Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 197.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер197.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №1»


Утверждена приказом по школе

Протокол №

от « » 20 г.

Рабочая программа

Учебного курса Биология

9 класс

Учителя Алейник Е. В.

Углич
2013

Пояснительная записка

Рабочая программа курса биологии для 9 класса составлена на основе:

1 Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом,2004.

2 Примерной программы основного общего образования по биологии. М.: «Просвещение»2011.

3 Использована программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пикулова, В.В. Латюшин. Москва «Просвещение» 2008 ISBN 978-5-09-016808-3

4 Методического письма ИРО г Ярославля,2013.

5 Федеральный перечень учебников, 2013

6 Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013 г.

Курс биологии не является профильным для гимназии.

Программа дает возможность формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Цели и задачи курса:

  • Освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция); о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере; об организме человека (строение, жизнедеятельность, связь со средой, сохранение здоровья).

  • Ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за живыми объектами и собственным организмом, постановка биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей, органов.

  • Овладение умениями

1.Находить и использовать информацию о современных исследованиях в различных областях биологии.

2. Использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма

3.Оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других.

4. Выращивать и размножать растения.

5. Уход за собственным организмом, оказание первой помощи себе и окружающим; 6.Работа с
биологическими приборами и инструментами, справочниками и определителями.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами.

  • Воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; общей культуры поведения в природе.

  • Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать:

  • основные свойства живой материи и методы ее изучения;

  • уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популярно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики;

  • основные закономерности эволюции и ее результаты;

  • особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;

  • место человека в ноосфере.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

  • раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

  • готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

  • пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы;

  • самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и Домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методический комплект:

  • Сборник нормативных документов. Биология / сост. С 23 Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев - М.: Дрофа,2006.ISN 5-358-00449-1;

  • Программа основного общего образования по биологии. VI-IХ классы авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пикулова.

  • Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.

  • Биология. Введение в общую биологию и экологию: Рабочая тетрадь. 9 кл./ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2007 - 96 с.: ил.

  • Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. -304 с: ил.

  • Дидактические материалы.

  • Сборники тестовых и контрольных работ.

Дополнительная литература для учителя.

1.Методическая библиотека. Н.Л. Галеева. Интегрированные биологические декады.
Планирование, организация содержание - Москва: 5-е издания 2007.

2.А.В.Кленова, Л.М.Брейгер. Интегрированные уроки в школе. Биология- Химия. Волгоград Издательство «Учитель» 2001;

3.В.М. Жуков. Биология. Основы генетики. Менделизм. Уроки с использованием модульной технологии. Волгоград Издательство «Учитель» 2007;

4. Л.А.Иванова, В.В.Грищенко, М.В.Фридман. Тренажер для подготовки к экзамену. Москва. Издательский дом «Новый учебник» 2004;

5.Чарлз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1987;

6.К.В.Ватти, М.М. Тихомирова. Руководство к практическим занятиям по генетике. Учителю. Москва. «Просвещение» 1989;

7. З.С.Киселева, А.Н. Мягкова. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IХ-ХI классов. Москва. «Просвещение» 1993;

8.И.Н.Пименова, А.В.Пименов. Лекции по общей биологии. Учебное пособие. Саратов. «Лицей» 2005;

9.Н.Н.Машкова. Биология. ЕГЭ Сдаем без проблем! Москва «Эксмо» 2006;

10.С.И. Колесников. Подготовка к итоговой аттестации по биологии. Тестирование. Ростов-на-
Цону, «Феникс»2004;

11.А.Т.Дмитриева, СВ.Суматохин, СИ. Гуленкова, А.А.Медведева. Биология. Человек. Общая
эиология. 8-11 классы. Вопросы. Задания. Задачи. Москва. Дрофа.2002;

12.Е. Одум. Экология. Москва «Просвещение» 1968;

13.А.А.Касьян. Современные проблемы экологии. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 2001;

14.Мастерская учителя. И,Р.Мухамеджанов. Тесты. Зачеты. Блицопросы. Биология 9-11кл. Москва «Вако» 2006;

15.А.В.Яковлева. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология 9класс. Москва «Владос» 2003;

16.А.В.Онищенко. Биология в таблицах и схемах. Для учителей, школьников и абитуриентов. Издание 2-е, СПб, ООО «Виктория плюс», Санкт-Петербург 2004;

17.М.М.Бондарчук, Н.В. Ковылина. В помощь преподавателю. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 9-11 классы. Волгоград Издательство «Учитель» 2007.

