Рабочая учебная программа по
БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета/курса)
«Многообразие живых организмов»
7 классы
(степень образования/класс) 2013 – 2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе ПРОГРАММЫ «БИОЛОГИЯ» общеобразовательных учреждений
(наименование программы)
7 – 9 классы; 10 – 11 классы. Издательство М., «Просвещение», 2007г.
Программу составил Бесхмельницын В.В. учитель биологии первой категории
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с.Жеблахты 2013г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ
Учитель Бесхмельницын В.В. Классы 7 Количество часов всего 70, в неделю 2 часа Планирование составлено на основе:
на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б. Захарова, Н.И Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Используемый УМК:
Программа для общеобразовательных школ «БИОЛОГИЯ», М., «Просвещение», 2007 г.
Учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Дрофа, 2008 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс –
Москва: Дрофа, 2006г. Методические пособия «Биология» развёрнутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А. Плешаков 6-7 класс, Волгоград, Учитель, 2008г.
Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс;
Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский «Биология полный курс. Ботаника, Зоология», М.,»Оникс 21 век»,2004 г.
КИМы «Биология» 7 класс, М., «ВАКО», 2011г. Электронные носители КМ уроки
Multimedia – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»:
Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание) Базовый контент презентации по темам, лабораторные и практические работы, экскурсии.
Пояснительная записка
Поурочно – тематическое планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 классов «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5класс. Биология , 6-11 классы. –
М.: Дрофа,2006г.-138с //, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа ориентирована на учащихся 7 класса, количество часов - 70 ч.
Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса «Естествознания», включающий интегрированные сведения из курсов биологии (энергия, неорганические и органические вещества, испарение, агрегатное состояние вещества, почва и др).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтический, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Опираясь на эти понятия вносится поправка в составлении календарно – тематического планирования где более полно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений:
в части «Растения» при изучении отдела Покрытосеменные растения расширяется материал на 2 часа (из резервного времени) для изучения анатомии и морфологии растений ( растительные ткани, строение корня, листа, стебля, семени, почки), а так же физиологических процессов;
при изучении части «Животные», добавляется материал физиологии животных их усложнение в процессе эволюции, но экономим время на многообразии животных, опираясь на знания из курса естествознания;
некоторые лабораторные работы не могут быть проведены из-за низкой материальной базы и заменены теоретическим материалом. Внесены дополнительные лабораторные работы.
Цели и задачи изучения программы:
продолжить расширять знания учащихся о многообразии организмов, полученных в начальной школе и в 5-6 классах;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе в процессе эволюции;
ознакомить с характерными признаками Царства Растений и Животных, отличающими их от других царств живой природы;
продолжить формирование умений узнавать изученные виды организмов в гербариях, коллекциях, таблицах, рисунках;
рассмотреть растения, животных занесённых на страницы Красной Книги Республики Татарстан; привить любовь к природе родного края, совершенствовать умения по охране природы.
Учащиеся должны:
- овладеть исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- выделять существенные признаки биологических объектов ( отличительные признаки клеток и органов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов ( питание, дыхание, размножение, развитие);
- уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения представителей разных классификационных категорий;
НАЗЫВАТЬ:
- основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, семейств растений, типов животных;
- причины и результаты эволюции.
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного и животного организмов, лишайника как комплексного организма;
- питание автотрофных и гетеротрофных организмов;
ОБОСНОВЫВАТЬ:
- взаимосвязь строения и функций органов, систем органов, организма и среды;
- различия высших и низших организмов;
- закономерности классификации, таксономические единицы;
- циклы развития спороносных, голосеменных и покрытосеменных растений, а так же представителей круглых и плоских червей. Календарно-тематическое планирование курса биологии
«Многообразие живых организмов»
7 класс
2 часа в неделю, 70 часов всего за
2013-2014 учебный год
Авторы: Б.В. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание.
Планируемые результаты обучения.
| Организационные формы,
виды деятельности
учащихся, эксперимент.
