УМК «Школа-2100»
Окружающий мир в 1 классе по теме: "Наши помощники-органы чувств"
Цели урока:. Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
Оборудование:
1.Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; заводные игрушки. Резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин; грамзапись; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной водой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салаты; пуговица, рукавички.
2. На доске плакаты с изображением Фигуры человека; таблички с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса. орган обоняния, орган осязания); табличка большого размера "органы чувств"; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот с высовывающимся язычком ,уши ,табличка со знаком вопроса.
Деятельность учителя
| Формируемые УУД учащихся
| Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
А девизом нашего урока буду такие слова: Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! II. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске плакат с изображением человека, но без лица.
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
(-У него нет лица, него нет ушей, нет глаз, носа, рта.)
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (Так некрасиво)
Учитель выставляет на доску рисунок глаз. ( -Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)
После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств.
- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)
- рот (Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода)
- уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)
- А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- и прикрепляется на доску знак вопроса. ( Мы чувствуем холод) III. Выявление места и причины затруднения .
- Ребята, что у всех этих частей общего?
- Можем ли мы назвать их одним словом?
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
IV. Построение проекта выхода из затруднения .
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)
- Давайте посмотрим, какое значение имеет слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ в словаре.
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? ( Мы будем исследовать человека)
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши - Это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
V. Реализация построенного проекта .
1. Исследование органа зрения.
-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
- Продолжаем наше исследование. (каждая группа получает задание, на каждый стол выдаются предметы для исследования)
1.Что общего и в чём различие предметов? (1-ая группа получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, зелёный)
2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы (2-ая получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)
3.Рассмотрите книги, журналы, может успеете почитать.( 3-я Книги , журналы репродукции картин)
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? Дети вместе с учителем формируют выводы:
1.Глаза помогают нам видеть различные цвета. Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Учитель: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет , их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Поправляю: Глаза- это орган зрения.(переворачиваю табличку с надписью «орган зрения».С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»(Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
Дополняю ответы детей:
-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,
-При письме свет должен падать слева.
Зарядка для глаз.
2.Исследование органа слуха.
Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65. В нашем классе тишина.
- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? ( Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.) Включаю аудиозапись. Дети слушают.
- Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
- Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши -это орган чего?( это орган слуха). (переношу рисунок ушей с доски на изображение человека)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
3.Исследование органа обоняния.
(учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)
-Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки.
( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)
- Откройте носики, понюхайте. (показываю ,как правильно нюхать незнакомые вещества)
-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах)
-В носовой полости расположены особые клетки, которые, которые воспринимают различные запахи.
Проведем второй опыт.
-Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?
(выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи)
-Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
-Кто сможет дать полное научное определение? (переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)
- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния .(Перемещаю рис. носа с доски на изображение человека)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
4. Исследование органа вкуса.
(раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)
-Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?
Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?
(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
Игра «Угадай по вкусу»( У детей закрыты глаза .Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь) (раздаю кусочки фруктов, овощей.)
-Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
-Дайте научное определение этому органу.( Язык - орган вкуса.)
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (выставляю рисунок губ на лицо человека)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
5.Исследование органа осязания.
Игра « Узнай, что в корзине ».
- Попробуйте определить на ощупь какой –нибудь предмет в корзине . Корзинка накрыта салфеткой. ( Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет).
(резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)
Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
-А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
-Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.)
- Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их -гвоздик, кнопка, пуговица) - При помощи чего вы отгадали предметы.
На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.
(переворачиваю табличку со словом « орган осязания»)
Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску (на левой стороне –это органы, а на правой стороне –это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю таблицу) ОРГАНЫ ЧУВСТВ
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1cf760-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
Пальчиковая гимнастика.
VI. Первичное закрепление.
1. Дорисуйте необходимые органы чувств.
-Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств
2.Работа по учебнику (стр.54-55, задания 2-3)
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы
(каждая пара получает карточки с тестом)
глаза орган слуха
уши орган зрения
нос орган вкуса
рот орган осязания
кожа орган обоняния
Взаимопроверка. Проверка по шаблону.( слайд на доске)
VIII. Включение в систему знаний.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1e7e12-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1e7e13-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/view/
- Проведите дегустацию блюд. Определите из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли вам в этом?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Дополните предложения:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава. Подумав, мудрец ответил. Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий, счастливей больного короля.» Берегите свои органы чувств!
|
Личностные (принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения.)
Познавательные (определять и формулировать цель деятельности на уроке)
Коммуникативные (донести свои мысли до других и умение оформлять в устной речи) Регулятивные УУД
(анализировать полученный материал)
Познавательные (ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ знаний) Коммуникативные (слушать и понимать речь других)
Познавательные (делать выводы в результате совместной работы учителя и класса) Учащиеся учатся работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Постановка проблемы.
Формируют выводы. Развитие коммуникативных умений.
Постановка проблемы
Развитие коммуникативных умений.
Постановка проблемы
Постановка проблемы
Постановка проблемы
Выводы детей
На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.
Выводы по результатам исследований
Знаково –символическое моделирование.
Осуществление межпредметных связей.
Коммуникативные (умение работать в парах)
Приёмы классификации.
Задание для самостоятельной обработки материала Познавательные (умение ориентироваться в новом материале) Коммуникативные (донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме; совместно с одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке)
| |