Государственное Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №426
«Утверждаю»
Директор школы
______________________
«_____»_________2013 год
| «Согласовано»
Зам.директора по УВР
______________________
«_____»_________2013 год
| Рассмотрено на заседании Методического совета
«_____»_________2013 год
| Рабочая учебная программа
Биология 10 класс
(профильный уровень)
2013-2014 учебный год
Составитель:
Учитель биологии
Абросимова Елена Игоревна
Пояснительная записка
Программа курса биологии для 10 класса рассчитана на 68 часов учебного времени 2 раза в неделю.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Программа «Биология. Биологические системы и процессы» 10 класс А. И.Никишов, А. В.Теремов, Р. А.Петросов Москва, Владос, 2012 г
Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. – М.: Дрофа, 2007. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Профильный курс предполагает:
· Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
· Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике «биологического мышления», работе в научных библиотеках.
· Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
Цели:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира. О методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Учебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Системообразующие ведущие идеи: разно-уровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh - анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
· основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
· строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
· сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
· решать элементарные биологические задачи;
· выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
· сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание
Введение (1 ч)
Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и способы их познания человеком. Биология – наука о жизни. Отросли биологии. Значение биологических знаний для современного человека.
Уровни организации жизни. Методы изучения биологии (2 ч)
Уровень молекулярных структур. Клеточный уровень жизни. Органно-тканевый уровень. Целостный организм. Вид. Биоценоз. Биосфера.
Особенности биологических систем, процессов и их изучение (1ч)
Организация биологических систем. Понятие о системе. Часть как элемент системы. Целое как системная организация элементов. Критерии биологических систем.
Процессы, происходящие в биологических системах.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий, показывающих уровневую организацию природы.
Клетка - единица живого (2ч)
История открытия клетки. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки (6 ч)
Элементарный состав клетки. Макро-, микроэлементы. Вода. Физико-химические свойства воды. Биологическая роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, транспорте веществ, терморегуляции. Минеральные вещества. Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Витамины.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот. Опыты, иллюстрирующие свойства органических веществ, принцип действия ферментов.
Лабораторные работы : Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках. Обнаружение белков, углеводов, жиров и липидов в различных биологических объектах.
Структура и функции клетки(5ч)
Различные формы клеток, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана. Лизосомы, митохондрии, органоиды движения, ядро: их строение, функции, связь органоидов клетки между собой. Прокариоты, эукариоты: их сравнительная характеристика и принципиальные различия.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих структуру клетки.
Обеспечение клеток энергией(8 ч)
Совокупность ферментативных реакций, протекающих в клетке(метаболизм) . Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Биологическое окисление и горение. Митохондрии - энергетические станции клеток.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих схему протекания фотосинтеза.
Наследственная информация, и ее реализация в клетке (4 ч)
Наследственная информация, и ее материальный носитель - ДНК. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Белки как основа специфичности живого. Кодирование аминокислот. Реакции матричного синтеза. Транскрипция и трансляция. Вирусы - неклеточные формы жизни.
Генная инженерия, и ее задачи. Достижения генной инженерии для защиты человека от вирусов.
Лабораторная работа: Изучение фотосинтеза и условий его протекания.
Клеточный цикл и деление клетки(7ч)
Размножение организмов Митоз. Мейоз. Бесполое и половое размножение. Клонирование. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Образование половых клеток.
Индивидуальное развитие организма: формы размножения, гаметогенез, оплодотворение у животных. Зародышевое и постэмбриональное развитие у животных. Размножение и развитие растений.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих формы размножения организмов, фазы мейоза, стадии гаметогенеза, Эмбрионального и постэмбрионального развития организма.
Организмы - биологические системы (10ч)
Многообразие организмов: одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Ткани и органы растений. Особенности строения и функции в растительном организме. Органы и системы органов растений. Ткани и органы животных. Особенности строения и функции в животном организме. Органы и системы органов животных. Соматические и регуляторные органы ( на примере человека). Опора и движение организмов. Питание и пищеварение у организмов. Дыхание и транспорт веществ у организмов. Защита у организмов. Защитные образования у растений. Средства пассивной защиты. Защитные образования у животных. Раздражимость и регуляция у организмов. Координация и регуляция у растений и животных.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих строение растений, животных, грибов и растений.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов (3ч)
История возникновения и развития генетики. Предпосылки возникновения генетики как науки. Работы Г. Менделя. По гибридизации посевного гороха. Развитие генетики в ХХ веке. Основные генетические понятия, термины и символы. Методы и объекты генетики. Гибридологический метод. Цитологический метод. Молекулярно – генетические методы. Биофизический и биохимический методы.
Закономерности наследственности (8ч)
Многогибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Взаимодействие генов.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих основные закономерности наследственности признаков у организмов.
Закономерности изменчивости (7 ч)
Ненаследственная изменчивость. Качественные и количественные признаки у организмов и влияние на них условий среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и среды. Типы наследственной изменчивости.. Мутационная изменчивость. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий показывающих организмы с различными видами изменчивости.
