Скачать 81.85 Kb.
|
Урок окружающего мира в 1 классе (1-4). Автор программы: А.А. Плешаков Тема: Где зимуют птицы? Цели: - расширить знания детей о птицах; - закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах в родных краях; - развивать наблюдательность, воображение, речь, память; - воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность. Ход урока: I. Организационный момент. II. Постановка темы, цели урока. Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети слушают с закрытыми глазами): 1фрагмент - зима, зимний ветер, вьюга; 2фрагмент – лето, голоса птиц. Беседа по прослушанному: -Что услышали и представили по 1 фрагменту? -А что прозвучало во 2 фрагменте? - Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке? Ответы детей. -Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь? III. Актуализация знаний. а) Рассказ учителя. С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают животным выжить в трудное для них зимнее время. Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов, несколько из них мы сейчас узнаем из задания. Вам необходимо расставит названия птиц по алфавиту http://learningapps.org/display?v=fcjq3f6j Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные. Давайте мы попробуем показать основные части тела птицы http://learningapps.org/display?v=d247958t И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах. Показ репродукций картин. Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи. Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных изделиях (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной. Показ деревянных изделий. б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц) 1.В деревне есть часы такие, 2.Мальчишка в сером армячишке Не мертвые, а живые По дворам шныряет, Ходят без завода, Крохи подбирает. Они птичьего рода. (Петух.) (Воробей.) 3.Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь.) -Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая? Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.) - Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. IV. Работа по теме урока. Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах. 1 команда - «Соловьи». 2 команда - «Синицы». 1. Конкурс «Знатоки птиц». Загадки- описания птиц 1 команды : 1.Криком «Карр!» нам докучает Из сухих опавших веток Птица эта круглый год,- На березе вьет жилье, И когда мороз крепчает, Что- как шапка… И когда весна идет. Кто же это? (Звать вороною ее.) 2.Я весь день ловлю жучков 3. В лесу под щебет, звон и свист, Уплетаю червячков. Стучит лесной телеграфист: В теплый край я не летаю, «Здорово, дрозд- приятель!» Здесь, под крышей обитаю. И ставит подпись… Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…(Воробей.) (Дятел.) 4.Птица эта- пестровата: 5. И в лесу, заметьте, дети За ворону бы сошла,- Есть ночные сторожа. С тем отличием, ребята, Сторожей боятся этих Что с боков она бела. Мыши, прячутся дрожа! И трещит с самого утра: Очень уж суровы «Пора! Пора!» А что- пора? Филины и … (Совы.) Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.) - Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.) - Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете? Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.) Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску. Вывод : - Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.) -Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны! - Как можно помочь птицам зимой? Ответы детей. Физминутка. Руки подняли и покачали- В стороны руки, плавно помашем- Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят. Руки согнули, кисти встряхнули- Как они сядут, тоже покажем- Ветер сбивает росу. Крылья сложим назад. V.Продолжение работы по теме урока: - Конкурс знатоков птиц продолжается! Составь пары: http://learningapps.org/display?v=w146rxtk Загадки- описания птиц 2 команды : 1.Угадайте, что за птичка- 2.Кто без нот и без свирели Темненькая невеличка Лучше всех выводит трели, Беленькая с живота, Голосистее, нежней? Хвост раздвинут в два хвоста. Кто же это? (Ласточка.) (Соловей.) 3.Нам в хозяйстве помогает 4.Встали бра на ходули, И охотно заселяет Ищут корма по пути. Деревянный свой дворец На бегу ли, на ходу ли Темно- розовый… Им с ходулей не сойти. (Скворец.) (Журавли.) 5.Что за весенняя черная птица 6.Еще в низинах снег и лед, Любит за плугом ходить и кормиться? Но небеса весенние, Что за весенняя черная птица И он летает и поет, Прямо на трактор чуть не садится? Блистая оперением. (Грач.) Гнездо свое он в поле вьет, Где тянуться растения, Его и песни, и полет Вошли в стихотворения. (Жаворонок.) - Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы! -Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут! Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску. Вывод: - Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места? Ответы детей.(Перелетные птицы.) На глобусе показать перемещение птиц. -А теперь попробуйте выполнить следующее задание (распредели по группам) http://learningapps.org/display?v=eais846j -Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы! 2.Конкурс «Почемучка». Учитель: 1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края, а дятлы остаются зимовать? Ответы детей: - Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм. - Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый. Учитель: 2 вопрос: Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица? Ответы детей: -Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Учитель: 3 вопрос: -Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места? Ответы детей: - Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. Учитель: - Молодцы! - Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым? - Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы! VI. Закрепление. 1.Викторина «Проверь себя»- http://learningapps.org/display?v=o6o3scgc 2. Викторина «Отгадай птицу по голосу». Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби. Ответы детей. - Молодцы! 6. Итог урока. Обобщение. Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!» 1.Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 2.Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима! 3.Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 4.Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 5.Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! Учитель: - Спасибо! Заключительное слово: - Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц. - Итак, где же зимуют птицы? Ответы детей. (Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.) Учитель: - Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы! |