Скачать 66.05 Kb.
|
МОУ СОШ №3 город Фурманов Ивановская область Деловой практикум с элементами тренинга «Как отказаться от вредных привычек?» Разработала учитель начальных классов- Н.Д.Расторгуева 2011 год Деловой практикум с элементами тренинга «Как отказаться от вредных привычек?» Цели практикума:
Ход практикума - Сегодня мы с вами рассмотрим тему «Вредные привычки», поговорим о их влиянии на здоровье человека , его окружение, выясним, как сохранить здоровье. Скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, подразумевается под словом привычка? (ответы учащихся) Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. Следует различать полезные привычки (чистить зубы пред сном и т.д.), и «вредные» (перебивать взрослых, несдержанность и курение, пьянство, наркомания). Молодцы, вы правильно поняли, какие есть привычки. Многие школьники мечтают о том, чтобы скорее стать взрослыми. Они думают, что это даст им право делать все, что им захочется. А некоторые неразумные ученики пробуют курить и пить спиртные напитки. Вот пока у вас нет таких «вредных» привычек, давайте рассмотрим одну из них – это курение, какое влияние оно оказывает на организм человека. Для этого проведем практическую работу. У меня в руках кукла, при помощи ее я сейчас продемонстрирую процесс курения. (После того, как сигарета будет «выкурена» показываю салфетку, на которой остались капельки никотина.) Вот, посмотрите, на салфетке остался никотин – это только после одной выкуренной сигареты, а если человек курит часто и довольно давно? - Представьте, что происходит с его организмом. - Что же делает табакокурение с человеком? - Оно отравляет и делает больным. - Это действительно так: человек заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкурить ежедневно все больше сигарет, и вскоре, он уже совсем не может обойтись без табака. Это – болезнь. Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящим? Расскажите, что вы ощущали. (Плохой запах, затруднение в дыхании, легкое головокружение) - Почему вы себя плохо чувствовали? - Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате. Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много людей, вывешивают знак «Не курить!» (показываю). - На какой знак он похож? - На запрещающий дорожный. - В каких местах вы встречали такой знак? Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. Эти места тоже обозначены специальным знаком. Как он выглядит вы узнаете, собрав мозаику. Для этого нужно вспомнить материал с урока окружающий мир.
- Португалия - Южная Америка - Испания 2. Табак – трава или кустарник? 3. Кто впервые ввез табак в Европу и вырастил на европейской почве? (французский дипломат в Португалии Жан Нико). 4.Что такое никотин? (яд). 5. Где он содержится? Почему это вещество так назвали? (В табаке обнаружено сильнодействующее вещество, которое назвали в честь открывателя Жана Нико). 6. Как выводится никотин из организма? (никак). Перед вами знак «Место курения». - На какой знак он похож? - На предупреждающий дорожный знак. - Ребята, посмотрите, как еще может выглядеть этот знак. К какой группе знаков они относятся? Предписывающие, информационно-указательные. Действительно, они несут информацию о местах для курения. Если вы увидели такой знак, как вы должны поступить? Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым. Молодцы: А теперь отдохнем. Физкультминутка: На дворе трещит мороз, Чтобы носик не замерз Надо ножками потопать. И ладошками похлопать. А теперь представим лето Речка, солнышком согрета Мы плывем, плывем, плывем Дно ногами достаем. Мы выходим из речушки Направляемся к опушке Там садимся на пенек И опять у нас урок. Хорошо, молодцы, отдохнули и пошли дальше. Теперь поговорим еще об одной вредной привычке – употребление алкоголя. И, действительно, попадая в организм, алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечника непосредственно в кровеносное русло. Затем с кровью попадает в мозг. Попав в мозг, алкоголь оказывает подавляющее действие на активность коры головного мозга. Даже небольшие дозы алкоголя снижают способность ясно мыслить и принимать решения, заставляет почувствовать небольшое расслабление, позволяет ощущать себя свободнее и смелее, чем обычно. Большие дозы алкоголя замедляют деятельность отдельных областей мозга, вызывают головокружение, снижают координацию, приводят к эмоциональному всплеску или подавленному настроению. В алкоголе содержатся наркотики – особые вещества, которые тоже усваиваются организмом через кровь, и что самое страшное, организм начинает их требовать. Вот почему пристрастившимся людям трудно бросить пить. Это больные люди – они долго не живут – ведь алкоголь быстро отравляет организм. (Вывешиваю плакат алкоголь.) Посмотрите, пожалуйста, головной мозг и т.д. Алкоголь в крови сохраняется до 20 суток. Алкоголь – это скандалы в семье, аварии на дорогах, преступления. Употребление спиртных напитков относится к числу «особо вредных» привычек. А теперь я вам предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок «О курении и пьянстве» и нужно объяснить их смысл. 1. Команда девочек 2. Команда мальчиков Пословицы:
Вы умнички, хорошо поработали, получите жетоны. - А теперь давайте сделаем вывод. Может ли быть здоровым человек, имеющий вредные привычки? Свой ответ поясните примером. Посмотрите на доску, выберите слова, которые характеризуют здорового человека. (Здоровый, бодрый и т.д.) - Молодцы, вы справились с заданием. - Так каким бы человеком вы хотели бы быть? - А что для этого нужно? (отказаться от вредных привычек). Правила отказа «Умей сказать «НЕТ». Вам предлагают попробовать алкоголь, наркотик, причем в очень вежливой форме так, как будто вам хотят сделать одолжение. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что им приносит вред. Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:
Учитель задает вопрос учащимся: - Кто умеет правильно отказать? (Разыгрывается сценка. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать сигарету с «травкой», другой отказывает. Дети предлагают свои варианты отказа.) Записываются правила отказа в тетрадь или на классной доске.
В итоге делового практикума учитель проводит собеседование с учащимися: 1. Как можно улучшить своё состояние, если вы совершили ошибку? 2. Кто нуждается в поддержке? 3. Почему важно вовремя ее оказать? 4. На чью поддержку вы можете рассчитывать всегда, в любую минуту? 5. О каких своих правах нужно помнить и пользоваться ими, если вам пытаются навязать нежелательные поступки? Помните, ребята, только «в здоровом теле – здоровый дух!» |