Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 107.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер107.63 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Биология > Задача
Роль памяток в формировании

самостоятельного читателя
Ф. Р. Михайлова
Разработаны и апробированы памятки, помогающие педагогам организовать читательскую деятельность младших школьников, а также в процессе формирования самостоятельного читателя.

Ключевые слова: обучение чтению, дети, памятка.
В обучении и воспитании подрастающего поколения книга является тропинкой, которая ведет к вершине умственного, духовно- нравственного и эстетического развития. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их, дают возможность узнавать прошлое и настоящее человечества. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет дальнейший трудовой и творческий путь человека. Важное влияние оказывает чтение книги на успеваемость детей. «Чтение является главным предметом в начальной школе – это ключ, основное средство к овладению знаниям по всем предметам в младших и старших классах, ключ к образованию…» [1].

От взрослых в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями.

В настоящее время в библиотеках и книжных магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети не стали читать больше. Как показывает опыт, с каждым годом их интерес к чтению падает; сужается и круг чтения: его составляют комиксы, романы ужасов.

На мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие системы в организации детского чтения и руководстве им.

Руководство детским чтением – это серьезная и нелегкая работа, проводить надо ее продуманно и интересно. Грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения, закон становления ребенка- читателя.

Задача учителей и родителей – помочь каждому ребенку, постепенно и разумно ввести в мир детских книг, с которых и начинается его образование, самовоспитание, самоорганизация, формирование эстетического вкуса, духовное развитие в целом.

Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что большую роль в организации читательской деятельности младших школьников и руководстве детским чтением в процессе формирования самостоятельного читателя играют памятки.

Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и в какой последовательности надо выполнить или проверить какое- либо задание, например, выучить стихотворение к завтрашнему дню, правильно составить текст - рассуждение, вызвать интерес к чтению и т.д.

Мною собрано и разработано более 20 памяток. В основном они оформлены в словесной форме, либо в виде схем и таблиц.

В зависимости от того, кто будет использовать эти памятки и с какой целью, их можно разделить их на 3 группы: для учителей (Прил. 1), родителей (Прил. 2), и учащихся (Прил. 3).

Памятки первой и второй групп, предназначенные учителям и родителям, используются в организации детского чтения и руководстве им. Родители получают их в основном на родительских собраниях. Прежде чем раздать эти памятки, проводится разъяснительная беседа по их применению.

Цель третьей группы памяток - научить учащихся самостоятельно и рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке чтения, внеклассного чтения, дома, в группе продленного дня.

Характерно, что ученики не всегда получают памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Во-вторых, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда, на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль. В-третьих, результаты дети не только видят, но и пользуются ими в последующей самостоятельной работе в классе и дома.

Приведу фрагмент урока чтения, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для описания животного. Тема урока: К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. «Живые странички», 1 класс, стр.20-21).

Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые нужно задать, чтобы описать животное. С чего начнем?

Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это животное.

Ученик 2: А я думаю, чем питается?

Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью которых можно отличить одно животное от другого.

Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где живет животное, или указать отличительные признаки, не назвав его?

Ученики: Нет!

Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос мы должны задать?

Ученики: Кто это?

Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили, кто это, какие будут наши дальнейшие действия?

Ученик: Надо сказать, где живет это животное и т.д.

В результате такой дискуссии на доске появляется памятка для описания животного.

Памятка

для описания животного

  1. 1) Кто это?

2) Где живет?

3)Чем питается?

4) Какие повадки (привычки)?

  1. Внешний вид:

1) Какую форму напоминает тело?

2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью, чешуей и т.д.).

3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как пуговки и т.д.)

4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)

  1. Чем мне нравится это животное?

Подводя итог работы, учитель спрашивает:

Учитель: Итак, из каких частей состоит описание животного?

Ученики: Первая часть вводная, где говорится о ком пойдет речь. Вторая часть - основная. Даются отличительные признаки (форма тела, внешний вид). В третьей - делается вывод и выражается свое отношение к данному животному.
Для домашней работы ученики получают задание: описать (устно) животное из рассказа К.Ушинского «Кот Васька», используя памятку, составленную на уроке. Можно нарисовать иллюстрацию к своему описанию для классной выставки творческих работ. При последовательном обучении первоклассников описанию практически все дети осознают структуру памятки и легко справляются с заданием.

Закрепляя и углубляя умения пересказывать, рассказывать, полезно учащимся давать памятку «Это поможет тебе лучше говорить».
Памятка

«Это поможет тебе лучше говорить».

  1. Подумай: для чего, кому, с какой целью ты будешь говорить; что ты хочешь: сообщить что-то слушателям, развеселить их, создать у них хорошее настроение, доказать им что-либо и т.д.

  2. О чем именно ты будешь говорить, чтобы лучше раскрыть тему, выразить основную мысль? Каким тоном ты её подчеркнешь?

  3. В каком порядке? Как ты начнешь? О чем скажешь потом? Как закончишь свое высказывание?

  4. Что можно сказать громче или тише, быстрее или медленнее, чтобы сделать свою речь выразительнее?

  5. Продумай свое высказывание, затем проговори про себя, попроси товарища (папу, маму, бабушку) выслушать тебя; учти их замечания и постарайся исправить указанные недостатки.

  6. Следи за тоном, темпом, громкостью своей речи, мимикой и жестами.


Нетрудно заметить, что памятки представляют для учащихся руководство к действию, поскольку помогают овладевать способом применения знаний на практике.

Точное соблюдение рекомендаций, данных в памятке, обеспечивает формирование у детей положительной мотивации к урокам литературного и внеклассного чтения.

Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но поддержание интереса на уроках.

Замеры и опросы, проведенные в конце учебного года в 1 классе, а также наблюдения за детьми свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают целыми словами, расширился читательский кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?) читали, дать простейшую оценку прочитанному, соотнести содержание произведения с его заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно увеличилась скорость чтения (рис. 1).

Все это еще раз убеждает в том, что использование памяток дает возможность повышать интерес не только к чтению, но и положительно влияет на его темп.



Рис. 1. Динамика скорости чтения первоклассников
Таким образом, говоря о некоторых результатах использования памяток на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, в группе продленного дня, а также дома, следует отметить, что они:

  • помогают учащимся:

  • четко, ясно и логично излагать содержание текста;

  • правильно выражать свое отношение к героям произведений и их поступкам;

  • расширять читательский кругозор;

  • благотворно влияют на развитие устной речи:

  • соблюдается последовательность в передаче представления;

  • повышается объем высказывания

  • речь обогащается новыми словами;

  • учат детей оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки;

  • повышают активность учащихся на уроках;

  • постепенно и разумно водят детей в мир книг, правильно организовать работу по ним.

  • У учащихся:

  • повышается уровень готовности к урокам литературного и внеклассного чтения;

  • увеличивается скорость чтения;

  • появляется интерес к чтению книг по собственному выбору;

  • наблюдается увлеченная работа в уголке чтения (приносят в класс интересные для себя книги, коллективно их рассматривают и читают).


При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:

  • вырабатываются такие положительные качества как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость, самостоятельность, последовательность в работе;

  • формируется ответственность за порученное дело;

  • развиваются умения преодолевать трудности;

  • совершенствуется развитие памяти, мышления и других личностных качеств.


Большое значение имеют памятки для учителей и родителей, воздействие которых (как фактор внешней среды) может оказать существенное влияние на процесс формирования самостоятельного читателя.

Некоторые родители ошибочно считают, что детям полезно любое чтение. Они гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользу младшим школьникам, так как они воспринимают художественные произведения поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Следовательно, первооснову в данном случае составляет квалифицированный отбор литературы. Часть родителей решение данной проблемы возлагает на учителей. Но педагог не всегда может оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. В данном случае неоценимую помощь оказывает памятка для родителей:
«Как отобрать материал для чтения»

(начальный этап обучения)


  • Важно, чтобы текст был интересен ребенку и соответствовал его возрасту.

  • Тексты должны быть короткими, фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным.

  • Лучше, чтобы рядом с текстом была картинка. Она поможет понять содержание прочитанного.


В последнее время забываются традиции семейного чтения, книги читаются без всякой системы. Домашнее чтение не воспитывает в ребенке вдумчивого читателя. Восполнить этот пробел призваны памятки для родителей.

Опыт работы убеждает, что целенаправленная работа по памяткам позволяет учителям и родителям:

  • ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир детских книг;

  • побуждать интерес к книгам;

  • организовывать читательскую деятельность и руководить им;

  • создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности.


Таким образом, воспитание самостоятельного читателя представляет длительный творческий процесс, в котором принимают участие не только учителя и учащиеся, но и родители. Только правильно организованная и систематическая работа по руководству детским чтением способствует формированию читательской самостоятельности, т.е. «личностного свойства, определяющего интерес, тягу ребенка – читателя к книге без понуждения к чтению извне».

Приложение:

Мастерская «В гостях у сказки»

- знакомит учащихся 1 – 4 классов с народными и авторским сказками;

- приобщает подрастающее поколение к великим ценностям русской и мировой культуры;

- воспитывает духовно – нравственные качества и учит делать правильный моральный выбор;

- создает условия для свободного и самостоятельного общения друг с другом.

Направления работы мастерской

1 класс

«…Что за прелесть эти сказки?»

Тематика занятий:

  1. «Путешествие по дорогам русских народных сказок».

  2. «В гостях у героев чувашских сказок».

  3. «Добрый сказочник приходит в наш дом» (знакомство с авторскими сказками).

2 класс

«Сказки гуляют по свету»

Тематика занятий:

  1. «Путешествие за тридевять земель» (сказки народов мира).

  2. «Уроки народной мудрости» (пословицы, поговорки, загадки, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки и т. д.)

  3. «Сказочные человечки» (авторские сказки).

3 класс

«Сказка мудростью богата»

Тематика занятий:

  1. «В стране невыученных уроков» (по страницам книг Л. Гераскиной, В. Медведева, Е. Шварца, А. Погорельского, Л. Лагина и др.)

  2. «В стране волшебных сказок» (Г. Х. Андерсен, Бр. Гримм, Ш. Перро, П. Ершова и др.)

  3. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» (по страницам сказок А. С. Пушкина).

4 класс

«Про самое главное»

Тематика занятий:

  1. «Самое обыкновенное чудо» (по страницам книг П. Трэверс, А. де Экзюпери, С. Аксакова, Г. Х Андерсена, Гофмана «Щелкунчик или мышиный король», Ю. Олеша «Три толстяка» и др.».

  2. «Былины и богатыри земли русской».

  3. «Я- человек!» ( по страницам книг Р. Киплинга «Маугли», О. Уальда «Мальчик - звезда», Е. Велистова « Приключения Электроника», В. Катаева «Цветик – семицветик» и др.



ЛИТЕРАТУРА

1. Романовская, З. И. Чтение. Методические рекомендации к учебнику «Живые странички» для первого класса четырехлетней начальной школы / З. И. Романовская. – М., 2005. – 30 с.

2. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н. Н. Светловская. – М. : Магистр, 1993. – С. 26-27.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск