Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 133.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер133.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Крюкова Н.С. Общие аспекты употребления алкоголя // Досуг в школе. – 2004. - №1. – С. 9-13.

Общие аспекты употребления алкоголя

Н.С. Крюкова

г. Тобольск, Тюменская обл.

Урок 1 Алкоголь

Цель:

  • сформировать у детей представление о вредности употребления алкоголя

  • ориентировать школьников на здоровый образ жизни

  • разъяснить влияние алкоголя на организм человека

  • рассмотреть историю вопроса алкоголизации общества

  • узнать отношение ребят к употреблению спиртного

Ход урока

Мы уже многое знаем о зависимости от сигарет, о том, какое влияние они оказывают на организм человека. Но существует еще одна важная проблема: много школьников приобщаются к употреблению спиртного, и самое опасное — это то, что подростки считают эту зависимость нормальным явлением.

Какое вы имеете мнение относительно алкоголя? Что вы знаете о влиянии его на организм?

Мы не всегда задумываемся над тем, что происходит с нашим телом, когда оно оказывается под влиянием спиртного.

Попадая в организм, алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечника непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг. Попав в мозг, алкоголь оказывает подавляющее действие на активность коры головного мозга. Даже небольшие дозы алкоголя снижают способность ясно мыслить и принимать решения, заставляет почувствовать небольшое расслабление, позволяет ощущать себя свободнее и смелее, чем обычно. Большие дозы алкоголя замедляют деятельность отдельных областей мозга, вызывают головокружение, снижают координацию, приводят к эмоциональному всплеску или подавленному настроению.

Предлагаем рассмотреть приложение «Чем опасен алкоголь?».

Специалисты считают алкоголь наркотиком №1. В нашей стране производится примерно 8,5 литров алкоголя в год на душу населения. Для сравнения приведем исторические данные.

В древности Русь была одной из «трезвых» держав в истории. В старину русские пили медовуху и брагу. В хорошей медовухе 10-11 градусов. Водка появилась на Руси в XIV веке. А в XVI веке Иван Грозный стал первым царем, который монополизировал винную торговлю.

Как вы думаете, для чего нужна государственная монополия на производство и торговлю спиртным?

Вывод:

Государственная монополия нужна для поддержания качества продукта, т.к. это сказывается на здоровье населения. Так же как и табачное, производство винно-водочных изделий облагается большими налогами, и это очень выгодно.

За историю России много раз правительство пыталось бороться с пьянством, вводились «сухие» законы. Так было с 1914 по 1925 годы и в 1985.

Знаете ли вы, что из этого вышло?

С вступлением России в войну 1914 года, на территории Российской Империи вошли в действие новые правила о порядке прекращения торговли крепкими напитками во время мобилизации. Легальная продажа спирта, водки и пива почти повсеместно была запрещена. По официальным данным, эта мера снизила потребление спиртного на 99%. Но одновременно началось нелегальное производство и ввоз из-за границы спиртосодержащих напитков. В ресторанах процветала тайная торговля спиртным по завышенной цене. Среди простого населения было распространено употребление суррогатов в виде лаков, одеколона. Это, в свою очередь, повлекло за собой участившиеся случаи отравления. По данным отдельных больниц, доля смертельных исходов в случаях отравления суррогатами алкоголя колебалось от 1,5 до 80%. Потребление суррогатов часто приводило к полной или частичной потере зрения. Подобные явления наблюдались только на «гражданке», в действующей армии, напротив, запретительные меры благотворно отразились на состоянии психического здоровья солдат в плане сокращения алкогольных заболеваний.

Вывод:

На какой-то срок, действительно, пьяных становилось меньше. Не было доступа к алкоголю у подростков. Но со временем начинали действовать подпольные, кустарные заводики, которые производили некачественную продукцию.

Какой выход видите вы?

Вывод:

До тех пор пока человек сам не захочет остановиться в употреблении алкоголя, никакие запреты не помогут. Вновь мы можем говорить о доле ответственности за свое поведение.

Хочу обратить вас к мировой культуре. Вы, наверное, знаете о том, что многие религии, в том числе и православная, выступают противниками употребления спиртных напитков.

Например, в мусульманских странах строго запрещено употреблять алкогольные напитки, и, в силу культурных особенностей и богобоязненности, люди придерживаются этого. Нарушившие этот закон сурово наказываются.

