Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
Утверждена приказом по школе
Протокол №
от « » 20 г.
Рабочая программа
Учебного курса Биология
9 класс
Учителя Алейник Е. В.
Углич 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа курса биологии для 9 класса составлена на основе:
1 Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом,2004.
2 Примерной программы основного общего образования по биологии. М.: «Просвещение»2011.
3 Использована программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пикулова, В.В. Латюшин. Москва «Просвещение» 2008 ISBN 978-5-09-016808-3
4 Методического письма ИРО г Ярославля,2013.
5 Федеральный перечень учебников, 2013
6 Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013 г.
Курс биологии не является профильным для гимназии.
Программа дает возможность формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Цели и задачи курса:
Освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция); о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере; об организме человека (строение, жизнедеятельность, связь со средой, сохранение здоровья).
Ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за живыми объектами и собственным организмом, постановка биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей, органов.
Овладение умениями
1.Находить и использовать информацию о современных исследованиях в различных областях биологии.
2. Использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма
3.Оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других.
4. Выращивать и размножать растения.
5. Уход за собственным организмом, оказание первой помощи себе и окружающим; 6.Работа с биологическими приборами и инструментами, справочниками и определителями.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами.
Воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; общей культуры поведения в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать:
основные свойства живой материи и методы ее изучения;
уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популярно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики;
основные закономерности эволюции и ее результаты;
особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;
место человека в ноосфере.
Учащиеся должны уметь:
выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;
раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
готовить микропрепараты и работать с микроскопом;
пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
участвовать в мероприятиях по охране природы;
самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и Домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методический комплект:
Сборник нормативных документов. Биология / сост. С 23 Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев - М.: Дрофа,2006.ISN 5-358-00449-1;
Программа основного общего образования по биологии. VI-IХ классы авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пикулова.
Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.
Биология. Введение в общую биологию и экологию: Рабочая тетрадь. 9 кл./ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2007 - 96 с.: ил.
Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. -304 с: ил.
Дидактические материалы.
Сборники тестовых и контрольных работ.
Дополнительная литература для учителя.
1.Методическая библиотека. Н.Л. Галеева. Интегрированные биологические декады. Планирование, организация содержание - Москва: 5-е издания 2007.
2.А.В.Кленова, Л.М.Брейгер. Интегрированные уроки в школе. Биология- Химия. Волгоград Издательство «Учитель» 2001;
3.В.М. Жуков. Биология. Основы генетики. Менделизм. Уроки с использованием модульной технологии. Волгоград Издательство «Учитель» 2007;
4. Л.А.Иванова, В.В.Грищенко, М.В.Фридман. Тренажер для подготовки к экзамену. Москва. Издательский дом «Новый учебник» 2004;
5.Чарлз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1987;
6.К.В.Ватти, М.М. Тихомирова. Руководство к практическим занятиям по генетике. Учителю. Москва. «Просвещение» 1989;
7. З.С.Киселева, А.Н. Мягкова. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IХ-ХI классов. Москва. «Просвещение» 1993;
8.И.Н.Пименова, А.В.Пименов. Лекции по общей биологии. Учебное пособие. Саратов. «Лицей» 2005;
9.Н.Н.Машкова. Биология. ЕГЭ Сдаем без проблем! Москва «Эксмо» 2006;
10.С.И. Колесников. Подготовка к итоговой аттестации по биологии. Тестирование. Ростов-на- Цону, «Феникс»2004;
11.А.Т.Дмитриева, СВ.Суматохин, СИ. Гуленкова, А.А.Медведева. Биология. Человек. Общая эиология. 8-11 классы. Вопросы. Задания. Задачи. Москва. Дрофа.2002;
12.Е. Одум. Экология. Москва «Просвещение» 1968;
13.А.А.Касьян. Современные проблемы экологии. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 2001;
14.Мастерская учителя. И,Р.Мухамеджанов. Тесты. Зачеты. Блицопросы. Биология 9-11кл. Москва «Вако» 2006;
15.А.В.Яковлева. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология 9класс. Москва «Владос» 2003;
16.А.В.Онищенко. Биология в таблицах и схемах. Для учителей, школьников и абитуриентов. Издание 2-е, СПб, ООО «Виктория плюс», Санкт-Петербург 2004;
17.М.М.Бондарчук, Н.В. Ковылина. В помощь преподавателю. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 9-11 классы. Волгоград Издательство «Учитель» 2007.
Дополнительная литература для учащихся.
1.С.М.Скорняков. Зеленая родословная. Научно-популярная библиотека школьника. Москва ВО. Агропромиздат. 1989;
2.А.В.Владимиров. Рассказы об атмосфере. Мир знаний. Москва «Просвещение»1990;
3.М.А.Козлов. Живые организмы спутники человека. Мир знаний. Москва «Просвещение» 1998;
4. Е.С.Чухрай. Молекула, жизнь, организм. Мир знаний Москва «Просвещение» 1998;
5.Д.И.Трайтак. Справочные материалы. Биология. Учебное пособие для учащихся. Москва «Просвещение» 1995;
б.Серия библиотека школьника. С. И. Колесников. Подготовка к итоговой аттестации по биологии. Тестирование. Ростов-на-Дону, «Феникс»2004;
7.А.В.Онищенко. Биология в таблицах и схемах. Для учителей, школьников и абитуриентов. Издание 2-е, СПб, ООО «Виктория плюс», Санкт-Петербург 2004;
8.Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидоркин. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Дрофа. 1998.
9.С.Н.Зигуненко, В.И.Малов. Н.Н. Вавилов. Книга для учащихся 9-10 классов средней школы. Москва. «Просвещение» 1987;
10 И.Р.Голубев, Ю.В.Новиков. Окружающая среда и её охрана. Москва. «Просвещение» 1995;
11 .Е.Ю. Колбовский, В.Л. Рохмистров, В.А.Щеней Экология Ярославской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство. 1996.
Учебно-тематический план
№
| Раздел
| Всего
| Практические и
|
| п\п
| Тема
| часов
| лабораторные занятия
| Экскурсии
| 1
| Введение
| 3
|
|
| 2
| Молекулярный уровень
| 10
| 1
|
| 3
| Клеточный уровень
| 15
| 1
|
| 4
| Организменный уровень
| 14
| 1
|
| 5
| Популяционно-видовой уровень
| 2
| 1
|
| 6
| Экосистемный уровень
| 5
| 1
| 1
| 7
| Биосферный уровень
| 3
|
|
| 8
| Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции.
| 7
|
|
| 9
| Возникновение и развитие жизни на Земле.
| 7
|
|
| 10
| Повторение
| 1
|
|
| 11
| Заключительный урок.
| 1
|
|
|
| 68
| 5
| 1
|
Календарно-тематический план
№
п\п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Лабораторные и практические занятия
| Домашнее задание
| I. Введение (3часа).
| 1
| Биология- наука о жизни.
| 1
|
|
| §1,отв. на вопр., подгот. сообщение.
| 2
| Методы исследования в биологии.
| 1
|
|
| §2,отв. на вопр.
| 3
| Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живых организмов.
| 1
|
|
| §3,отв. на вопр.
| П. Молекулярный уровень (10часов).
| 4
| Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.
| 1
|
|
| §5,отв. на вопр.
| 5
| Углеводы.
| 1
|
|
| §5,отв. на вопр.
| 6
| Липиды.
| 1
|
|
| §5,отв. на вопр.
| 7
| Состав и строение белков.
| 1
|
|
| §5,отв. на вопр., в тетради заполнить таблицу.
| 8
| Функции белков.
| 1
|
|
| конспект
| 9
| Нуклеиновые кислоты.
| 1
|
|
| §5 отв. на вопр., в тетради заполнить таблицу
| 10
| АТФ и другие органические соединения клетки.
| 1
|
|
| §8,отв. на вопр., повторить п.5.
| 11
| Биологические катализаторы.
| 1
|
| Лабораторная
работа №1:
«Расщепление
пероксида
водорода
ферментом
каталазой».
| §10 отв. на вопр. повторить п. 5
| 12
| Вирусы.
| 1
|
|
| § 7,отв. на вопр.,
подгот. к контр.-
обобщ. уроку.
| 13
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы».
| 1
|
|
|
| III. Клеточный уровень (15 часов).
| 14
| Основные положения клеточной теории.
| 1
|
| Лабораторная работа №2: «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»
| §4,отв. на вопр.,
| 15
| Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма.
| 1
|
|
| §7,отв. на вопр.,
| 16
| Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
| 1
|
|
| §7,отв. на вопр.,
| 17
| Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
| 1
|
|
| §7,отв. на вопр., повторить п. 4
| 18
| Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
| 1
|
|
| §7,отв. на вопр., заполнить таблицу в тетради.
| 19
| Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения, вакуоли.
| 1
|
|
| §7,отв. на вопр.
| 20
| Многообразие клеток. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
| 1
|
|
| §7 отв. на вопр.,заполнить таблицу в тетради.
| 21
| Обмен веществ-признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция.
| 1
|
|
| §8 ,отв. на вопр.,повторить п. 4
| 22
| Превращение энергии-признак живых организмов. Энергетический обмен в клетке.
| 1
|
|
| §8,отв. на вопр.,
| 23
| Роль питания в жизнедеятельности клетки. Типы питания клетки.
| 1
|
|
| §8,отв. на вопр.,записи в тетради.
| 24
| Фотосинтез и хемосинтез. Роль дыхания, транспорта, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
| 1
|
|
| §8,отв. на вопр.,заполнить таблицу в тетради.
| 25
| Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
| 1
|
|
| §9, до раздела « Транспортны е РНК».
| 26
| Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
| 1
|
|
| §9,отв. на вопр.,
| 27
| Деление клетки. Митоз.
| 1
|
|
| §11,отв. на
вопр.
заполнить
табл. в тетр.,
подгот. к
контр.-
обобщ.уроку.
| 28
| Контрольно- обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы».
| 1
|
|
|
| IV Организменный уровень (14 часов).
| 29
| Размножение организмов: бесполое и половое. Оплодотворение. Рост и развитие организмов.
| 1
|
|
| §11,отв. на вопр.,
| 30
| Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.
| 1
|
|
| § 12,отв. на вопр., заполнить в тетр. табл.
| 31
| Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
| 1
|
|
| §13, отв. на вопр.,
| 32
| Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем, моногибридное скрещивание.
| 1
|
|
| §15,16,17, до раздела « закон чистоты гамет», отв. на вопр., 1-5
| 33
| Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
| 1
|
|
| §17,отв. на вопр.,
| 34
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
| 1
|
|
| §17-18,отв. на вопр.,
| 35
| Дигибридное скрещивание.
| 1
|
|
| §17-18,отв. на вопр. повтор.
| 36
| Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
| 1
|
|
| §17-18,отв. на вопр.,
| 37
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
| 1
|
|
| §19,отв. на вопр.,
| 38
| Модификационная изменчивость.
| 1
|
| Лабораторная работа №3: «Выяснение изменчивости организмов». (Самостоятельная работа по
инструктивной карточке).
| §21-22,отв. на вопр., выписать в тетрадь хар-ки
модификацио иной изм-ти.
| 39
| Мутационная изменчивость.
| 1
|
|
| §20,отв. на вопр.
| 40
| Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
| 1
|
|
| §25,отв. на вопр.
| 41
| Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
| 1
|
|
| §26-27,отв. на вопр., подгот. к контр.-обобщ. уроку.
| 42
| Контрольно - обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого».
| 1
|
|
|
| V.Популяционно-видовой уровень (2часа).
| 43
| Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Критерии вида.
| 1
|
| Лабораторная работа №4: «Изучение морфологического критерия вида».
| §28-29,отв. на вопр.
| 44
| Популяции.
| 1
|
|
| §30,отв. на вопр.
| VI.Экосистемный уровень (5 часов).
| 45
| Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
| 1
|
| Экскурсия: Изучение и описание экосистем своей местности.
| Записи в тетради.
| 46
| Состав и структура сообщества.
| 1
|
| Лабораторная работа №5 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
| Записи в тетради.
| 47
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда-источник веществ, энергии и информации. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Влияние экологических факторов на организмы.
| 1
|
|
| §43,46,отв. на вопр.
| 48
| Экосистемная организация живой природы. Саморазвитие экосистемы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Последствия деятельности человека в экосистемах.
| 1
|
|
| §44,45,46,47,отв. на вопр.
подготов.к контр. -обобщ уроку.
| 49
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень».
| 1
|
|
|
| VII.Биосферный уровень (3часа).
| 50
| Биосфера-глобальная экосистема. Вернадский В. И.-основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Среды жизни.
| 1
|
|
| Записи в тетради.
| 51
| Круговорот веществ в биосфере. Превращение энергии. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
| 1
|
|
| Записи в тетради, подг. к контр.-обобщ. уроку.
| 52
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень».
| 1
|
|
|
| VIIIЭволюция органического мира. Основы учения об эволюции (7часов).
| 53
| Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
| 1
|
|
| Записи в тетради.
| 54
| Факторы эволюции. Изменчивость ,наследственность-свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
| 1
|
|
| Записи в тетради.
| 55
| Борьба за существование. Естественный отбор.
| 1
|
|
| §32-33,отв. на
вопр.,повтор.
| 56
| Видообразование. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
| 1
|
|
| §31,отв. на вопр.
| 57
| Макроэволюция.
| 1
|
|
| Записи в тетр.
| 58
| Основные закономерности эволюции.
| 1
|
|
| подг. к контр.-обобщ. уроку.
| 59
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные учения об эволюция».
| 1
|
|
|
| IXВозникновение и развитие жизни на Земле (7часов).
| 60
| Гипотезы возникновения жизни.
| 1
|
|
| §35,отв. на вопр.
| 61
| Развитие представлений о возникновении жизни, современное состояние проблемы.
| 1
|
|
| §36-37,от в. на вопр.
| 62
| Развитие жизни в архее и протерозое.
| 1
|
|
| §36-37,отв. на вопр.
| 63
| Развитие жизни в палеозое.
| 1
|
|
| §36-37, ,отв. на вопр.
| 64
| Развитие жизни в мезозое.
| 1
|
|
| §36-37отв. на вопр.
| 65
| Развитие жизни в кайнозое.
| 1
|
|
| §36-37отв. на вопр., подгот.к контр.-обобщ. уроку.
| 66
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».
| 1
|
|
|
| XПовторение (2 часа).
| 67
| Решение генетических задач по теме: «Генетика пола».
| 1
|
|
| Решить задачу из тетради
| 68
| Решение генетических задач
| 1
|
|
|
| |