Методы и технологии обучения.
| Домашнее
задание
| Дата
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| Введение (2 ч)
|
|
|
|
|
1
| Мир живых организмов.
Уровни организации живого.
| Раскрыть особенности живых организмов, отличающие их от отдела неживой природы, дать представление об уровне организации живой материи.
Называть основные царства живых организмов.
| Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Поработать статью учебника.
Ответить на вопросы.
Доп. материал Интернет-ресурс: уровни организации.
|
| 2
| Ч. Дарвин о происхождении видов.
Многообразие организмов и их классификация.
| Разобрать роль эволюционного учения.
Перечислять факторы эволюции.
Объяснять значение классификации живых организмов.
| Комбинированный урок.
| Выучить материал учебника.
Проработать рубрику: «Подумайте», ответить на вопросы.
|
|
| Тема 1.1: Царство Прокариоты (3ч.)
|
|
|
|
| 3
| Общая характеристика и происхождение прокариот.
| Раскрыть особенности организации прокариот: (строение, питание, размножение, формы и т.д.).
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.
Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.
| Комбинированный урок.
Таблицы, рис.многообразия прокариот.
| Материал учебника, Интернет-ресурс: разнообразие, строение клетки прокариотической.
|
| 4
| Особенности строения и жизнедеятельности подцарства прокариот; настоящие бактерии;
архебактерии, их роль в природе и практическое значение.
| Раскрыть особенности жизнедеятельности данных представителей, их эволюционные особенности, современная роль в природе и жизни человека.
Выделять среди других представителей определённые виды бактерий базируясь на особенностях строения и функционирования клеток данного организма.
Объяснять эволюционное значение архебактерий и настоящих бактерий для дальнейшего развития органического мира.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Рассмотреть под микроскопом представителей данной группы организмов».
| Выучить материал учебника.
Интернет-ресурс: эволюционная роль бактерий.
Подготовиться к проверочному тесту.
|
| 5
| Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе и практическое значение.
Тест «Царство Прокариот»
| Расширить знания о царстве Прокариот, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность бактерий к царству Прокариот.
Закрепить знания об организации клеток Прокариот, распространении, значении, применении.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| РНО
|
|
| Тема1.2: Царство грибы.
(3ч.)
|
|
|
|
| 6
| Царство Грибы, особенности
организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Класс базидиомицеты, несовершенные грибы.
| Раскрывать особенности организации царства, особенности эукариотической клетки.
Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Называть представителей низших и высших грибов, органоиды и органы грибной клетки и целого организма.
Выделять сходство и различие грибов с растительными и животными организмами.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Строение плесневого гриба мукора».
Л.р. «Строение плодового тела шляпочного гриба».
| Материал учебника.
Интернет-ресурс: Мир Грибов.
|
| 7
| Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.
| Расширить знания о грибах (их классификацию, особенности строения, жизнедеятельности и т.д.). Продолжить формирование умения сравнивать, обосновывать принадлежность грибов тому или иному классу, отделу.
| Комбинированный урок.
Л.р. « Многообразие грибов»
Л.р. «Строение дрожжей».
| Материал учебника.
Д.З. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различных представителей систематических групп.
Подготовка к проверочной р-те.
|
| 8
| Отдел Лишайники.
Тест «Грибы. Лишайники».
| Раскрывать особенности строения тела лишайников (симбиотические взаимоотношения)
Описывать внутреннее строение, жизненные формы представителей данной классификационной категории.
Выделять различия прокариопических и эукариотических организмов; приводить примеры распространенности
| Комбинированный урок.
Проверка и закрепление знаний пройденного материала.
| РНО.
|
|
| Тема:1.3 «Царство Растения»
|
|
|
|
| 9
| Общая характеристика царства растения.
| Ознакомить учащихся с характерными признаками царства Растения: особенностями строения, жизнедеятельности растительного организма, а также с основными систематическими категориями.
Продолжить формирование умения сравнивать, обосновывать принадлежность к царству растений.
| Комбинированный урок.
Д. Схемы строения водорослей различных отделов.
| Материал учебника.
Интернет-ресурс: особенности растительного организма.
|
|
| Подцарство Низшие растения ( 3ч.)
|
|
|
|
| 10
| Общая характеристика водорослей.
| Знать термины: таллом, ризоиды, споровые растении, спорангий;
Раскрыть характерные признаки низших растений, их строение, жизнедеятельность, отличительные особенности от бактерий, грибов, лишайников.
| Комбинированный урок.
Д. Схемы строения водорослей различных отделов.
| Материал учебника.
Интернет-ресурс: Мир водорослей.
|
| 11
| Размножение и развитие водорослей.
| Знать: сперматозоид, яйцеклетка, спорангий
Раскрыть особенности размножения, развития водорослей.
Называть отделы водорослей, их представителей.
| Комбинированный урок.
| Материал учебника.
Интернет-ресурс: Мир водорослей.
Подготовиться к тесту.
|
| 12
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.
Тест «Водоросли»
Подцарство Высшие растения. Отдел
Споровидные. (4 ч.)
| Продолжить формирование умения сравнивать, обосновывать принадлежность к царству растений.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| РНО
|
| 13
| Общая характеристика подцарства Высшие растения.
Растительные ткани.
| Раскрыть особенности организации Высших растений как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями – низшими растениями.
Знать характеристики растительных тканей, их классификацию, особенности.
| Комбинированный урок.
Д. Схемы различных растительных тканей.
| Материал учебника.
Ответить на вопросы учебника.
Интернет – ресурс: «Ткани ратений»
|
| 14
| Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности.
| Раскрыть особенности организации моховидных.
Знать эволюционные прогрессивные черты моховидных.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Схема строения мха».
| Материал учебника: ответить на вопросы, проработать рубрику «Подумайте».
|
| 15
| Отдел Хвощи, Плауны, Папоротниковые: особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе, практическое значение.
| Расширить знания учащихся о высших растениях.
Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности Папоротниковидных, как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Моховидными и Хвощевидными.
Показать роль в природе и жизнедеятельности человека.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Схема строения папоротника».
| Материал учебника: ответить на вопросы, проработать рубрику «Подумайте».
Составить презентацию.
Подготовиться к тесу.
|
| 16
| Отдел Папоротниковидные, особенности жизнедеятельности, их роль в природе, практическое значение.
Тест «Папоротниковидные»
| Продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность к царству растений.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| РНО.
|
|
| Отдел
« Голосеменные» (2ч.)
|
|
|
|
| 17
| Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.
| Дать определение термину голосеменные растения.
Раскрыть особенности отдела, их эволюционную роль.
Описывать строение древесины голосеменных.
Места обитания и условия жизни.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Рассмотреть срез древесины хвойного растения, шишки, хвоинки».
|
Проработать рубрику «Подумайте».
Материал учебника.
Интернет – ресурс.
Подготовиться к тесту.
|
| 18
| Размножение и многообразие Голосеменных растений.
Тест «Отдел Голосеменные»
| Знать особенности генеративных органов Голосеменных растений.
Ознакомить с многообразием видов, особенностями их распространения, ролью в природе их практическое значение.
| Комбинированный урок.
Л.р. «Строение мужских и женских шишек».
| РНО.
|
|
| Отдел Покрытосеменные растения.(12 ч.)
|
|
|
|
| 19
| Отдел Покрытосеменные, особенности организации и происхождения.
| Сформировать представление о наиболее сложной организации Покрытосеменных растений по сравнению с Голосеменными; продолжить формирование умения наблюдать, сравнивать, объяснять их более высокую организацию по сравнению с голосеменными.
| Комбинированный урок.
Гербарные экземпляры представителей отдела покрытосеменных.
| Проработать рубрику «Подумайте».
Материал учебника.
Интернет – ресурс.
|
| |