Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов Биология. М., «Дрофа», 2007 г. (составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев) и учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.В. Вагапова с.Березняк» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год (приказ №145 от 25 августа 2012 г.)
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год соответственно. Цель: формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.
Задачи:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учебно методический комплект
Биология. Человек. 8 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.-332 с.:ил.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009;
1С: Репетитор. Биология весь школьный курс
Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. Изд-во «Учитель»
Содержание учебного предмета 1 Раздел. Введение (2ч)
Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 2 Раздел. Происхождение человека (3ч)
Систематическое положение человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Историческое прошлое людей. Предшественники людей; древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Расы человека. Расы человека; нацизм. 3 Раздел. Строение организма (5ч)
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Клеточное строение организма. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Физиология клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
4 Раздел. Опорно-двигательная система (7ч.)
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей.
Скелет и мышцы; химический состав костей; макроскопическое строение кости; микроскопическое строение кости; типы костей. Скелет человека. Осевой скелет.
Скелет поясов свободных конечностей. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Строение мышц.
Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждения плоскостопия.
Лабораторная работа №1:«Микроскопическое строение кости»
Лабораторная работа №2: «Мышцы человеческого тела»
Лабораторная работа №3: «Утомление при статической работе»
Лабораторная работа №4: «Осанка и плоскостопие» 5 Раздел. Внутренняя среда организма (3ч)
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Значение постоянства внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Кровь. Группы крови. Переливание крови. 6 Раздел. Кровеносная и лимфатическая системы (6ч)
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообращения: строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа №5: «Функция венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»
Лабораторная работа №6: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»,
Лабораторная работа №7: «Работа пульса»
Лабораторная работа №8: «Функциональная проба» 7 Раздел. Дыхание (5ч)
Значение дыхания. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
Лабораторная работа №9: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» 8 Раздел. Пищеварение (5ч)
Питание. Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении. Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. Гигиена органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Определение норм рационального питания
Лабораторная работа №10: «Действие слюны на крахмал» 9 Раздел. Обмен веществ и энергии (3ч)
Обмен веществ и превращения энергии – основное свойство всех живых существ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергозатраты человека и пищевой рацион . 10 Раздел. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч)
Мочеполовая система. Строение и значение почек. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Терморегуляция организма. Закаливание. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
11 Раздел. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. (7 ч)
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная регуляция. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы и её функции. Строение нервной ткани и её свойства. ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции. Строение головного мозга. Строение и функции его основных отделов (заднего переднего мозга). Головной мозг. Строение и функции переднего мозга. Периферическая нервная система. Соматический и автономный отделы нервной системы. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Нарушение нервно-гуморальной регуляции
Лабораторная работа №11: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»
12 Раздел. Анализаторы. Органы чувств ( 5ч )
Органы чувств, их роль в жизни человека .Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их профилактика. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Лабораторная работа №12: «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» 13 Раздел. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика ( 9ч )
Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Психология и поведение человека. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон, его значение. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательная деятельность мозга. Воля,пасмять, эмоции, внимание, память, мышление. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья . Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Лабораторная работа
Лабораторная работа №13: «Выработка навыка зеркального письма»
Лабораторная работа №14: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» 14 Раздел. Индивидуальное развитие организма.(5ч)
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии ученик должен
Знать/понимать
Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
Биологические явления и процессы в человеческом организме, анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
Становление наук о человеке; клеточное строение организма, ткани; рефлекторная регуляция; значение опорно-двигательной системы, ее состав; строение костей; скелет человека; осевой скелет; скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет; соединение костей.
Строение мышц; работа скелетных мышц и их регуляция.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; кровеносная и лимфатическая системы; значение дыхания; органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.
Питание и пищеварение; обмен веществ и энергии.
Покровные органы; терморегуляция; выделение; значение нервной системы; строение нервной системы; анализаторы; органы чувств.
Высшая нервная деятельность; поведение; психика; эндокринная система.
уметь
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки физико-биологической деятельности внутренних органов, систем органов и тканей человеческого организма.
Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения физико-биологических процессов организма человека.
Приводить примеры последствий изменения работы внутренних органов и тканей.
Составлять краткую биологическую характеристику разных типов органов и тканей на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Следить за работой своих внутренних органов и тканей.
Составлять пищевой рацион себя и своих близких, с учетом их желанием или болезней.
Оказать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихов, растяжении связок, ушибов, сотрясения мозга, при утопании, солнечном ударе, обморожениях, ожогах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема
| Дата
ПО КАЛЕНДАРЮ
| Дата
ФАКТИЧЕСКАЯ
| Примечание
| Раздел 1. Введение (2 ч)
| 1
| Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его
| 05.09.12.
|
|
| 2
| Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
| 08.09.12.
|
|
| Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
| 3
| Систематическое положение человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
|
12.09.12.
|
|
| 4
| Историческое прошлое людей
| 15.09.12.
|
|
| 5
| Расы человека
| 19.09.12.
|
|
| Раздел 3. Строение организма (5 ч)
| 6
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
| 22.09.12.
|
|
| 7
| Клеточное строение организма. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
| 26.09.12.
|
|
| 8
| Физиология клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
| 29.09.12.
|
|
| 9
| Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
|
03.10.12.
|
|
| 10
| Контрольно-обобщающий урок «Организм человека и его строение». Зачет.
| 06.10.12.
|
|
| Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
| 11
| Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей. Лабораторная работа №1:«Микроскопическое строение кости»
| 10.10.12.
|
|
| 12
| Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов свободных конечностей. Соединение костей.
| 13.10.12.
|
|
| 13
| Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
| 17.10.12.
|
|
| 14
| Строение мышц.
Лабораторная работа №2: «Мышцы человеческого тела»
| 20.10.12.
|
|
| 15
| Работа скелетных мышц и их регуляция.
Лабораторная работа №3: «Утомление при статической работе»
| 24.10.12.
|
|
| 16
| Осанка. Предупреждения плоскостопия.
Лабораторная работа №4: «Осанка и плоскостопие»
| 27.10.12.
|
|
| 17
| Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система». Зачет.
| 31.10.12.
|
|
| Раздел 5. Внутренняя среда организма ( 3 ч )
|
18
| Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Значение постоянства внутренней среды организма.
| 03.11.12.
|
|
| 19
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
| 14.11.12.
|
|
| 20
| Кровь. Группы крови. Переливание крови
| 17.11.12.
|
|
| Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч)
| 21
| Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
| 21.11.12.
|
|
| 22
| Органы кровообращения: строение и работа сердца
|
24.11.12.
|
|
| 23
| Круги кровообращения. Лабораторная работа №5: «Функция венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»
| 27.11.12.
|
|
| 24
| Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №6: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», Лабораторная работа №7: «Работа пульса»
| 01.12.12.
|
|
| 25
| Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.
Лабораторная работа №8: «Функциональная проба»
| 05.12.12.
|
|
| 26
| Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
| 08.12.12.
|
|
| Раздел 7. Дыхание (5 ч)
| 27
| Значение дыхания. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
| 12.12.12.
|
|
| 28
| Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
| 15.12.12.
|
|
| 29
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. раб. №9: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
| 19.12.12.
|
|
| 30
| Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
| 22.12.12.
|
|
| 31
| Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание». Зачет.
| 26.12.12.
|
|
| Раздел 8. Пищеварение (5 ч)
| 32
| Питание. Пищеварительная система.
| 12.01.13.
|
|
| 33
| Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.
| 16.01.13.
|
|
| 34
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №10: «Действие слюны на крахмал»
| 19.01.13.
|
|
| 35
| Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит
| 23.01.13.
|
|
| 36
| Гигиена органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Определение норм рационального питания
| 26.01.13.
|
|
| Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
|
37
| Обмен веществ и превращения энергии – основное свойство всех живых существ
| 30.01.13.
|
|
| 38
| Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
| 02.02.13.
|
|
| 39
| Энергозатраты человека и пищевой рацион .
| 06.02.13.
|
|
| Раздел 10. Выделение. Покровные органы. Терморегуляция. (5 ч)
| 40
| Мочеполовая система. Строение и значение почек. Образование мочи. Регуляция мочеобразования.
| 09.02.13.
|
|
| 41
| Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
| 13.02.13.
|
|
| 42
| Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган.
| 16.02.13.
|
|
| 43
| Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
| 20.02.13.
|
|
| 44
| Терморегуляция организма. Закаливание. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
| 23.02.13.
|
|
|
| Раздел 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма ( 7 ч)
|
|
|
|
|
| 45
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная регуляция. Значение нервной системы
|
27.02.13
|
|
| 46
| Общий план строения нервной системы и её функции. Строение нервной ткани и её свойства.
|
02.03.13.
|
|
| 47
| ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции
| 06.03.13.
|
|
| 48
| Строение головного мозга. Строение и функции его основных отделов (заднего переднего мозга).
Лабораторная работа №11: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»
| 09.03.13.
|
|
| 49
| Головной мозг. Строение и функции переднего мозга.
| 13.03.13.
|
|
| 50
| Периферическая нервная система. Соматический и автономный отделы нервной системы.
| 16.03.13.
|
|
| 51
| Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Нарушение нервно-гуморальной регуляции
| 20.03.13.
|
|
| Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
| 52
| Органы чувств, их роль в жизни человека .Анализаторы.
| 23.03.13.
|
|
| 53
| Зрительный анализатор. Лабораторная работа №12:
«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
| 03.04.13.
|
|
| 54
| Гигиена зрения. Нарушения зрения и их профилактика.
| 06.04.13.
|
|
| 55
| Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
| 10.04.13.
|
|
| 56
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
| 13.04.13.
|
|
| Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (9 ч)
| 57
| Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.
| 17.04.13.
|
|
| 58
| Психология и поведение человека. Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №13: «Выработка навыка зеркального письма»
| 20.04.13.
|
|
| 59
| Сон, его значение. Сновидения.
| 24.04.13.
|
|
| 60
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательная деятельность мозга.
| 27.05.13.
|
|
| 61
| Воля,пасмять, эмоции, внимание, память, мышление.
Лабораторная работа №14: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»
| 01.05.13.
|
|
| 62
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
| 04.05.13.
|
|
| 63
| Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
| 08.05.13.
|
|
| 64
| Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья . Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
| 11.05.13.
|
|
| 65
| Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
| 15.05.13.
|
|
| Раздел 14. Индивидуальное развитие организма ( 5ч)
| 66
| Размножение и развитие. Наследование признаков у человека Жизненные циклы. Размножение.
| 18.05.13.
|
|
| 67
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.
| 22.05.13.
|
|
| 68
| Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
| 25.05.13.
|
|
| 69
| Контрольно обобщающий урок
| 29.05.13.
|
|
| 70
| Заключительный урок по курсу «Биология. 8 класс»
| 29.05.13.
|
|
| Дополнительная литература 1. Анисимова В. С. И др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1987
2. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 класс. Книга для учителя – М.: Просвещение,1999
3. 1С: Репетитор. Биология весь школьный курс
4. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. Изд-во «Учитель»
|