Скачать 42.38 Kb.
|
МАОУ Коневская средняя общеобразовательная школа Открытый урок по биологии Тема: «Компоненты внутренней среды организма» Учитель биологии: Румак Татьяна Валентиновна 2011-2012 Компоненты внутренней среды организма. Цели урока: развить знания о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать её роль в организме, значение её постоянства. Задачи урока: продолжить формирование понятия о внутренней среде и её компонентах; раскрыть понятие «гомеостаз»; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены»; рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных. Оборудование: таблицы «Состав крови», «Лимфатическая система». Ход урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний. - Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного? - Вспомните, что такое ткань? - Из каких частей состоит ткань? - Какие функции выполняет межклеточное вещество? 3.Изучение новой темы. - Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила бы продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда. Внутренняя среда – единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток. - Какие жидкости входят в состав внутренней среды? (кровь, лимфа, тканевая жидкость) - Давайте, определим их местонахождение.
Заполнение таблицы с учителем.
- К какому типу тканей относится кровь? (соединительная ткань) - Какие признаки характерны для этого типа тканей? Схема состав крови (Эл.доска) Плазма Форменные элементы 50-60% объема крови Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты Работа со схемой «Соотношение компонентов крови». 1) Плазма 2) Лейкоциты 3) Эритроциты Работа с таблицей «Форменные элементы крови»
Проверка таблицы. 2. Тканевая жидкость (работа с текстом учебника) Функции тканевой жидкости: 1) Клетки получают питательные вещества и кислород. 2) Клетки выделяют продукты распада. 3.Лимфа Лимфатическая система: Лимфатические сосуды; Лимфатические узлы; Лимфатические капилляры. Строение лимфатической системы проверяем с82-83. ГОМЕОСТАЗ – (от греч. «гомеос» - подобный, «стазис»- состояние)- постоянство внутренней среды организма. 1929 год ввел данное понятие американский физиолог У.Кеннон. 4. Закрепление Вам предложены тексты, в которых допущены ошибки. Укажите номера предложений, где допущены ошибки и исправьте их.
Проверка работы (1,4,5,6) Устный опрос. - Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества? - Как внутренняя среда организма связана с внешней? 5. Домашнее задание. С.82 П.17- всем Составить опорную схему, используя термины и понятия в конце параграфа с.88 Решение биологических задач. |