Вывод:

Возвращение к истокам, корням, религии и культуре своего народа может помочь людям.

Какую ситуацию относительно спиртного вы можете наблюдать сейчас в нашей стране?

Вывод:

Везде, в любое время можно приобрести винно-водочную продукцию в любых количествах. Нет возрастного запрета на приобретение алкоголя. Распитие спиртных напитков не запрещено даже в местах повышенной опасности — в самолетах, в поездах дальнего следования.

Правильно ли это? Как вам кажется, можем ли мы как-то повлиять на эту ситуацию? Что зависит от нас?

Вывод: Мы не всегда можем повлиять на ситуацию в стране, в городе, на политику нашего государства. Есть такие вещи, изменить которые мы не в состоянии, но каждый из нас может и должен взять на себя ответственность за свое решение относительно употребления алкоголя. «В магазине продают пиво и водку, поэтому я пью» - аргумент невеский, так может рассуждать только незрелый человек. Ответственность за себя, за свое здоровье лежит на каждом из нас. Необходимо отучиться от слов «вина», «виноват», а привычным для нас себя сделать слово «ответственность».

Урок 2 Влияние алкоголя на личность человека

Словарик

Личность — это особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Это — человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В структуру личности входят такие понятия, как самосознание, образ своего «Я», самооценка, уровень потребностей и желаний.

Ход урока

Мы с вами уже знаем, что зависимость бывает физическая и психологическая. Давайте попытаемся разобраться, как проявляется психологическая зависимость от алкоголя. Вспомним, что психологическая зависимость — это такая зависимость, которая влияет на личность человека.

Как вы понимаете, что такое «личность»?

Сформулировать определение понятия. Как вам кажется, какое влияние может оказать алкоголь на ЛИЧНОСТЬ?

Обсудить все варианты.

При употреблении алкоголя происходят грубые изменения системы жизненных ценностей и направленности личности. Иерархия ценностей преобразуется таким образом, что на первый план выходят те цели и интересы, которые связаны с влечением к алкоголю. Результатом является то, что человек постепенно исключает себя из социальной среды: от него отворачиваются друзья, начинаются проблемы на работе и трудности в семейных взаимоотношениях. Иногда человек, зависимый от алкоголя, начинает остро чувствовать одиночество, свою ненужность и бесполезность и, как бы вследствие этого, с еще большим рвением продолжает употреблять алкоголь. Круг замыкается, и уже непонятно, в чем причина употребления и где следствия этого. Бросить употреблять алкоголь он не может, т.к. он одинок; а если он пьет, то он никому не нужен. Но от чего он стал одинок: от того, что употреблял спиртное или пить он начал от того, что не нашел себя в жизни? В любом случае ответственность лежит на нем.

Выйти из замкнутого круга очень сложно, т.к. пьющий человек не видит этой закономерности и никогда не считает себя алкоголиком.

Кто в большей степени страдает от этой ситуации? (Семья)

Как в таких семьях чувствуют себя дети, какие комплексы и проблемы развиваются у них?

Дети более уязвимы в такой ситуации, они испытывают стыд за родителей и страх за будущее. Они стесняются перед друзьями за своего отца или мать. Есть опасность, что в будущем они скопируют поведение своих родителей.

При алкоголизме также происходят грубые нарушения самооценки, чаще она завышается. Жить с таким человеком очень сложно.

Избавиться от психологической зависимости от алкоголя можно, только работая со всей семьей. В последнее время много подростков употребляют спиртные напитки: пиво, водку.

Как вы думаете, в чем причина того, что школьники употребляют алкоголь? Что они находят в этом?

Вместе с учениками заполнить таблицу:

Аргументы

Контраргументы

1. Пью, чтобы чувствовать себя раскованно, избавиться от стеснения и неловкости.

1. Спиртное не решает эту проблему.

2. В моей компании принято пить.

2. Не хочу быть как все.

3. Мне неудобно отказать друзьям и т.д.

3. Знаю, что алкоголь наносит вред моему организму и т.д.

Вывод:

Причинами употребления являются личностные проблемы, и решить их с помощью алкоголя невозможно: независимо от трезвости или опьянения эти трудности остаются.

Каким способом можно разрешить психологические проблемы?