Дополнительная литература для учащихся.

1.С.М.Скорняков. Зеленая родословная. Научно-популярная библиотека школьника. Москва ВО. Агропромиздат. 1989;

2.А.В.Владимиров. Рассказы об атмосфере. Мир знаний. Москва «Просвещение»1990;

3.М.А.Козлов. Живые организмы спутники человека. Мир знаний. Москва «Просвещение» 1998;

4. Е.С.Чухрай. Молекула, жизнь, организм. Мир знаний Москва «Просвещение» 1998;

5.Д.И.Трайтак. Справочные материалы. Биология. Учебное пособие для учащихся. Москва «Просвещение» 1995;

б.Серия библиотека школьника. С. И. Колесников. Подготовка к итоговой аттестации по биологии. Тестирование. Ростов-на-Дону, «Феникс»2004;

7.А.В.Онищенко. Биология в таблицах и схемах. Для учителей, школьников и абитуриентов. Издание 2-е, СПб, ООО «Виктория плюс», Санкт-Петербург 2004;

8.Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидоркин. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Дрофа. 1998.

9.С.Н.Зигуненко, В.И.Малов. Н.Н. Вавилов. Книга для учащихся 9-10 классов средней школы. Москва. «Просвещение» 1987;

10 И.Р.Голубев, Ю.В.Новиков. Окружающая среда и её охрана. Москва. «Просвещение» 1995;

11 .Е.Ю. Колбовский, В.Л. Рохмистров, В.А.Щеней Экология Ярославской области. Учебное
пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство. 1996.

Учебно-тематический план



Раздел

Всего

Практические и




п\п

Тема

часов

лабораторные занятия

Экскурсии

1

Введение

3







2

Молекулярный уровень

10

1




3

Клеточный уровень

15

1




4

Организменный уровень

14

1




5

Популяционно-видовой уровень

2

1




6

Экосистемный уровень

5

1

1

7

Биосферный уровень

3







8

Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции.

7







9

Возникновение и развитие жизни на Земле.

7







10

Повторение

1







11

Заключительный урок.

1










68

5

1


Календарно-тематический план



п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Лабораторные и практические занятия

Домашнее задание

I. Введение (3часа).

1

Биология- наука о жизни.

1







§1,отв. на вопр., подгот. сообщение.

2

Методы исследования в биологии.

1







§2,отв. на вопр.

3

Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живых организмов.

1







§3,отв. на вопр.

П. Молекулярный уровень (10часов).

4

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1







§5,отв. на вопр.

5

Углеводы.

1







§5,отв. на вопр.

6

Липиды.

1







§5,отв. на вопр.

7

Состав и строение белков.

1







§5,отв. на вопр., в тетради заполнить таблицу.

8

Функции белков.

1







конспект

9

Нуклеиновые кислоты.

1







§5 отв. на вопр., в тетради заполнить таблицу

10

АТФ и другие органические соединения клетки.

1







§8,отв. на вопр., повторить п.5.

11

Биологические катализаторы.

1




Лабораторная

работа №1:

«Расщепление

пероксида

водорода

ферментом

каталазой».

§10 отв. на вопр. повторить п. 5

12

Вирусы.

1







§ 7,отв. на вопр.,

подгот. к контр.-

обобщ. уроку.

13

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы».

1










III. Клеточный уровень (15 часов).

14

Основные положения клеточной теории.

1




Лабораторная работа №2: «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»

§4,отв. на вопр.,

15

Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма.

1







§7,отв. на вопр.,

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1







§7,отв. на вопр.,

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1







§7,отв. на вопр., повторить п. 4

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1







§7,отв. на вопр., заполнить таблицу в тетради.

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения, вакуоли.

1







§7,отв. на вопр.

20

Многообразие клеток. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1







§7 отв. на вопр.,заполнить таблицу в тетради.

21

Обмен веществ-признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция.

1







§8 ,отв. на вопр.,повторить п. 4

22

Превращение энергии-признак живых организмов. Энергетический обмен в клетке.

1







§8,отв. на вопр.,

23

Роль питания в жизнедеятельности клетки. Типы питания клетки.

