Скачать 63.41 Kb.
|
ФИО, должность, название учебного заведения: Мутасова Ольга Ниловна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское Иркутской области Тема урока: окружающий мир «Многогранный мир чувств», 4 класс Раздел программы: «Как работает организм человека» Цели и задачи урока:
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами
Оборудование:
Список литературы:
Пусть в этот осенний и прекрасный день Всем сопутствуют удача и везение! И пожелаем мы друг другу, всем гостям Чудесного настроения!
- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (Как работает организм человека) - А знаете ли вы, какие органы играют роль информаторов, помогают нам познавать окружающий мир? Работа в группах. Даны слова: мелодичный, визгливый громкий, тихий, ароматный, душистый, тухлый, красный, круглый, зелёный, подвижный, вкусный, солёный, горький, сладкий, шершавый, горячий, твёрдый, неподвижный, качающийся. -Перед вами слова, которые связаны с органами чувств. Каждая группа имеет свой значок глаза, или уха, или носа, или рта, или руки, должна выбрать соответствующие этому органу слова. Проверка правильности выполнения задания. Ухо - мелодичный, визгливый громкий, тихий. Нос – ароматный, душистый, тухлый. Глаз – красный, круглый, зелёный. Язык – вкусный, солёный, горький, сладкий. Кожа – шершавый, горячий, твёрдый. - Посмотрите на доску. Сформулируйте тему урока и определите задачи, которые вы для себя поставили. На уроке узнаем новое об органах чувств, об их строении и роли в нашем организме. - Возникли ли трудности, с какими-либо словами? Почему? (неподвижный, качающийся) II. Создание проблемной ситуации. Сценка. Лена: Я знаю, что у человека пять органов чувств (на экране таблица "Органы чувств"): глаз, ухо, нос, язык и кожа. Миша: Ты не совсем права, у человека шесть органов чувств. - Предположите, о каком органе чувств говорит Миша. - Откройте учебник на странице 46 и назовите этот орган чувств.
- Сейчас мы продолжим работу в группах. У вас на столах карточки с заданиями. (Время на подготовку ответа – 3 минуты. Группы работают с текстом в учебнике, а затем отвечают) 1 группа: орган слуха. Задание:
- Прежде чем мы услышим ответ 1 группы, давайте проведём следующий опыт: закройте глаза. Учитель хлопает в ладоши. - Что произошло? - Продолжаем опыт. (учитель рвёт бумагу) - Что произошло сейчас? - Как вы догадались? (услышали) - Какой орган вам в этом помог? (уши) Ответ ребят. - Откройте тетрадь на странице №19 и выполните задание № 4. Правила ухода за ушами. 1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. 2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух. 3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины. 4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу. 2 группа: расположение органов равновесия Задание:
-Какой орган соседствует с органом слуха? Ответ ребят. (Чувство равновесия – это способность определять положение тела в пространстве, т.е. различать верх, низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падаем. Морская болезнь – это когда чувство равновесия притупляется и возникает головокружение, тошнота.) 3 группа: орган обоняния. Задание:
- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов) (вызывается ученик) - Какие у тебя возникли ощущения? - Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха? (нет) - А какой орган помог тебе почувствовать запах? Ответ ребят. (Чувствительные клетки носа определяют, что за частицы пахучего вещества присутствуют в воздухе, и сообщают в мозг. Чувство обоняния предупреждает людей о появлении в воздухе опасных веществ, о приближении приятных ощущений, например, вкусной еды.) Правила ухода за носом. 1. Надо закаляться, беречь организм от простуды. 2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей. Физминутка. 4 группа: орган вкуса. Задание:
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? - А что для этого нужно сделать? (нужно попробовать) - Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык) (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком) - Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечает) Ответ ребят. (Язык снабжен вкусовыми сосочками, которые способны узнавать некоторые вещества, попавшие в рот. Четыре оттенка вкуса: сладкий, кислый, горький, солёный.) Интересная информация: язык — непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Основная функция — помощь при пережёвывании пищи. Язык человека содержит 16 мышц и является, возможно, самой подвижной, но никак не самой сильной мышцей человека. 5 группа: орган осязания. Задание:
- Проведём последний опыт. (вызывается ученик) - Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: яблоко, карандаш, вилку. - Правильно ли он определил? - Какой орган чувств помог определить предметы? (кожа) Ответ ребят. (Органом осязания служит вся кожа. Особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев и ладонях рук. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, растяжению, боли. Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг.)
- Как вы понимаете слова: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» - По зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут сигналы в головной мозг. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга поступают сигналы. От органов зрения они идут к затылочной части мозга, а от слуховых – к височным.
- Давайте вернёмся к началу нашего урока. О каком органе чувств говорил Миша? - Как называется шестое чувство. - Почему наша тема звучит "Многогранный мир чувств?" - Прочитайте вывод в учебнике. |