Вывод:

В каждой школе есть психолог, к которому можно обратиться за помощью.

Причиной употребления алкоголя также может служить то, что употребление спиртных напитков стало элементом образа жизни общества, пристрастие к алкоголю перестало иметь значение в выборе друзей.

Большой ошибкой можно считать то, что подростки считают алкоголизм вредной привычкой, которую можно преодолеть с помощью своей силы воли, но, как мы с вами выяснили, это не просто пагубное увлечение, а тяжелая болезнь, бороться с которой очень сложно. Вы должны помнить, что шансов избавиться от зависимости очень мало.

Самое опасное, что зависимость от спиртного наступает незаметно, употреблять алкоголь начинают как бы шутя. Причиной также может стать низкая самооценка, неуверенность в себе, замкнутость, застенчивость или бунт против родителей.

Знают ли ваши родители, что вы пьете пиво или водку? Как они отнеслись бы к тому, если бы узнали?

На вечеринке или в компании друзей таким ребятам сложно чувствовать себя легко и непринужденно, а от небольшой дозы спиртного наступает некоторое расслабление. Давайте вместе проследим, как наступает зависимость. Сначала достаточно два стакана пива для того, чтобы добиться желаемого эффекта — чувства уверенности и расслабления. Через некоторое время наступает привыкание организма к этой дозе и возникает потребность увеличить ее. Количество употребляемого алкоголя постоянно растет. Появляется опасность употребления наркотиков. Хотя, на первый взгляд, не видно явной закономерности между употреблением алкоголя и наркотиками. Когда вы в первый раз переступаете барьер «нельзя» или «страшно», постепенно стираются все границы, и вы теряете чувство меры, опасности, нормы. Все время хочется чего-то большего. Человек так устроен, что он не останавливается на достигнутом. Это качество может оказать хорошую услугу, если вы на правильном пути, — получаете образование, совершенствуетесь, стремитесь к чему-то хорошему, но оно же может быть опасным, если вы испытываете судьбу и ищете неприятностей. Таким образом, вы можете видеть, что доза употребления психоактивных веществ постоянно растет.

Знаете ли вы такого человека, который бы выкуривал одну сигарету в день или на вечеринке выпивал только один бокал вина?

Вывод:

Таких людей нет, хотя все начинают с малого — с одной сигареты в день, с одного стакана пива на вечеринке.

Может оказаться так, что на одной из вечеринок вам покажется недостаточным количество выпитого спиртного, да и настроение пожелает быть лучшим; жизнь зашла в черную полосу, все вокруг не так, как хотелось бы. И в этот момент один из ваших знакомых предложит попробовать наркотик. Ваша реакция на предложение?

Обсуждение:

Конечно, вы можете отказаться, но у вас может не хватить силы духа сделать это, да и настроение очень плохое. И, как мы уже говорили, барьер страха вы уже прошли. Друг будет уверять, что это только один раз и даст гарантию, что настроение повысится. В такой ситуации очень велика вероятность того, что вы примете предложение друга.

Вывод:

Прежде чем согласиться с предложением об употреблении алкоголя, задайте себе вопрос: «Зачем мне это, какую цель я преследую при употреблении спиртных напитков?». Не предпринимайте бездумных, бесцельных поступков.

Урок 3 Общественный взгляд на алкоголь

Цель:

  • определение роли общества в возникновении зависимости от алкоголя у молодых людей

  • обозначить проблемы, возникающие в семейных отношениях в связи со злоупотреблениями.

Задачи:

  • обсудить мифы об алкоголе

  • последствия влияния алкоголизма, оказываемого на детей.

Для проведения этого урока рекомендуем использовать видеокассету с репортажем из Дома ребенка.

Ход урока:

К сожалению, употребление алкоголя в нашем обществе распространено, и, на нашу беду, дети часто знакомятся с этим явлением.

Скажите, пожалуйста, какие вы мифы знаете об употреблении алкоголя?

  • Зависимости от алкоголя не бывает

  • «выпей — полегчает»

  • на здоровье алкоголь не влияет

  • можно пить понемножку и т.д.

Обсудить ситуации и напомнить, что это мифы, а не реальность.

Где в повседневной жизни вам встречается алкоголь?

