Скачать 108.55 Kb.
|
Носова Елена Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ № 917 ВОУО ДО г. Москвы Урок-исследование в 8 классе по теме «Пищевые добавки и здоровье человека» Статья опубликована 1. В журнале «Биология в школе».- 2007.- №1.- С. 30 – 34 2. В журнале «Воспитание школьников». – 2008. – № 1. – С. 61 – 65 под названием «Классный час «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье» Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска. Оборудование: таблица «Пищевые добавки», продукты питания, подлежащие исследованию. Ход урока Вступительное слово учителя: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Вопрос классу: что помогало человеку выделить среди многих веществ, те которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.) Вопрос классу: с помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (Предполагаемый ответ: с помощью вкуса и запаха.) Комментарий учителя. Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения. Вопрос классу: вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание – и нужный продукт готов.) Комментарий учителя. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова – это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки. Вопрос классу: кстати, вы знаете, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.) Комментарий учителя. Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки. Вопрос классу: Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.) Комментарий учителя. Зачастую рядом со всеми понятными составляющими можно обнаружить очень много сложных названий, загадочное для многих «Е». Что же это такое и можно вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества, приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании. Вопрос классу: почему? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем же пищевики все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны. Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение№1) и предлагает обсудить вопросы:
6. Часто в пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри добавлен глютамат натрия – усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус и без того яркого букета специй? Не злоупотребляют ли производители достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании этой пищевой добавки?. После обсуждения вопросов переходим к практической части. Практическая часть Ребята работают в группах по 4-5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок. Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженное, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные). Примечание: исследуются продукты от разных производителей. Результаты исследования учащиеся отражают в таблице (см. приложение №2). Завершив исследование, используя таблицу «Пищевые добавки»(см.приложение №1), проанализировав данные, учащиеся получили следующий результат:
Учащиеся делают обобщающие выводы:
Комментарий учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие на организм зависит от его биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза»,- сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости. Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, т.к. они могут воздействовать друг на друга, создавая непредвиденные эффекты воздействия на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола. Вопрос классу: чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевание печени, почек, угнетает процесс кровообращения.) В заключении учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания (см. приложение №2). Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно. Потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена. Все, что смогли собрать, поймать – сразу приготовили и съели. Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом. Приложение №1 «Пищевые добавки»
Приложение №2 Содержание пищевых добавок в продуктах питания Отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавках в продуктах питания. Рекомендации по употреблению продуктов питания:
Литература: 1. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000. 2. А.Семенова «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005. 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003). |