Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 108.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер108.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Носова Елена Владимировна, учитель биологии

ГБОУ СОШ № 917 ВОУО ДО г. Москвы
Урок-исследование в 8 классе по теме

«Пищевые добавки и здоровье человека»
Статья опубликована

1. В журнале «Биология в школе».- 2007.- №1.- С. 30 – 34

2. В журнале «Воспитание школьников». – 2008. – № 1. – С. 61 – 65 под названием «Классный час «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье»
Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.

Оборудование: таблица «Пищевые добавки», продукты питания, подлежащие исследованию.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.

Вопрос классу: что помогало человеку выделить среди многих веществ, те которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.)

Вопрос классу: с помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (Предполагаемый ответ: с помощью вкуса и запаха.)

Комментарий учителя. Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

Вопрос классу: вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание – и нужный продукт готов.)

Комментарий учителя. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова – это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

Вопрос классу: кстати, вы знаете, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)


Комментарий учителя. Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Вопрос классу: Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Комментарий учителя. Зачастую рядом со всеми понятными составляющими можно обнаружить очень много сложных названий, загадочное для многих «Е». Что же это такое и можно вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества, приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.

Вопрос классу: почему? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем же пищевики все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение№1) и предлагает обсудить вопросы:

  1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?

  2. Полки магазинов пестрят всеми цветами радуги, привлекая людей цветными макаронами, радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно?

  3. Красота продукта требует жертв?

  4. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?

  5. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?



6. Часто в пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри добавлен глютамат натрия – усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус и без того яркого букета специй? Не злоупотребляют ли производители достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании этой пищевой добавки?.

После обсуждения вопросов переходим к практической части.

Практическая часть

Ребята работают в группах по 4-5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженное, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

Примечание: исследуются продукты от разных производителей.

Результаты исследования учащиеся отражают в таблице (см. приложение №2).

Завершив исследование, используя таблицу «Пищевые добавки»(см.приложение №1), проанализировав данные, учащиеся получили следующий результат:

  1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.

  2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, чипсах, маргарина, майонеза и мороженного были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека.

  3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетические консерванты.

Учащиеся делают обобщающие выводы:

  1. Разрешенные в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.

  2. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до широких масс потребителей через средства массовой информации.

  3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».

Комментарий учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие на организм зависит от его биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза»,- сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, т.к. они могут воздействовать друг на друга, создавая непредвиденные эффекты воздействия на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

Вопрос классу: чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевание печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)

В заключении учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания (см. приложение №2).

Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно. Потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена. Все, что смогли собрать, поймать – сразу приготовили и съели.

Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом.

Приложение №1 «Пищевые добавки»



Тип

добавок

значение

примеры

Воздействие на организм

Е1**-

красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке продуктов.

1. Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например:ß-каротин или краситель из шиповника.

2. Синтетические, не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например: фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.

Среди синтетических практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, 153)

Запрещенные: Е103,105,111,121,125,126,130,152.

Опасные: Е102,110,120,123,124,127,155.

Е2** -

консерванты

1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

2. Готовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

1. В домашних условиях – соль, сахар,

уксус (они меняют вкус продукта).

2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

3. Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы).

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Ракообразующие: Е210,211-217,219.

Вредные для кожи: Е230-232,238.

Расстройства кишечника: Е221,226.

Влияют на давление: Е250,251.

Опасные: Е201,222-224,233,270 (для детей)

Е3** - анти-

окислители


Е4** -

загустители


1. Защищают жиросодержа-

щие продукты от прогорка-

ния.

2.Останавливают самоокисление продуктов.

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. используются в производ-

стве мороженого, желе, кон-

сервов, майонеза.

1. Природные – аскорбиновая кислота,

токоферолы в растительном масле.

2. Синтетические – бутилоксианизол и

бутилокситолуол.
1. Натуральные – желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические – целлюлоза, моди-

фицированный крахмал.

Вызывают сыпь: Е311-313.

Расстройство кишечника: Е338-341.

Повышают холестерин: Е320-322.

Впитывают вещества, не зависимо от их полез-

ности или вредности, могут нарушить всасыва-

ние минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Расстройство кишечника: Е407,450,462,465,466.

Е5** -

эмульгаторы

1. Отвечают за консистен-

цию пищевого продукта, его

вязкость.

2. Используются в производ-

стве маргарина, кулинарного

жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулоч-

ных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способст-

вует развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503,510,513,527,560.

Е6** -

усилители

вкуса

1. Для усиления выражен-

ного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жир-

ности низкокалорийным йогуртам и мороженному.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители.

1. Натуральные – получают из натурально-

го сырья.

2. Идентичные натуральным – искусствен-

ные соединения, имитирующие ароматы

натуральных продуктов.

3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.


Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет.

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в амино-

маслянную, которая является возбудителем ЦНС

Ракообразующие: Е626-630,635.

Опасные: Е620,636,637.


Приложение №2

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.


продукт

Красители

Е 1**

консерванты

Е 2**

Антиокис-лители Е3**

загустители

Е 4**

эмульгаторы

Е 5**

Усилители вкуса Е6**












































Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавках в продуктах питания.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  4. Пейте свежеприготовленные соки.

  5. Обойдитесь без подкрашенной газировки.

  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.


Литература: 1. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000.

2. А.Семенова «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03

«Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск