Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 57.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер57.37 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Биология > Лабораторная работа
Урок 34. Генетическое определение пола.

Цели: продолжить формирование знаний о хромосомном механизме

определении пола, формирование навыков решения генетических

задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению

научных проблем, связанных с генетикой пола.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

– Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна и для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола. Современная теория наследования пола была разработана Т.Морганом и его сотрудниками в начале XX в.

– О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке.

– Задача урока состоит в раскрытии генетического механизма хромосомного определения пола.

2. Постановка проблемы.

– Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1. Как объяснить это явление?

3. Лабораторная работа (выполняется на компьютере (Учебное электронное издание Лабораторный практикум Биология 6-11) диск 1: лабораторный практикум биология 6-11 класс; раздел: лаборатория генетика, подраздел 2 генетика человека )/ Самостоятельная работа «Решение задач на дигибридное скрещивание» (выполняется по карточкам). Первая группа учащихся выполняет лабораторную работу, а вторая – самостоятельную работу, а затем меняются.

Лабораторная работа «Хромосомный набор и развитие человека» организуется с целью изучения хромосомного набора человека и различия хромосомного комплекса мужчины и женщины; для поиска ответа на поставленные вопросы (на столах карточки с вопросами и заданиями)

4. Индивидуальная работа с инструктивной картой.

На доске записан вывод:

Существует четыре основных типа хромосомного определения пола:

  1. Мужской пол гетерогаметен: 50% гамет несут X-, 50% Y- хромосому (млекопитающие, двукрылые, человек)

  2. Мужской пол гетерогаметен: 50% гамет несут X-хромосомы; 50% – не имеют половой хромосомы (кузнечики)

  3. Женский пол гетерогаметен: 50% гамет несут X-, 50% Y- хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд)

  4. Женский пол гетерогаметен: 50% гамет несут X-хромосому, 50% – не имеют половой хромосомы (моль)

Запишите вывод в тетрадь.

Рассмотренный, хромосомный механизм определения пола, когда пол будущего потомка определяется, в момент оплодотворения является, наиболее распространенным вариантом определения пола у раздельнополых видов. Но есть и другие варианты определения пола, которые реже встречаются в природе.

5. Сообщение учащегося «Варианты определения пола»

6. Продолжение изучения материала.

– Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.

(Самостоятельно с помощью букв X и Y записать результаты расщепления по полу для человека)

На доске:

Генетическое объяснение соотношения полов у человека


XY

XY

XY



Р


Гаметы




Отношение полов 1 : 1

На доске записана таблица «Соотношение полов»

– Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строгого соотношения 1 : 1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – 85 мужчин, а к 85-летнему возрасту на 100 женщин – всего 50 мужчин.

– Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей, поэтому короче, чем женских.

7. Наследование признаков, сцепленных с полм.

В половых хромосомах, как и в аутосомах, есть гены, отвечающие за определенные признаки.

Наследование признаков, гены которых находятся в X- или Y-хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом, а локализацию генов в половой хромосоме – сцеплением генов с полом.

В половых хромасомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков.

К признакам, сцепленным с полом, у человека относится очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия, при котором кровь теряет способность свертываться. У гемофиликов даже небольшие царапины и ссадины вызывают тяжелые кровотечения. Это заболевание встречается, за редчайшим исключением, только у мужчин. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном, поэтому гетерозиготные по данному гену женщины обладают обычной свертываемостью крови.

III. Закрепление.

Решете задачу.

Какое потомство может появится у женщины – носительницы гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной.

Ген, обуславливающий нормальную свертываемость крови, обозначен H, а ген, при котором кровь теряет способность свертываться , h. Учитывая, что в генотипе женщины присутствуют две X-хромосомы, а мужчин – одна X-хромосома и одна Y-хромосома, запишите схему наследования гемофилии.

На схеме скрещивания не указывайте аутосомы, поскольку по ним нет различий между мужскими и женскими организмами.

Дано:

Р-люди Р генотип XH Xh XH Y

H- ген норм.сверт-ти фенотип носит-ца гена здоровый
крови гемофилии

h- ген гемофилии

гаметы

XH Xh носит-ца гена
гемофилии

XH Y здоровый


Xh Y


XH Y





– ?

здоровая носительница здоровый гемофилик

гена гемофилии

IV. Домашнее задание.

Изучить § 45; ответить на вопрос: может ли родиться здоровый сын в семье, если отец болен гемофилией


Инструктивная карта

Хромосомное определение пола
I. Выполни лабораторную работу ««Хромосомный набор и развитие человека» с 1 задания по 8 задание включительно.

II. Запомни термины:

Кариотип Пол: гомогаметный

Аутосомы гетерогаметный

Половые хромосомы
III. Опиши схемы определения пола по плану приведенному ниже.
Основные типы хромосомного определения пола
Схема №1 Схема №2

Человек


44+
XY



Кузнечик


Схема №3 Схема №4

Шелкопряд




Моль



План

1. Сколько хромосом составляет кариотип соматических клеток нормального человека? (кузнечика, шелкопряда, моли)

2. Сколько аутосом в кариотипах этих организмов?

3. Какое строение имеют половые хромосомы и сколько их в кариотипах этих организмов?

4. Какой пол является гомогаметным, а какой – гетерогаметным? Почему?

5. Как определяется пол будущего потомства?

6. Какой организм является определяющим пол?

IV. Сделайте вывод.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск