№
п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного(необязательного содержания)
| д/з
|
1
| Введение (2 час)
| Инструктаж ТБ. Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.
| 1
| Вводный урок,
урок повторения и обобщения знаний.
| Ключевые понятия
Система биологических наук
Факты
Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естествено- научной картины мира.
| Называть:
естественные науки, составляющие биологию; >вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;
>методы исследований живой природы.
Объяснять:
>роль биологии в формировании научного мировоззрения;
>роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.
|
| Проблемы человечества, зависящие от уровня биологических знаний.
| §1,2 вопросы к §§
|
2
| Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.
|
| комбинированный
| Ключевые понятия Жизнь
Факты
Отличительные признаки живой природы: уров-невая организация, эволюция.
Основные уровни организации живой природы.
Явления Свойства живого Дискретность и целостность.
Наследственность и изменчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация.
Процессы
Метаболизм. Саморегуляция. Размножение. Раздражимость и движение.
| Давать определение понятию жизнь.
Перечислять:
>уровни организации живой материи;
>основные свойства живого.
Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.
* Выделять основные при знаки понятия «биологическая система».
*Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь».
|
| Биологические системы.
| §3,4
|
3
| Основы цитологии
(15 часов)
| Методы цитологии. Клеточная теория.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть и описывать
этапы создания клеточной теории.
Называть:
>положения современной
клеточной теории;
>вклад ученых в создание
клеточной теории.
Объяснять роль клеточной
теории в формировании естественно-научной картины мира.
^Приводить доказательства к положениям клеточной теории.
|
| Работы Р. Гука, Левенгука, Бера
| § 5 вопросы к §
|
4
| Химический состав клетки. Минеральные вещества.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Гидрофильные соединения
Гидрофобные соединения
Органогены
Микроэлементы
Макроэлементы
Ультрамикроэлементы
Факты
Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения.
Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.
Закономерности, теории
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.
| Давать определение ключевым понятиям.
Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Приводить примеры биохимических эндемий.
Сравнивать химический
состав тел живой и неживой природы и делать выводы
на основе сравнения.
Объяснять единство живой и неживой природы.
Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.
*Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.
|
|
| §6-8. сообщения
|
5
| Углеводы. Липиды.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные вещества
Объекты Липиды, липоиды, углеводы.
Факты Химический состав клетки. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энергии, источник метаболической воды, защитная функция.
Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ и
энергии, структурная и защитная функции.
| Давать определение ключевым понятиям.
Описывать элементарный состав углеводов и липидов.
Приводить примеры углеводов и липидов различных групп.
Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.
Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.
*Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов.
|
| Классификация полимеров: гомопо-лимеры, гете-рополимеры.
| § 9,10
|
6
| Белки.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Биополимеры Полипептиды
Объекты Белки. Пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.
Факты Химический состав клетки. Белки. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны.
Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации.
Процессы Денатурация и ренату-рация. Причины денатурации.
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть:
>элементарный состав и мономеры белков; >функции белков.
Описывать проявление функций белков.
Перечислять причины денатурации белков. Объяснять механизм образования белков.
Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.
Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее.
*Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.
|
| БЭНП, презентация
| § 11
|
7
| Нуклеиновые кислоты. АТФ.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Биополимеры
Объекты
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Факты
Химический состав клетки. Открытие Иоганом
Фридрихом Мишером нуклеиновых кислот.
Описание структуры ДНК
Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель
наследственной инфорамации (хранение наследственной информации, передача информации следующему поколению; передача генетической информации из ядра в цитоплазму).
Виды РНК: транспортная, рибосомальная,
информационная (матричная).
Процесс
Удвоение молекулы ДНК.
Закономерности, теории
Принцип комплементарности. Правило Чаргаф-фа.
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть:
>типы нуклеиновых кислот;
>функции нуклеиновых кислот.
Выделять различия в
строении и функциях ДНК и
РНК.
Находить информацию о
нуклеиновых кислотах в раз-
личных источниках и критически оценивать ее.
* Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
|
| Удвоение ДНК БЭНП, презентация
| § 12,13 повт §§ 7-11
|
8
| Зачётно-обобщающий урок « Химический состав клетки».
| 1
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязи. Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
|
|
9
| Строение клетки.
| 1
| Изучение нового материала
| Ключевые понятия
Эукариоты
Экзоцитоз
Эндоцитоз
Объекты
Органоиды клетки эукариот: ЭПС (шероховатая
или гранулярная; гладкая или агранулярная), клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды хлоропласты, хромопласты), рибосомы.
Факты Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Процесс Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности.
Закономернсти,
теории
Жидкостно-мозаичная
модель строения мембраны
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть мембранные и
немембранные органоиды
клетки.
Выделять особенности строения эукариотической клетки.
* Сравнивать строение
растительной и животной клеток.
Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в
жизнедеятельности клетки.
Раскрывать взаимосвязь
строения и функций мембраны клетки.
Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.
* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.
* Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ее органоидов.
|
| Основные отличия в
строении животной и растительной клеток.
| § 14-17 табл. «Строение и ф-ции органоидов к-ки»
|
10
| Сходство и различия в строении клеток.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Прокариоты Эукариоты
Объекты
Органоиды прокариотической клетки: клеточная
стенка, мембрана, нуклеоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома.
Факты Доядерные клетки (прокариоты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий:
палочковидные, сферические, спиралевидные,
в форме запятой. Распространение и значение бактерий в природе.
Процесс
Спорообразование.
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть:
>части и органоиды прокариотическои клетки;
>экологическую роль бактерий.
Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.
Выделять различия в
строении клеток эукариот и
прокариот.
Раскрывать сущность
процесса спорообразования
у бактерий.
Использовать приобретенные знания о вирусах
в повседневной жизни для
профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями.
|
|
| § 18,19
|
11
| Неклеточные формы жизни.
| 1
| комбинированный
| Ключевые понятия
Вирус
Генетическая информация
Объекты Вирусы, бактериофаг.
Факты Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней; вирусы, инфицирующие бактерии.
Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Явление Паразитизм на генетическом уровне.
| Давать определение ключевым понятиям.
Описывать процесс проникновения вируса в клетку.
Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.
Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.
|
| Вирусы - переносчики генетической информации
| § 20
|