Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков
«___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г Руководитель ---------------
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
10 класс
Учитель : Атапина Наталия Юрьевна
Балашов
2013-2014 учебный год Пояснительная записка
(10 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
Авторы: Д.К. Беляев, П.М. Бородин и др., под. ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Приказ Министерства образования РФ № 127 от 11.05.1999 г. « О проблемах и перспективах развития естественно- математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. « об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ « О внесении изменений в Закон Российской Федерации « Об образовании» пункт 4.
Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. « Об образовании обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. « Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология»
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
В соответствии с учебным планом лицея программа предусматривает изучение материала в течение 34 часов (1 час в неделю) и проведение лабораторных работ по темам, предусмотренным программой.
Цели и задачи обучения
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно- тематическое планирование 34 часа , 1 час в неделю
Содержание учебного материала
| Количество часов
| Количество лабораторных работ
| Введение
| 1
| -
| Клетка – единица живого
| 6
| -
| Структура и функции клетки
| 4
| Лабораторная работа № 1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных» Лабораторная работа № 3
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
| Обеспечение клеток энергией
| 2
| -
| Наследственная информация и реализация ее в клетке
| 3
| -
| Размножение и развитие организмов
| 3
| -
| Индивидуальное развитие организмов
| 2
| Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
| Основы генетики и селекции
| 4
| Лабораторная работа № 5
«Составление простейших схем скрещивания»
| Закономерности изменчивости
| 2
| -
| Генетика и селекция
| 3
| Лабораторная работа №6 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
| Повторение
| 4
| -
| Итого
| 34
| 6
| |