Скачать 255.14 Kb.
|
Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе). Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы. При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе — «Вид», «Экосистемы». Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (8 часов), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков или организации экскурсий. Целью преподавания данного курса является:
Задачами данного курса являются:
Содержание программы За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системыi. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. КЛЕТКА (12 час) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Лабораторные и практические работы Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. ОРГАНИЗМ (18 час) Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
биологическую терминологию и символику; уметь
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература Основная литература Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10—11 классы: Учебник для базового уровня. М.: Дрофа, 2005. Дополнительная и научно-популярная литература
Интернет-ресурсы: http://bio.1september.ru/ http://www.sci.aha.ru/ http://www.biodat.ru http://nature.ok.ru MULTIMEDIA - поддержка курса”Биология. Человек.”
Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Общая биология» 10 класс, базовый уровень. 2012-2013 учебный год. УМК Н.И.Сонина, 35 часов. 1 час в неделю. Учитель Минаева Н.Ю. Принятые сокращения:
i |
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования Пасечника В. В. Программа рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года. В... | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 11 класс Программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю (136 часов) | ||
Программа курса по выбору «Птицы Омской области» Содержание курса рассчитано на изучение в течение учебного года и включает в себя 12 занятий (1 час в неделю) | Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики... Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю) в... | ||
Программа по предмету «Труд» составлена на основе учебной программы:... На изучение предмета технологии в 4 классе отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю). На изучение предмета труда в 4 классе... | Рабочая программа учебного предмета мбоу «Шибашская сош» Программа предназначена обучению английскому языку по умк "Enjoy English" (3класс) детей 8-9 лет в течение одного учебного года в... | ||
Рабочая учебная программа по информатике и икт базовый уровень Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю)... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» 7-9 классы составлена... На изучение курса отводится 140 часов: по 35 часов (1 час в неделю) в 7, 8 классах и 70 часов (по 2 часа в неделю) в 9 классе. При... | ||
Рабочая программа по биологии 6-ые классы базовый уровень(2 часа в неделю) Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Никишов. В. для общеобразовательных... | Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | ||
Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение... Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются | Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение... Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются | ||
Рабочая программа Предмет биология Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно... | ||
Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10 классов общеобразовательных школ... |