Обсуждение:

  • на вечеринках среди подростков

  • во всех продуктовых магазинах

  • время препровождение в кафе предполагает употребление спиртного

  • семейные праздники не проходят без употребления спиртного и т.д.

Как вы реагируете на это? Принимаете ли вы эту ситуацию? Участвуете ли вы в этом?

Вывод:

Можно сказать, что употребление алкоголя стало общепринятым, мораль перестала противостоять этому.

А как в вашей школьной среде относятся к алкоголю?

Возможный вывод:

  • без этого скучно на вечеринках

  • пью для того, чтобы не быть «белой вороной», т. к. пьют все

  • ПАВ (психически активные вещества) стали приемлемыми в подростковой среде.

Рассмотреть возможные ответы школьников.

На ком лежит ответственность за это?

Вывод:

Мы сами позволяем происходить этому, не пытаемся противостоять, не возражаем.

Давайте посмотрим, что происходит в вашем ближайшем окружении, в вашей семье? Вспомните, бывают ли ситуации, когда кто-то из ваших родителей употребляет алкоголь больше, чем может себе это позволить, и оказывается пьяным? Как на это реагирует второй родитель?

Возможный вывод:

Из-за чрезмерного употребления алкоголя возникают конфликтные ситуации в семье, которые могут привести к разводам.

Что, по-вашему мнению, происходит детьми, в семье которых частые злоупотребления алкоголем?

  • Дети чувствуют себя заброшенными и никому не нужными

  • Родители не могут обеспечить будущее своим детям, дать им образование

  • Дети начинают приобщаться к уличным группировкам, начинают употреблять алкоголь.

Просмотр видеофильма «Что делать, если... Дети алкоголиков».

Обсуждение:

У вас есть возможность получить хорошее образование, организовать свое будущее по своему усмотрению. Несмотря на трения с родителями, они стараются помочь вам и поддержать.

Как вам кажется, что с вами происходит, почему вы не воспользуетесь этой ситуацией максимально? Почему вы бунтуете и воспринимаете в штыки все то, о чем говорят вам ваши родители?

Обсуждение:

Таким образом, отвергая родителей, вы сами загоняете себя в тупик, в котором вы одиноки и беспомощны.

Часто ли вы разговариваете откровенно со своими родителями? Если нет, то почему?

Как вы думаете, на что тратили бы свое время взрослые, если бы они не употребляли спиртное? Как проходили бы праздники?

Вывод:

Мы не умеем веселиться, проводить свободное время, встречать праздники без употребления алкоголя. Взрослые могли бы больше времени посвящать своим детям. Создается впечатление, что взрослым и детям сложно взаимодействовать друг с другом и поэтому они постепенно удаляются друг от друга.

Как можно изменить ситуацию?

Вывод:

Научиться конструктивно взаимодействовать, для этого обратиться за помощью к специалистам, а главное, иметь желание быть в хороших, дружеских взаимоотношениях с родителями. Нельзя винить их в том, что они не всегда понимают вас; возможно, вы не всегда в нужной и доступной форме объясняете свои требования. Как и у каждого из вас, у ваших родителей есть свои проблемы, комплексы, трудности в общении; вы должны понять и принять их.

А есть ли в вашей жизни такой взрослый человек, с которым вы могли бы посоветоваться, поделиться какими-то секретами, ведь не обо всем можно поговорить с другом или подругой, а мы иногда оказываемся в сложных ситуациях.

Вывод:

Не всегда в жизни подростка есть такой взрослый, с которого бы он мог брать положительный пример, а примеры родителей не кажутся ему убедительными.

Ребята часто имеют ложное представление о том, к чему стремиться и о том, каким должно быть взрослое поведение, которому они хотят подражать.

На самом деле родители не всегда подают положительный пример, иногда они позволяют себе употребление спиртных напитков; это видят их дети, которые принимают такое поведение как норму.

Дети не встречают никаких преград при покупке спиртосодержащих напитков. Никто не делает им замечание, когда они употребляют алкоголь в общественных местах, и это плохо.

Вывод:

Прошу вас подвести некоторые итоги.

Вы должны помнить: то, как мы живем, зависит от нас. Вы должны принять решение: готовы ли вы мириться с алкоголем в вашей среде, устраивает ли вас то, что ваш друг или подруга бывают пьяны.

Если вам это неприемлемо, вы должны сказать: «Нет».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск