Скачать 58.43 Kb.
|
Урок №15 . Внутренняя среда организма. Разработан учителем биологии Арсеньевой Е.Н. Цель урока: раскрыть понятие «внутренняя среда организма», разъяснить её роль в организме, значение её постоянства. Побудить учащихся к самостоятельной работе по объяснению происходящих в организме процессов. Учить учащихся находить причинно-следственные связи, объяснять связь строения и функции органа. Оборудование: таблицы «Ткани», диафильм «Кровь», Раздаточные карточки «Строение кусочка ткани», проверочный дидактический материал (разноуровневый). Основное содержание:
I.Объяснение нового материала. 1.Любой организм – одноклеточный и многоклеточный – нуждается в определённых условиях существования. Эти условия обеспечивает организмам та среда, к которой они приспособились в ходе эволюции. Вопрос: Прочитайте в выданном вам тексте задание №1 и сделайте вывод, что же такое среда обитания? Вывод: Среда обитания – это то, что окружает организм. Из него организм берёт вещества для жизнедеятельности и отдаёт продукты жизнедеятельности. 2. Жизнь зародилась в Мировом океане. Первичной средой обитания была вода. В процессе развития жизни, появления многоклеточных организмов, некоторые клетки изолировались от внешней среды, оказались внутри организма. Но жить без воды они все равно не могли и организовали внутри своё «маленькое море». Именно это позволило организмам выйти на сушу и обосноваться в различных средах обитания. 3. Так что же это за «маленькое море», в котором живут клетки внутри организма? Что является средой обитания клеток внутри организма? Как организм питается и дышит на клеточном уровне? Это и есть тема нашего урока. Записывается тема урока на доске и в тетрадях. 4.Давайте поставим вопросы, на которые нам сегодня необходимо получить ответ?
Посмотрев внимательно на эти схемы, попробуйте ответить на вопросы, сформулированные в выданном вам тексте под №2. Вывод: - вокруг клеток расположено жидкость, так как клетки могут поглощать кислород и питательные вещества только в жидком состоянии.
Зарисовываем первую часть рисунка.Основная часть внутренней среды организма – тканевая жидкость.
8. Зарисовываем следующую часть схемы. Кровь приносит кислород и питательные вещества и уносит продукты жизнедеятельности. 9.Роль лимфы. Лимфа помогает справляться с обменом веществ. Она поглощает избыток белков и жиров. Движется она гораздо медленнее, чем кровь, и в конечном итоге все вещества все равно попадают из лимфы в кровь. Можно провести физкультминутку для ускорения движения лимфы. 10. Записываем в тетради. Кровь, тканевая жидкость и лимфа – это внутренняя среда организма. Это и есть то самое «маленькое море», в котором живут все клетки нашего организма. Внутренняя среда должна быть более или менее постоянной. Изменения во внешней среде влекут изменение и во внутренней среде организма, что нежелательно. Но организм – саморегулирующаяся система. Здоровый организм автоматически поддерживает состав внутренней среды постоянным. 11. Обратимся к №4 текста. Выполните задание и заполните схему «Строение крови». Кровь – жидкая соединительная ткань. Предположите, какие функции выполняют каждый из компонентов крови? 12. Выполните задание №5. Заполните таблицу «Функции крови», пользуясь текстом учебника стр. 42. II. Закрепление. Задание №6. Выбери посильное для себя задание и выполни его. III.Домашнее задание. Параграф 14. Сообщения по выбору. Дома проделать опыт с картофелем, который необходимо погрузить в крепкий солевой раствор. Эталон записи учащегося в тетради при работе на уроке.
Если будешь внимательно и с интересом выполнять задания – много узнаешь интересного про себя! Задание №1. Заверши фразы: Среда обитания рыб-… Среда обитания крота-… Среда обитания человека-… Организм из среды обитания берёт вещества для ….и …. , а выделяет в неё ……… и ….. Слова для справки: питание, дыхание, углекислый газ, продукты жизнедеятельности. Задание №2.
Задание №3. Внимательно рассмотри схему строения ткани и ответь на вопросы :
Задание №4. Рассмотрите рисунок на странице 43 учебника и, пользуясь текстом стр. 42, заполните таблицу «Строение крови». КровьЗадание №5. Пользуясь текстом учебника на стр. 42, заполните таблицу «Функции крови»
Вопросы для проверки знаний. Примеры вопросов обязательного уровня. 1.Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах, заполняет пузырь при ожоге и заполняет водяную мозоль? 2. Какая часть внутренней среды непосредственно соприкасается с клетками? 3. Найди соответствие:
I. Плазма крови 1. Белые кровяные тельца. II. Эритроциты 2. Кровяные пластинки. III. Лейкоциты 3. Красные кровяные клетки. IV. Тромбоциты 4. Жидкая часть крови Примеры вопросов повышенного уровня.
|