1







§8,отв. на вопр.,записи в тетради.

24

Фотосинтез и хемосинтез. Роль дыхания, транспорта, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

1







§8,отв. на вопр.,заполнить таблицу в тетради.

25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1







§9, до раздела « Транспортны е РНК».

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1







§9,отв. на вопр.,

27

Деление клетки. Митоз.

1







§11,отв. на

вопр.

заполнить

табл. в тетр.,

подгот. к

контр.-

обобщ.уроку.

28

Контрольно- обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы».

1










IV Организменный уровень (14 часов).

29

Размножение организмов: бесполое и половое. Оплодотворение. Рост и развитие организмов.

1







§11,отв. на вопр.,

30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1







§ 12,отв. на вопр., заполнить в тетр. табл.

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1







§13, отв. на вопр.,

32

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем, моногибридное скрещивание.

1







§15,16,17, до раздела « закон чистоты гамет», отв. на вопр., 1-5

33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1







§17,отв. на вопр.,

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1







§17-18,отв. на вопр.,

35

Дигибридное скрещивание.

1







§17-18,отв. на вопр. повтор.

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1







§17-18,отв. на вопр.,

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1







§19,отв. на вопр.,

38

Модификационная изменчивость.

1




Лабораторная работа №3: «Выяснение изменчивости организмов». (Самостоятельная работа по

инструктивной карточке).

§21-22,отв. на вопр., выписать в тетрадь хар-ки

модификацио иной изм-ти.

39

Мутационная изменчивость.

1







§20,отв. на вопр.

40

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1







§25,отв. на вопр.

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1







§26-27,отв. на вопр., подгот. к контр.-обобщ. уроку.

42

Контрольно - обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого».

1










V.Популяционно-видовой уровень (2часа).

43

Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Критерии вида.

1




Лабораторная работа №4: «Изучение морфологического критерия вида».

§28-29,отв. на вопр.

44

Популяции.

1







§30,отв. на вопр.

VI.Экосистемный уровень (5 часов).

45

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1




Экскурсия: Изучение и описание экосистем своей местности.

Записи в тетради.

46

Состав и структура сообщества.

1




Лабораторная работа №5 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Записи в тетради.

47

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда-источник веществ, энергии и информации. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Влияние экологических факторов на организмы.

1







§43,46,отв. на вопр.

48

Экосистемная организация живой природы. Саморазвитие экосистемы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Последствия деятельности человека в экосистемах.

1







§44,45,46,47,отв. на вопр.

подготов.к контр. -обобщ уроку.

49

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень».

1










VII.Биосферный уровень (3часа).

50

Биосфера-глобальная экосистема. Вернадский В. И.-основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Среды жизни.

1







Записи в тетради.

51

Круговорот веществ в биосфере. Превращение энергии. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

1







Записи в тетради, подг. к контр.-обобщ. уроку.

52

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень».

1










VIIIЭволюция органического мира. Основы учения об эволюции (7часов).

53

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.

1







Записи в тетради.

54

Факторы эволюции. Изменчивость ,наследственность-свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1







Записи в тетради.

55

Борьба за существование. Естественный отбор.

1







§32-33,отв. на

вопр.,повтор.

56

Видообразование. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

1







§31,отв. на вопр.

57

Макроэволюция.

1







Записи в тетр.

58

Основные закономерности эволюции.

1







подг. к контр.-обобщ. уроку.

59

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основные учения об эволюция».

1










IXВозникновение и развитие жизни на Земле (7часов).

60

Гипотезы возникновения жизни.

1







§35,отв. на вопр.

61

Развитие представлений о возникновении жизни, современное состояние проблемы.

1







§36-37,от в. на вопр.

62

Развитие жизни в архее и протерозое.

1







§36-37,отв. на вопр.

63

Развитие жизни в палеозое.

1







§36-37, ,отв. на вопр.

64

Развитие жизни в мезозое.

1







§36-37отв. на вопр.

65

Развитие жизни в кайнозое.

1







§36-37отв. на вопр., подгот.к контр.-обобщ. уроку.

66

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1










XПовторение (2 часа).

67

Решение генетических задач по теме: «Генетика пола».

1







Решить задачу из тетради

68

Решение генетических задач

1










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск