Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 166.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.04.2014
Размер166.49 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
Государственное Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №426



«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2013 год


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2013 год


Рассмотрено на заседании Методического совета

«_____»_________2013 год


Рабочая учебная программа

Биология 10 класс

(профильный уровень)

2013-2014 учебный год

Составитель:

Учитель биологии

Абросимова Елена Игоревна

Пояснительная записка

Программа курса биологии для 10 класса рассчитана на 68 часов учебного времени 2 раза в неделю.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Программа «Биология. Биологические системы и процессы» 10 класс А. И.Никишов, А. В.Теремов, Р. А.Петросов Москва, Владос, 2012 г

Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. – М.: Дрофа, 2007. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Профильный курс предполагает:

· Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.

· Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике «биологического мышления», работе в научных библиотеках.

· Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

Профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Цели:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира. О методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному

здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Учебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Системообразующие ведущие идеи: разно-уровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:

- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

- организация индивидуального обучения школьников;

- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh - анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

· основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

· строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;

· сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

· биологическую терминологию и символику;

Уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

· решать элементарные биологические задачи;

· выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

· сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

· анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основное содержание

Введение (1 ч)

Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и способы их познания человеком. Биология – наука о жизни. Отросли биологии. Значение биологических знаний для современного человека.

Уровни организации жизни. Методы изучения биологии (2 ч)

Уровень молекулярных структур. Клеточный уровень жизни. Органно-тканевый уровень. Целостный организм. Вид. Биоценоз. Биосфера.

Особенности биологических систем, процессов и их изучение (1ч)

Организация биологических систем. Понятие о системе. Часть как элемент системы. Целое как системная организация элементов. Критерии биологических систем.

Процессы, происходящие в биологических системах.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий, показывающих уровневую организацию природы.

Клетка - единица живого (2ч)

История открытия клетки. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки (6 ч)

Элементарный состав клетки. Макро-, микроэлементы. Вода. Физико-химические свойства воды. Биологическая роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, транспорте веществ, терморегуляции. Минеральные вещества. Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Витамины.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот. Опыты, иллюстрирующие свойства органических веществ, принцип действия ферментов.

Лабораторные работы : Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках. Обнаружение белков, углеводов, жиров и липидов в различных биологических объектах.

Структура и функции клетки(5ч)

Различные формы клеток, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана. Лизосомы, митохондрии, органоиды движения, ядро: их строение, функции, связь органоидов клетки между собой. Прокариоты, эукариоты: их сравнительная характеристика и принципиальные различия.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих структуру клетки.

Обеспечение клеток энергией(8 ч)

Совокупность ферментативных реакций, протекающих в клетке(метаболизм) . Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Биологическое окисление и горение. Митохондрии - энергетические станции клеток.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих схему протекания фотосинтеза.

Наследственная информация, и ее реализация в клетке (4 ч)

Наследственная информация, и ее материальный носитель - ДНК. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Белки как основа специфичности живого. Кодирование аминокислот. Реакции матричного синтеза. Транскрипция и трансляция. Вирусы - неклеточные формы жизни.

Генная инженерия, и ее задачи. Достижения генной инженерии для защиты человека от вирусов.

Лабораторная работа: Изучение фотосинтеза и условий его протекания.

Клеточный цикл и деление клетки(7ч)

Размножение организмов Митоз. Мейоз. Бесполое и половое размножение. Клонирование. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Образование половых клеток.

Индивидуальное развитие организма: формы размножения, гаметогенез, оплодотворение у животных. Зародышевое и постэмбриональное развитие у животных. Размножение и развитие растений.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих формы размножения организмов, фазы мейоза, стадии гаметогенеза, Эмбрионального и постэмбрионального развития организма.

Организмы - биологические системы (10ч)

Многообразие организмов: одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Ткани и органы растений. Особенности строения и функции в растительном организме. Органы и системы органов растений. Ткани и органы животных. Особенности строения и функции в животном организме. Органы и системы органов животных. Соматические и регуляторные органы ( на примере человека). Опора и движение организмов. Питание и пищеварение у организмов. Дыхание и транспорт веществ у организмов. Защита у организмов. Защитные образования у растений. Средства пассивной защиты. Защитные образования у животных. Раздражимость и регуляция у организмов. Координация и регуляция у растений и животных.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих строение растений, животных, грибов и растений.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов (3ч)

История возникновения и развития генетики. Предпосылки возникновения генетики как науки. Работы Г. Менделя. По гибридизации посевного гороха. Развитие генетики в ХХ веке. Основные генетические понятия, термины и символы. Методы и объекты генетики. Гибридологический метод. Цитологический метод. Молекулярно – генетические методы. Биофизический и биохимический методы.

Закономерности наследственности (8ч)

Многогибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Взаимодействие генов.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков показывающих основные закономерности наследственности признаков у организмов.

Закономерности изменчивости (7 ч)

Ненаследственная изменчивость. Качественные и количественные признаки у организмов и влияние на них условий среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и среды. Типы наследственной изменчивости.. Мутационная изменчивость. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий показывающих организмы с различными видами изменчивости.

Селекция организмов(2ч)

Селекция как наука. Предмет и задачи селекции. Теоретическая база селекции. Сорт, порода и штамм - искусственные популяции организмов с комплексом хозяйственно ценных признаков. Методы современной селекции. Успехи селекции.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, фотографий иллюстрирующих методы селекции растений и животных.

Биотехнология (1 ч)

Биотехнология как отрасль производства. Клеточная инженерия. Микробиологическая технология. Экологические и этические проблемы биотехнологии.

Заключение (1ч)

Подведение итогов курса.
Календарно-тематическое планирование по биологии

(профильное обучение)

10 класс.

68 ч.

2 раза в неделю

п\п

Д.з.

Тема


1

1

Введение

2

П.№1

Организация биологических систем.

3

П.№2

Разнообразие биологических систем и процессов.

4

П.№3

Изучение биологических систем и процессов

5

П.№4

История открытия и изучения клетки. Клеточная теория.

6

П.№5

Методы изучения клетки

7

П.№6

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества.

8

П.№7

Белки. Состав и строение белков.

9

П.№8

Свойства и функции белков.

10

П.№9

Углеводы.

11

п.№10

Липиды.

12

П.№11

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

13

П.№12

Плазматическая мембрана. Клеточная стенка.

14

П.№13

Цитоплазма и одномембранные органоиды клетки.

15

П.№14

Полуавтономные органоиды клетки.

16

П.№15

Немембранные органоиды клетки.

17

П.№16

Ядро. Прокариотическая клетка.

18

п.№17

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны обмена веществ.

19

П.№18

Ферментативные реакции. Ферменты.

20

П.№19

Пластический обмен. Фотосинтез.

21

П.№20

Хемосинтез.

22

П.№21

Энергетический обмен.

23

П.№22

Реакция матричного синтеза.

24

П.№23

Биосинтез белка.

25

П.№24

Регуляция обменных процессов в клетке.

26

П.№25

Клеточный цикл и его периоды.

27

П.№26

Матричный синтез ДНК.

28

П.№27

Хромосомы. Хромосомный набор клетки.

29

П.№28

Деление клетки. Митоз.

30

П.№39

Формы размножения организмов.

31

П.№40

Мейоз.

32

П.№41

Гаметогенез у животных.

33

П.№42

Оплодотворение и эмбриональное развитие у животных.

34

П.№43

Рост и развитие животных.

35

П.№44

Размножение и развитие растений.

36

П.№45

Неклеточные формы жизни – вирусы.

37

П.№29

Организм как единое целое.

38

П.№30

Ткани и органы.

39

П.№31

Опора тела организмов.

40

П.№32

Движение организмов.

41

П.№33

Питание организмов.

42

П.№34

Дыхание организмов.

43

П.№35

Транспорт веществ у организмов.

44

П.№36

Выделение у организмов.

45

П.№37

Защита организмов.

46

П.№38

Раздражимость и регуляция у организмов.

47

П.№46

История становления и развития генетики.

48

П.№47

Основные генетические понятия и символы.

49

П.№48

Методы генетики.

50

П.№49

Моногибридное скрещивание.

51

П.№50

Полное и неполное доминирование.

52

П.№51

Анализирующее скрещивание.

53

П.№52

Дигибридное скрещивание.

54

П.№53

Сцепленное наследование признаков.

55

П.№54

Генетика пола.

56

П.№55

Множественное действие и взаимодействие генов.

57

П.№56

Взаимодействие неаллельных генов.

58

П.№57-58

Изменчивость признаков. Модификационная изменчивость.

59

П.№59

Наследственная изменчивость.

60

П.№60

Генотипические мутации.

61

П.№61

Закономерности мутационного процесса.

62

П.№62

Геном человека.

63

П.№63

Методы изучения генетики человека.

64

П.№64-65

Наследственные заболевания человека. Значение генетики для медицины.

65

П.№66-68

Селекция. Искусственный отбор. Экспериментальный мутагенез. Получение полиплоидов.

66

П.№69-70

Внутривидовая гибридизация. Гетерозис. Отдаленная гибридизация.

67

П.№71-74

Биотехнология.

68




Заключение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск