ЕЗЗО и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.

- Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем производители продуктов питания все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение № 1) и предлагает обсудить вопросы:

  1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?

  2. Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей цветными макаронами, радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты

питания, и насколько это безопасно?

  1. Требует ли красота продукта жертв?

  1. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?

  2. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?

  3. Часто в пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри добавлен глю-тамат натрия — усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус и без того яркого букета специй? Не злоупотребляют ли производители достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?

После обсуждения вопросов переходим к практической части.
Практическая работа

Оборудование: Каждый ученик приносит из дома этикетки от продуктов которые они употребляют дома в пищу: -майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Спикере»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

I. Учащиеся работают в группах по 4—5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Результаты учащиеся отражают в таблице (см. приложение 2).

Предполагаемые результаты:

  1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.

  2. В отдельных видах кетчупа, маргарина, майонеза, мороженого и чипсах были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека.

  3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетические консерванты.


Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы; учащиеся под руководством учителя формулируют следующие выводы:

  1. Разрешенные в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.

  2. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до широких масс потребителей через средства массовой информации.

  3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».

Комментарий учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», — сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование воздействия ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, давая непредвиденный эффекты. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

-Чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол — опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)

В заключении учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания (см. приложение 2).

Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена.

Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом.
II.Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания, запишите рекомендации по выбору продуктов питания

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  4. Пейте свежеприготовленные соки.

  5. Обходитесь без подкрашенной газировки.

  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000.

  2. А.Семенова «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003).

Тематическое планирование по теме «Обмен веществ и энергии».

3 часа.


  1. Обменные процессы.

  2. Нормы питания. Витамины.

  3. Пищевые добавки и здоровье человека.

Приложение №1

«Пищевые добавки»

Тип добавок





Значение


Примеры


Воздействие на организм

Е 1** красители





  1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

  2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

  3. Для повышения интенсивности цвета.

  4. Применяется при подделке продуктов




1.Натуральные красители, сырье для них - ягоды, цветы, листья, корнеплоды.

Например: В-каротин или краситель из шиповника.

2.Синтетические красители не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета.

Например: фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый


Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие

(Е131-142, 153)

Запрещенные:Е103,105,111,121,

125,126, 130,152.

Опасные: Е102,110,120,123,124,

127,155


Е 2**

Консерван-ты

1.Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов,
происходящей под действием микроорганизмов.

2.Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3.Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.


1.В домашних условиях соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).

2.Промышленные - сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

3.Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы)


Сорбиновоя кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия — аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Ракооброзующие: Е210, 211 -217, 219.

Вредные для кожи: Е230-232, 238. Вызывают расстройство кишечника: Е221, 226.

Влияют на давление: Е250, 251. Опасные: Е201, 222-224, 233, 270 (для детей)

Е 3**


Анти-окислители


1.Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания. 2.Останавливают самоокисление продуктов.


1.Природные - аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле.

2.Синтетические – бутилок-сианизол и бутилокситолуол.



Вызывают сыпь: Е311-313. Вызывают расстройство кишечника:

Е338-341.

Повышают холестерин: Е320-322

Е 4**


загустители

1. Позволяют получить
продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. Используются в производстве мороженого, желе, консервов,

майонеза.


1. Натуральные - желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические - целлюлоза, модифицированный
крахмал.


Впитывают вещества, не зависимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е407,450,462,465,466



Е 5**


эмульгаторы


1.Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.

2.Используются в производстве маргарина, кулинарного жира,

колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).


1. Натуральные - яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические - фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота



Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503,510,513,527,560


Е 6**


усилители вкуса


1.Для усиления выра­
женного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и

мороженому.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители.



1.Натуральные – получают из натурального сырья.

2.Идентичные натуральным - искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3.Искусственные — не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4.Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.


Глютомот натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутоминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС.

Ракообразуюшие: Е626-630,635. Опасные: Е620,636,637

Приложение №2
Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употребления.

|Продукт
Красители Е1**

Консерванты Е2**

Антиокислители ЕЗ**

Загустители Е4**

Эмульгаторы Е5**

Усилители вкуса Е6**
























































































































































































































































































































































































































































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск