Скачать 0.77 Mb.
|
Календарно-тематическое планированиераздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ на странице 60 сборника программ по биологии 2001 г. в пояснительной записке программе авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой написано: "Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом по выбору учителя", ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В 8 классе проводится 9 лабораторных работ на четырех специально отведенных для этого уроках-практикумах:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Каталитическая активность ферментов" Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток. Оборудование: 1) 2 пробирки 2) флакон с водой 3) сырой и вареный картофель 4) перекись водорода (3%) Ход работы: 1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см. 2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного. 3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода. Оформление результатов: Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Сделайте вывод, объяснив результаты опытов. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 по теме: "Ткани человека под микроскопом" Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности Оборудование: 1) микроскоп 2) микропрепараты: * для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ», * для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы» Ход работы: Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты. Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное. Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества) ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Изучение спилов костей и позвонков" Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей, разнообразием и строением позвонков. Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей» 2) наборы позвонков Ход работы: 1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна? 2. Рассмотрите набор позвонков, какой из позвонков шейный? Какой грудной? А какой поясничный? Найдите на позвонках дуги, тела, отростки. Оформление результатов: зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи. Сделайте вывод, сравнив -плоские и трубчатые кости -шейный, грудной и поясничный позвонки. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 по теме: "Определение местоположения мышц и костей" Цель: познакомиться с особенностями опорно-двигательной системы человека, связанными с прямохождением, трудовой деятельностью и речевой функцией. Оборудование: 1) скелет кролика 2) череп человека 3) наборы позвонков человека Ход работы: 1. Рассмотрите черепа человека и кролика, найдите их различия, найдите различия в позвоночниках человека и животного, в грудной клетке, поясах конечностей и скелете конечностей. 2. Прямохождение, трудовая деятельность и способность говорить связаны с работой мышц. – Какие мышцы человека отвечают за эти функции? Оформление результатов и вывода: Заполните в тетради таблицу: Особенности скелета и мышц человека
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки" Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией Оборудование: 1) микроскоп 2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки» Ход работы: 1. Подготовьте микроскоп к работе. 2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное. Оформление результатов: зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 по теме: "Подсчет пульса в разных условиях" Цель: пронаблюдать работу своего сердца в покое и после нагрузки. Оборудование: часы с секундной стрелкой. Ход работы: сосчитайте свой пульс в покое и после 10 прыжков; выполнив расчеты, сделайте вывод о степени тренированности своего организма. Оформление результатов: запишите число сердечных сокращений в состоянии покоя (а) и после нагрузки (в), сосчитайте, на сколько процентов увеличился ваш пульс после прыжков: в – а ------- · 100% а Сделайте вывод о тренированности своего организма (если пульс изменился не больше, чем 30%, то достаточно; если больше – недостаточно). ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 по теме: "Определение жизненной емкости легких" Цель: определить теоретическую и реальную жизненную емкость легких. Оборудование: спирометр. Ход работы: 1. В § 27 найдите формулу расчета жизненной емкости легких в соответствии со своим ростом, возрастом и полом и сделайте вычисления. 2. Определите свою реальную жизненную емкость легких с помощью спирометра. Оформление результатов: Запишите в тетради расчеты ЖЕЛ по формуле и свою реальную ЖЕЛ. Сделайте вывод, ответив на вопросы: можно ли считать ваши результаты хорошими? Почему? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 по теме: "Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки" Цель: - убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал, - выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Оборудование: а) 1) кусочек накрахмаленного бинта 2) чашка Петри со слабым раствором йода 3) спичка, кусочек ваты б) 4) штатив с 3 пробирками; 5) пипетка 6) термометр; 7) полусваренный куриный белок 8) желудочный сок; 9) 0,5%-ный раствор NaOH 10) водяная баня; 11) химический стакан со снегом Ход работы: а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта, зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, затем опустите в раствор йода. б) В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца, прилейте по 1 мл натурального желудочного сока, затем *первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС), *вторую – поставьте в стакан со снегом, *в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС), через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок. Оформление результатов: Напишите в тетрадь ход и результаты опытов Сделайте выводы по результатам опытов. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 по теме: "Составление пищевого рациона" Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион с учетом энергозатрат в соответствии с собственным возрастом и полом. Оборудование: таблицы состава и калорийности продуктов. Ход работы и оформление результатов: составьте меню на 1 день, с учетом правил рационального питания и запишите его в тетрадь. |