Селекция организмов(2ч)
Селекция как наука. Предмет и задачи селекции. Теоретическая база селекции. Сорт, порода и штамм - искусственные популяции организмов с комплексом хозяйственно ценных признаков. Методы современной селекции. Успехи селекции.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий иллюстрирующих методы селекции растений и животных.
Биотехнология (1 ч)
Биотехнология как отрасль производства. Клеточная инженерия. Микробиологическая технология. Экологические и этические проблемы биотехнологии.
Заключение (1ч)
Подведение итогов курса. Календарно-тематическое планирование по биологии
(профильное обучение)
10 класс.
68 ч.
2 раза в неделю
№ п\п
| Д.з.
| Тема
| 1
| 1
| Введение
| 2
| П.№1
| Организация биологических систем.
| 3
| П.№2
| Разнообразие биологических систем и процессов.
| 4
| П.№3
| Изучение биологических систем и процессов
| 5
| П.№4
| История открытия и изучения клетки. Клеточная теория.
| 6
| П.№5
| Методы изучения клетки
| 7
| П.№6
| Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества.
| 8
| П.№7
| Белки. Состав и строение белков.
| 9
| П.№8
| Свойства и функции белков.
| 10
| П.№9
| Углеводы.
| 11
| п.№10
| Липиды.
| 12
| П.№11
| Нуклеиновые кислоты. АТФ.
| 13
| П.№12
| Плазматическая мембрана. Клеточная стенка.
| 14
| П.№13
| Цитоплазма и одномембранные органоиды клетки.
| 15
| П.№14
| Полуавтономные органоиды клетки.
| 16
| П.№15
| Немембранные органоиды клетки.
| 17
| П.№16
| Ядро. Прокариотическая клетка.
| 18
| п.№17
| Ассимиляция и диссимиляция – две стороны обмена веществ.
| 19
| П.№18
| Ферментативные реакции. Ферменты.
| 20
| П.№19
| Пластический обмен. Фотосинтез.
| 21
| П.№20
| Хемосинтез.
| 22
| П.№21
| Энергетический обмен.
| 23
| П.№22
| Реакция матричного синтеза.
| 24
| П.№23
| Биосинтез белка.
| 25
| П.№24
| Регуляция обменных процессов в клетке.
| 26
| П.№25
| Клеточный цикл и его периоды.
| 27
| П.№26
| Матричный синтез ДНК.
| 28
| П.№27
| Хромосомы. Хромосомный набор клетки.
| 29
| П.№28
| Деление клетки. Митоз.
| 30
| П.№39
| Формы размножения организмов.
| 31
| П.№40
| Мейоз.
| 32
| П.№41
| Гаметогенез у животных.
| 33
| П.№42
| Оплодотворение и эмбриональное развитие у животных.
| 34
| П.№43
| Рост и развитие животных.
| 35
| П.№44
| Размножение и развитие растений.
| 36
| П.№45
| Неклеточные формы жизни – вирусы.
| 37
| П.№29
| Организм как единое целое.
| 38
| П.№30
| Ткани и органы.
| 39
| П.№31
| Опора тела организмов.
| 40
| П.№32
| Движение организмов.
| 41
| П.№33
| Питание организмов.
| 42
| П.№34
| Дыхание организмов.
| 43
| П.№35
| Транспорт веществ у организмов.
| 44
| П.№36
| Выделение у организмов.
| 45
| П.№37
| Защита организмов.
| 46
| П.№38
| Раздражимость и регуляция у организмов.
| 47
| П.№46
| История становления и развития генетики.
| 48
| П.№47
| Основные генетические понятия и символы.
| 49
| П.№48
| Методы генетики.
| 50
| П.№49
| Моногибридное скрещивание.
| 51
| П.№50
| Полное и неполное доминирование.
| 52
| П.№51
| Анализирующее скрещивание.
| 53
| П.№52
| Дигибридное скрещивание.
| 54
| П.№53
| Сцепленное наследование признаков.
| 55
| П.№54
| Генетика пола.
| 56
| П.№55
| Множественное действие и взаимодействие генов.
| 57
| П.№56
| Взаимодействие неаллельных генов.
| 58
| П.№57-58
| Изменчивость признаков. Модификационная изменчивость.
| 59
| П.№59
| Наследственная изменчивость.
| 60
| П.№60
| Генотипические мутации.
| 61
| П.№61
| Закономерности мутационного процесса.
| 62
| П.№62
| Геном человека.
| 63
| П.№63
| Методы изучения генетики человека.
| 64
| П.№64-65
| Наследственные заболевания человека. Значение генетики для медицины.
| 65
| П.№66-68
| Селекция. Искусственный отбор. Экспериментальный мутагенез. Получение полиплоидов.
| 66
| П.№69-70
| Внутривидовая гибридизация. Гетерозис. Отдаленная гибридизация.
| 67
| П.№71-74
| Биотехнология.
| 68
|
| Заключение.
| |