Скачать 107.63 Kb.
|
Роль памяток в формировании самостоятельного читателя Ф. Р. Михайлова Разработаны и апробированы памятки, помогающие педагогам организовать читательскую деятельность младших школьников, а также в процессе формирования самостоятельного читателя. Ключевые слова: обучение чтению, дети, памятка. В обучении и воспитании подрастающего поколения книга является тропинкой, которая ведет к вершине умственного, духовно- нравственного и эстетического развития. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их, дают возможность узнавать прошлое и настоящее человечества. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет дальнейший трудовой и творческий путь человека. Важное влияние оказывает чтение книги на успеваемость детей. «Чтение является главным предметом в начальной школе – это ключ, основное средство к овладению знаниям по всем предметам в младших и старших классах, ключ к образованию…» [1]. От взрослых в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями. В настоящее время в библиотеках и книжных магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети не стали читать больше. Как показывает опыт, с каждым годом их интерес к чтению падает; сужается и круг чтения: его составляют комиксы, романы ужасов. На мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие системы в организации детского чтения и руководстве им. Руководство детским чтением – это серьезная и нелегкая работа, проводить надо ее продуманно и интересно. Грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения, закон становления ребенка- читателя. Задача учителей и родителей – помочь каждому ребенку, постепенно и разумно ввести в мир детских книг, с которых и начинается его образование, самовоспитание, самоорганизация, формирование эстетического вкуса, духовное развитие в целом. Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что большую роль в организации читательской деятельности младших школьников и руководстве детским чтением в процессе формирования самостоятельного читателя играют памятки. Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и в какой последовательности надо выполнить или проверить какое- либо задание, например, выучить стихотворение к завтрашнему дню, правильно составить текст - рассуждение, вызвать интерес к чтению и т.д. Мною собрано и разработано более 20 памяток. В основном они оформлены в словесной форме, либо в виде схем и таблиц. В зависимости от того, кто будет использовать эти памятки и с какой целью, их можно разделить их на 3 группы: для учителей (Прил. 1), родителей (Прил. 2), и учащихся (Прил. 3). Памятки первой и второй групп, предназначенные учителям и родителям, используются в организации детского чтения и руководстве им. Родители получают их в основном на родительских собраниях. Прежде чем раздать эти памятки, проводится разъяснительная беседа по их применению. Цель третьей группы памяток - научить учащихся самостоятельно и рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке чтения, внеклассного чтения, дома, в группе продленного дня. Характерно, что ученики не всегда получают памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Во-вторых, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда, на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль. В-третьих, результаты дети не только видят, но и пользуются ими в последующей самостоятельной работе в классе и дома. Приведу фрагмент урока чтения, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для описания животного. Тема урока: К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. «Живые странички», 1 класс, стр.20-21). Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые нужно задать, чтобы описать животное. С чего начнем? Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это животное. Ученик 2: А я думаю, чем питается? Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью которых можно отличить одно животное от другого. Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где живет животное, или указать отличительные признаки, не назвав его? Ученики: Нет! Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос мы должны задать? Ученики: Кто это? Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили, кто это, какие будут наши дальнейшие действия? Ученик: Надо сказать, где живет это животное и т.д. В результате такой дискуссии на доске появляется памятка для описания животного. Памятка для описания животного
2) Где живет? 3)Чем питается? 4) Какие повадки (привычки)?
1) Какую форму напоминает тело? 2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью, чешуей и т.д.). 3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как пуговки и т.д.) 4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)
Подводя итог работы, учитель спрашивает: Учитель: Итак, из каких частей состоит описание животного? Ученики: Первая часть вводная, где говорится о ком пойдет речь. Вторая часть - основная. Даются отличительные признаки (форма тела, внешний вид). В третьей - делается вывод и выражается свое отношение к данному животному. Для домашней работы ученики получают задание: описать (устно) животное из рассказа К.Ушинского «Кот Васька», используя памятку, составленную на уроке. Можно нарисовать иллюстрацию к своему описанию для классной выставки творческих работ. При последовательном обучении первоклассников описанию практически все дети осознают структуру памятки и легко справляются с заданием. Закрепляя и углубляя умения пересказывать, рассказывать, полезно учащимся давать памятку «Это поможет тебе лучше говорить». Памятка «Это поможет тебе лучше говорить».
Нетрудно заметить, что памятки представляют для учащихся руководство к действию, поскольку помогают овладевать способом применения знаний на практике. Точное соблюдение рекомендаций, данных в памятке, обеспечивает формирование у детей положительной мотивации к урокам литературного и внеклассного чтения. Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но поддержание интереса на уроках. Замеры и опросы, проведенные в конце учебного года в 1 классе, а также наблюдения за детьми свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают целыми словами, расширился читательский кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?) читали, дать простейшую оценку прочитанному, соотнести содержание произведения с его заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно увеличилась скорость чтения (рис. 1). Все это еще раз убеждает в том, что использование памяток дает возможность повышать интерес не только к чтению, но и положительно влияет на его темп. Рис. 1. Динамика скорости чтения первоклассников Таким образом, говоря о некоторых результатах использования памяток на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, в группе продленного дня, а также дома, следует отметить, что они:
При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:
Большое значение имеют памятки для учителей и родителей, воздействие которых (как фактор внешней среды) может оказать существенное влияние на процесс формирования самостоятельного читателя. Некоторые родители ошибочно считают, что детям полезно любое чтение. Они гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользу младшим школьникам, так как они воспринимают художественные произведения поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Следовательно, первооснову в данном случае составляет квалифицированный отбор литературы. Часть родителей решение данной проблемы возлагает на учителей. Но педагог не всегда может оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. В данном случае неоценимую помощь оказывает памятка для родителей: «Как отобрать материал для чтения» (начальный этап обучения)
В последнее время забываются традиции семейного чтения, книги читаются без всякой системы. Домашнее чтение не воспитывает в ребенке вдумчивого читателя. Восполнить этот пробел призваны памятки для родителей. Опыт работы убеждает, что целенаправленная работа по памяткам позволяет учителям и родителям:
Таким образом, воспитание самостоятельного читателя представляет длительный творческий процесс, в котором принимают участие не только учителя и учащиеся, но и родители. Только правильно организованная и систематическая работа по руководству детским чтением способствует формированию читательской самостоятельности, т.е. «личностного свойства, определяющего интерес, тягу ребенка – читателя к книге без понуждения к чтению извне». Приложение: Мастерская «В гостях у сказки» - знакомит учащихся 1 – 4 классов с народными и авторским сказками; - приобщает подрастающее поколение к великим ценностям русской и мировой культуры; - воспитывает духовно – нравственные качества и учит делать правильный моральный выбор; - создает условия для свободного и самостоятельного общения друг с другом. Направления работы мастерской 1 класс «…Что за прелесть эти сказки?» Тематика занятий:
2 класс «Сказки гуляют по свету» Тематика занятий:
3 класс «Сказка мудростью богата» Тематика занятий:
4 класс «Про самое главное» Тематика занятий:
ЛИТЕРАТУРА 1. Романовская, З. И. Чтение. Методические рекомендации к учебнику «Живые странички» для первого класса четырехлетней начальной школы / З. И. Романовская. – М., 2005. – 30 с. 2. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н. Н. Светловская. – М. : Магистр, 1993. – С. 26-27. |